Сравнение технологий оценивания
Сравнение технологий оценивания
Автор: Макеева Елена Сергеевна
ГБОУ «Школа № 2070 имени Героя Советского Союза Г.А. Вартаняна», г. Москва
Аннотация: Статья посвящена сравнению технологий формирующего и итогового оценивания. Описаны главные преимущества использования формирующего оценивания, цель и задачи.
Ключевые слова: технология формирующего оценивания, итоговая оценка, итоговое оценивание.
Тематические рубрика: Общая педагогика.
Много места в нашей преподавательской деятельности, да и в обычной жизни тоже, отводится оцениванию результатов, итогов деятельности. Мы делаем выводы, оцениваем, к чему пришли, иногда пытаемся проанализировать и понять, как мы к этому пришли. Однако, редко именно в процессе выполнения какой-либо задачи или решения какой-либо проблемы мы задаемся вопросами «Всё ли я правильно делаю? Могу ли я что-то улучшить? К какому результату я иду?».
Ответить на эти вопросы учителям помогает система оценивания. Их в современной педагогике выделяют две – суммирующая оценка (иногда её называют итоговой) и формирующая оценка (формативная, активная или «оценивание для обучения»). В чём же отличие этих процессов оценивания?
Суммирующая оценка помогает учителю проанализировать уровень усвоения материала классом. Ярким примером суммирующей оценки являются такие виды работ, как ВПР, ОГЭ и ЕГЭ. Чаще всего результатом оценивания становится отметка, которую ученик получает в различных видах – пятибалльная, стобалльная или десятибалльная и т.п.
При использовании техник и приёмов формирующего оценивания учитель помогает ученикам не только узнать конечный результат деятельности, но и самостоятельно управлять своим обучением, то есть выстраивать свой образовательный маршрут. В таком случае, самым важным для ученика становится не отметка в дневнике, а полученные знания или дополнительная возможность их получить.
Особенно ярко описать сравнение двух систем оценивания можно с помощью цитаты Дануты Стэрна: «Если повар сам пробует суп, который он приготовил, - это формирующее оценивание. Если суп пробует клиент – это суммирующее оценивание. В первом случае у повара есть шанс исправить блюда, если он найдёт в нём недостатки».
Что даёт учителю формирующее оценивание? Оно позволяет научить учеников думать и анализировать, что они сделали не так, почему допустили ошибку, что они могут сделать, чтобы исправить её или не допустить подобную в следующий раз. Приучая учеников к самоанализу, давая правильную обратную связь, развивая умения рассуждать и анализировать, учитель не только углубляет их знания по конкретному предмету, но также повышает мотивацию к обучению и помогает избегать стрессовых состояний перед контрольными работами и экзаменами. И всё потому, что целью формирующего оценивания становится улучшение качества обучения, а не обеспечение основания для выставления отметок.
Заключение. Несомненно, оба типа оценивания необходимы и важны в системе образования. Выбор того или иного способа оценки зависит от цели урока и конкретной работы. Зная принципы технологии формирующего оценивания и применяя его техники на практике, мы не только делаем наши уроки интересными, но и учим учеников учиться.
Список литературы:
1. Воронцов А.Б. Формирующее оценивание: нормы, инструменты, процедуры. - М.: Некоммерческое партнерство «Авторский клуб», 2018г.
2. Дусавицкий А.К., Кондратюк Е.М., Толмачева И.Н., Шилкунова З.И. Урок в начальной школе. - М.: Вита-Пресс, 2008г.
3. Матвеева Е.И., Панкова О. Б., Патрикеева И. Е. Критериальное оценивание в начальной школе. - М.: Вита-Пресс, 2013г.
4. Пинская М.А. Оценивание для обучения. - М.: Чистые пруды, 2019г.
5. Пинская М.А, Улановская И.М. Новые формы оценивания. - М.: Просвещение, 2013г.