Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Особенности взросления современного подростка

Дата публикации: 2023-11-02 16:46:18
Статью разместил(а):
Павлова Елена Валерьяновна

Особенности взросления современного подростка

Автор: Павлова Елена Валерьяновна

ГБУДО «ЦРТ»

 

Подростковый период – важный и трудный этап в жизни человека, время выборов, которое во многом определяет всю последующую жизнь. Подростковый возраст знаменуется бурным развитием и перестройкой социальной активности ребёнка. Мощные сдвиги происходят во всех областях жизнедеятельности ребёнка, не случайно этот возраст называют «переходным» от детства к зрелости.

1. Особенности взросления современного подростка.

В подростковом возрасте (11-15 лет) меняется система ценностей и интересов. У современного подростка отмечается ярко выраженное стремление к индивидуализации, к утверждению своего «Я».

Внешне кризис возраста проявляется в грубости, скрытности, нарочитости поведения, стремлении поступать наперекор требованию и желанию взрослых; в игнорировании замечаний, ухода от обычной сферы общения. Трудность в том, что подросток не умеет анализировать причины происходящего с ним. У подростка часто возникает беспричинное чувство тревоги, колеблется самооценка, он в это время очень раним, конфликтен, может впадать в депрессию. 

Один из главных вопросов подросткового возраста – половое созревание. В это время формируются психосексуальные установки и ориентации. Начинается бурный, неравномерный рост, вследствие чего подросток становится диспропорциональным, неуклюжим. Организм ребёнка подвергается глубокой перестройке, причём в очень быстром темпе. Бурное физическое развитие сопровождается рядом противоречивых моментов. Часто возникает неприятие своего тела и внешности, тогда они изнуряют себя диетами, занятиями спортом, просто страдают и замыкаются в себе. 

В период взросления самооценка подростка неустойчива: он склонен считать себя либо гением, либо ничтожеством. Любая мелочь может в корне изменить отношение подростка к себе. 

Особенности этого периода проявляются в пренебрежительном отношении к обучению, плохая успеваемость, бравада, невыполнением обязанностей: избегая выполнять какие-нибудь обязанности и поручения по дому, готовить домашние задания, а то и посещать занятия. 

На всём протяжении подросткового периода наблюдается чётко выраженная динамика агрессивности. Формы агрессивного поведения типичны для большинства подростков.

2. На пути взросления современного подростка встают следующие социальные проблемы: 

- Физические особенности – идет период быстрого роста, происходит гормональная перестройка организма, наступает половое созревание. Подростковая лень не всегда черта характера. Это может быть реакцией организма на стремительный рост;

- Особенности мышления – наступает коренной перелом в сознании. Подростки становятся критичными, во всем сомневаются, требуют прямых фактов и доказательств любого суждения. Активно формируется абстрактное мышление, проявляется творческий потенциал и креативность. Но это период крайностей – мир видится либо черным, либо белым;

- Эмоциональная нестабильность. Подростки раздражительны, вспыльчивы, склонны к переменам настроения и не могут это контролировать. Часто провоцируют взрослых на споры и ссоры, преувеличивают проблемы и никогда не признаются в своей неправоте;

- Особенности социализации – начинается отрыв от семьи. Именно за пределами семейного круга возникают новые авторитеты. Подростки начинают следить за модой, на себе примеряют последние тренды, появляется интерес к противоположному полу и первые отношения.

Пережить это непростое время помогут:

- максимально спокойная атмосфера внутри семьи и доверительные отношения – важен полный контакт между поколениями;

-  внимательное отношение к подростку – он должен быть в центре внимания, но без перегибов. Родители должны замечать нюансы поведения, но насильно не предлагать помощь;

-  умение говорить просто о сложных вещах, в том числе и о первом сексуальном опыте.

3. Важнейшая задача воспитания — выявление склонностей и дарований, развитие в соответствии с индивидуальными особенностями человека, его способностями и возможностями.

К основным воспитательным задачам в процессе взросления современного подростка можно отнести:

1) Сплочение коллектива.

2) Воспитание творчески активной и самостоятельной личности с нравственной позицией и нравственным самопознанием:

- воспитание уважение к себе и к другим;

- воспитание трудолюбия, бережного отношения к труду других людей;

- воспитание доброго отношения к своим близким и родным, к окружающим детям и взрослым;

- воспитание любви к знанию истории культуры своей страны;

- расширение кругозора.

3) Развитие самооценки подростка.

4) Воспитание умения ориентироваться в новых условиях современной жизни. 

Определяются различные подходы (аспекты) к решению данных воспитательных задач:

1. Социальный аспект - представление об идеальном подростке как носителе определенной системы ценностей. Личность определяет общество, в котором живет;

2. Психологический аспект - переданный социальный опыт приобретает психологическую форму, когда внешние требования в личности должны стать внутренней силой управляющей поведением человека. Человек, не выполняющий своих обязанностей, не признается в достаточной степени воспитанным. Можно выделить три системы ценностей:

- трансцендентная (связана с верой, Богом, абсолютом, высшим существом, душой, проклятием), слабой стороной этой системы является смещение ценностей к посмертному существованию;

- социоцентрическая (отношение к людям, культура, свобода, гуманность, чувства гражданственности, патриотизма) система требует от личности жить в постоянном напряжении, долга другим людям, обществу;

- антропоцентрическая (направлена на человека, возвышение его индивидуальности, потребность в самореализации, удовольствие). Слабое место - угроза превращения ценностей в элементарный эгоизм.

3. Культурологический аспект - приобщение к культуре - путь бесконечного развития личности. Формирование полноценной позиции личности, введение ее в культуру осуществляется через деятельность, общение, опыт межличностных и общественных отношений.

4. Профессионально-педагогический аспект - управляемый педагогический процесс, определяющий стратегию профессиональной деятельности. В процессе педагогической деятельности происходит конкретизация цели:

- по возрасту;

- по социальным условиям;

- по реализованным целям.

4. Ценностные ориентиры современного подростка:

- Общение и взаимоотношения;

- Отношение к окружающему миру;

- Гражданская позиция;

- Познавательные интересы, в том числе интерес к профессии;

- Отношение к собственному «Я». 

Главная ценность современного подростка — здоровье (физическое и психическое).

Кроме того, по данным мониторинга:

- для 60% подростков активная жизненная позиция не является приоритетом;

- любовь является ценностью только для каждого третьего;

- материальная обеспеченность важнее, чем интересная работа;

- современные подростки ценят дружбу больше, чем современная молодежь;

- семья приобретает ценность по мере взросления.

Для формирования ценностного мировоззрения современного подростка на мой взгляд актуальны сегодня следующие методы:

- организация и проведение совместного досуга;

- оценка собственного уровня патриотизма (оценка гражданской позиции);

- участие в общественной деятельности;

- оценка и обсуждение наиболее значимых качеств личности;

- совместное хобби и интересы (занятия спортом; экологические мероприятия);

- формирование полезных привычек.

Главная черта современного подростка – отчаянное стремление к независимости и желание получить от мира признание своей взрослости.

Для поддержания подростка в период его взросления рекомендуется выполнять следующие советы:

- не оказывайте на подростка давления ни при каких обстоятельствах – психологическое давление снижает базовое доверие и повышает уровень стресса;

- научитесь быть благодарным и понимающим слушателем – иногда подростку достаточно просто поделиться тревогами, чтобы почувствовать облегчение;

- родительская поддержка должна быть постоянной – подростку важен крепкий тыл; 

- уважайте подрастающее поколение ровно настолько, насколько вы хотите, чтобы они уважали вас;

- не критикуйте без причины. А если все-таки вы решили высказать критичное суждения – будьте аккуратны в словах.

Главное – любите своего ребенка таким, каков он есть – без всяких условностей, с любым цветом волос и самым невероятным имиджем.

 

. . . . .