Особенности взросления современного подростка
Особенности взросления современного подростка
Автор: Павлова Елена Валерьяновна
ГБУДО «ЦРТ»
Подростковый период – важный и трудный этап в жизни человека, время выборов, которое во многом определяет всю последующую жизнь. Подростковый возраст знаменуется бурным развитием и перестройкой социальной активности ребёнка. Мощные сдвиги происходят во всех областях жизнедеятельности ребёнка, не случайно этот возраст называют «переходным» от детства к зрелости.
1. Особенности взросления современного подростка.
В подростковом возрасте (11-15 лет) меняется система ценностей и интересов. У современного подростка отмечается ярко выраженное стремление к индивидуализации, к утверждению своего «Я».
Внешне кризис возраста проявляется в грубости, скрытности, нарочитости поведения, стремлении поступать наперекор требованию и желанию взрослых; в игнорировании замечаний, ухода от обычной сферы общения. Трудность в том, что подросток не умеет анализировать причины происходящего с ним. У подростка часто возникает беспричинное чувство тревоги, колеблется самооценка, он в это время очень раним, конфликтен, может впадать в депрессию.
Один из главных вопросов подросткового возраста – половое созревание. В это время формируются психосексуальные установки и ориентации. Начинается бурный, неравномерный рост, вследствие чего подросток становится диспропорциональным, неуклюжим. Организм ребёнка подвергается глубокой перестройке, причём в очень быстром темпе. Бурное физическое развитие сопровождается рядом противоречивых моментов. Часто возникает неприятие своего тела и внешности, тогда они изнуряют себя диетами, занятиями спортом, просто страдают и замыкаются в себе.
В период взросления самооценка подростка неустойчива: он склонен считать себя либо гением, либо ничтожеством. Любая мелочь может в корне изменить отношение подростка к себе.
Особенности этого периода проявляются в пренебрежительном отношении к обучению, плохая успеваемость, бравада, невыполнением обязанностей: избегая выполнять какие-нибудь обязанности и поручения по дому, готовить домашние задания, а то и посещать занятия.
На всём протяжении подросткового периода наблюдается чётко выраженная динамика агрессивности. Формы агрессивного поведения типичны для большинства подростков.
2. На пути взросления современного подростка встают следующие социальные проблемы:
- Физические особенности – идет период быстрого роста, происходит гормональная перестройка организма, наступает половое созревание. Подростковая лень не всегда черта характера. Это может быть реакцией организма на стремительный рост;
- Особенности мышления – наступает коренной перелом в сознании. Подростки становятся критичными, во всем сомневаются, требуют прямых фактов и доказательств любого суждения. Активно формируется абстрактное мышление, проявляется творческий потенциал и креативность. Но это период крайностей – мир видится либо черным, либо белым;
- Эмоциональная нестабильность. Подростки раздражительны, вспыльчивы, склонны к переменам настроения и не могут это контролировать. Часто провоцируют взрослых на споры и ссоры, преувеличивают проблемы и никогда не признаются в своей неправоте;
- Особенности социализации – начинается отрыв от семьи. Именно за пределами семейного круга возникают новые авторитеты. Подростки начинают следить за модой, на себе примеряют последние тренды, появляется интерес к противоположному полу и первые отношения.
Пережить это непростое время помогут:
- максимально спокойная атмосфера внутри семьи и доверительные отношения – важен полный контакт между поколениями;
- внимательное отношение к подростку – он должен быть в центре внимания, но без перегибов. Родители должны замечать нюансы поведения, но насильно не предлагать помощь;
- умение говорить просто о сложных вещах, в том числе и о первом сексуальном опыте.
3. Важнейшая задача воспитания — выявление склонностей и дарований, развитие в соответствии с индивидуальными особенностями человека, его способностями и возможностями.
К основным воспитательным задачам в процессе взросления современного подростка можно отнести:
1) Сплочение коллектива.
2) Воспитание творчески активной и самостоятельной личности с нравственной позицией и нравственным самопознанием:
- воспитание уважение к себе и к другим;
- воспитание трудолюбия, бережного отношения к труду других людей;
- воспитание доброго отношения к своим близким и родным, к окружающим детям и взрослым;
- воспитание любви к знанию истории культуры своей страны;
- расширение кругозора.
3) Развитие самооценки подростка.
4) Воспитание умения ориентироваться в новых условиях современной жизни.
Определяются различные подходы (аспекты) к решению данных воспитательных задач:
1. Социальный аспект - представление об идеальном подростке как носителе определенной системы ценностей. Личность определяет общество, в котором живет;
2. Психологический аспект - переданный социальный опыт приобретает психологическую форму, когда внешние требования в личности должны стать внутренней силой управляющей поведением человека. Человек, не выполняющий своих обязанностей, не признается в достаточной степени воспитанным. Можно выделить три системы ценностей:
- трансцендентная (связана с верой, Богом, абсолютом, высшим существом, душой, проклятием), слабой стороной этой системы является смещение ценностей к посмертному существованию;
- социоцентрическая (отношение к людям, культура, свобода, гуманность, чувства гражданственности, патриотизма) система требует от личности жить в постоянном напряжении, долга другим людям, обществу;
- антропоцентрическая (направлена на человека, возвышение его индивидуальности, потребность в самореализации, удовольствие). Слабое место - угроза превращения ценностей в элементарный эгоизм.
3. Культурологический аспект - приобщение к культуре - путь бесконечного развития личности. Формирование полноценной позиции личности, введение ее в культуру осуществляется через деятельность, общение, опыт межличностных и общественных отношений.
4. Профессионально-педагогический аспект - управляемый педагогический процесс, определяющий стратегию профессиональной деятельности. В процессе педагогической деятельности происходит конкретизация цели:
- по возрасту;
- по социальным условиям;
- по реализованным целям.
4. Ценностные ориентиры современного подростка:
- Общение и взаимоотношения;
- Отношение к окружающему миру;
- Гражданская позиция;
- Познавательные интересы, в том числе интерес к профессии;
- Отношение к собственному «Я».
Главная ценность современного подростка — здоровье (физическое и психическое).
Кроме того, по данным мониторинга:
- для 60% подростков активная жизненная позиция не является приоритетом;
- любовь является ценностью только для каждого третьего;
- материальная обеспеченность важнее, чем интересная работа;
- современные подростки ценят дружбу больше, чем современная молодежь;
- семья приобретает ценность по мере взросления.
Для формирования ценностного мировоззрения современного подростка на мой взгляд актуальны сегодня следующие методы:
- организация и проведение совместного досуга;
- оценка собственного уровня патриотизма (оценка гражданской позиции);
- участие в общественной деятельности;
- оценка и обсуждение наиболее значимых качеств личности;
- совместное хобби и интересы (занятия спортом; экологические мероприятия);
- формирование полезных привычек.
Главная черта современного подростка – отчаянное стремление к независимости и желание получить от мира признание своей взрослости.
Для поддержания подростка в период его взросления рекомендуется выполнять следующие советы:
- не оказывайте на подростка давления ни при каких обстоятельствах – психологическое давление снижает базовое доверие и повышает уровень стресса;
- научитесь быть благодарным и понимающим слушателем – иногда подростку достаточно просто поделиться тревогами, чтобы почувствовать облегчение;
- родительская поддержка должна быть постоянной – подростку важен крепкий тыл;
- уважайте подрастающее поколение ровно настолько, насколько вы хотите, чтобы они уважали вас;
- не критикуйте без причины. А если все-таки вы решили высказать критичное суждения – будьте аккуратны в словах.
Главное – любите своего ребенка таким, каков он есть – без всяких условностей, с любым цветом волос и самым невероятным имиджем.