Формирование социально-бытовых представлений и навыков у детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Формирование социально-бытовых представлений и навыков у детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях центра содействия семейному воспитанию (детского дома)
Авторы: Рябухин Ярослав Анатольевич
и Пономарёв Максим Васильевич
ГБУ ЦССВ «Берег надежды» (детский дом), г. Москва
Формирование ребенка как личности, происходит под воздействием окружающего его мира, и особенно значительную роль в этом играют общество и семья. Педагоги способствуют всестороннему развитию личности ребенка, в котором трудовое воспитание занимает достаточно важное место. Формирование у ребенка социально-бытовых навыков осуществляется по большей мере в рамках именно трудового воспитания. Формирование этих навыков способствует процессу социализации ребенка, т.е. вхождению его в общество, в котором он будет достаточно самостоятелен, и поэтому будет чувствовать себя полноценным его членом. В труде дети овладевают разнообразными навыками и умениями, необходимыми в повседневной жизни: в самообслуживании, в хозяйственно-бытовой деятельности и т.д.
Совершенствование умений и навыков состоит не только в том, что ребенок начинает обходиться без помощи взрослого, у него развиваются самостоятельность, умение преодолевать трудности, способность к волевым усилиям. Именно поэтому организация в рамках специального учреждения занятий по формированию социально-бытовых навыков так важна в общем процессе обучения, воспитания и коррекции детей с ОВЗ.
Дети, с ограниченными возможностями здоровья, находясь в условиях ЦССВ, лишены возможности приобретать знания и усваивать опыт социально-бытового характера в кровной семье и в ближайшем социуме, следствием чего является изолированность от общества и проблемы с дальнейшей социальной адаптацией.
Практика показывает, что дети данной категории зачастую оказываются беспомощны в самостоятельном жизнеустройстве.
Дефицит социального опыта, недостаточная подготовленность их в этом отношении оказывает существенное влияние на характер адаптации в новых условиях общественной жизни. Это проявляется в неумении устанавливать личные и деловые контакты со сверстниками и персоналом, в негативном отношении к участию в трудовых процессах, в неуверенности и незнании, как вести себя в той или иной жизненной ситуации.
Очевидна необходимость организации дополнительной работы по социально-бытовой подготовке воспитанников в Центрах содействия семейному воспитанию. В нашем центре воспитатели и педагоги дополнительного образования, проводят занятия по социально-бытовой ориентировке и по формированию социально-бытовых навыков у детей с ограниченными возможностями.
Актуальность данной программы обусловлена тем, что в настоящее время составной частью социальной политики Российской Федерации является улучшение качества жизни населения страны и в этой связи очень важно обеспечить равные условия социальной адаптации и интеграцию в общество детей с ограниченными возможностями здоровья.
На данный момент отмечается недостаточное количество специальных коррекционных программ для работы с детьми сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей и детьми с ОВЗ, что отрицательно влияет на качество подготовки таких детей к самостоятельной жизни и их успешной интеграции в социум.
Успех интеграции в значительной степени зависит от социально-бытовой деятельности человека, его способности самостоятельно организовать свой быт, поэтому подготовить каждого воспитанника с ограниченными возможностями здоровья к самостоятельной, независимой от помощи окружающих жизни – главная задача коррекционного воспитания. В сущности, весь процесс обучения и воспитания ребёнка с ограниченными возможностями здоровья направлен на то, чтобы обеспечить его социальную адаптацию в общество.
Таким образом, работа по программе необходима и актуальна. Это подтверждается тем, что параллельно с формированием социально-бытовых представлений и навыков, ребята приобретают другие важные умения и навыки, расширяют и закрепляют сведения и представления об окружающем мире, что в целом положительно сказывается на развитии личности воспитанников.
Ведущая педагогическая идея программы состоит в выработке мотивации:
· к накоплению и углублению знаний, умений и навыков, необходимых для подготовки к самостоятельной жизни и успешной адаптации в социум;
· к формированию положительных качеств личности ребёнка;
· к воспитанию человека, способного самостоятельно жить в обществе, найти в нём своё место.
Цель программы: Создание условий для эффективного формирования социально-бытовых представлений и навыков у детей, необходимых для их подготовки к самостоятельной жизни и успешной адаптации в социум.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1. Формирование и закрепление социально-бытовых навыков в трудовой, практической, индивидуальной и коллективной деятельности.
2. Формирование основ социальной ориентировки на основе расширения круга социально-нравственных представлений об окружающем мире.
3. Формирование культурно-гигиенических навыков, навыков самообслуживания.
4. Создание основы для проявления самостоятельности в дальнейшей жизни.
5. Развитие мелкой и общей моторики.
6. Воспитание бережливости, аккуратности в процессе действий с предметами домашнего обихода, предметами гигиены, обогащение опыта самостоятельных действий в бытовых процессах.
7. Воспитание привычки к здоровому образу жизни.
Теоретическая и практическая значимость программы:
Программа определяет деятельность в следующих направлениях:
1. Теоретические занятия – получение и накопление познавательных сведений.
2. Практические занятия – применение полученных знаний в практической общественно – полезной деятельности.
3. Практическое подтверждение полученных знаний, умений, навыков в непосредственном общении и взаимодействии с близкими людьми и окружающей средой.
Методологической основой исследования являются:
1. Положение о единстве сознания и деятельности как одного из аспектов деятельностного подхода в психологии (В.C. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов).
2. Учение о поэтапном формировании умственных действий у детей при нормальном и отклоняющемся развитии (П.Я.Гальперин, Г.М. Дульнев, С.Л. Мирский, Н.П. Павлова) и поэтапном овладении двигательными действиями (Ю.З. Носиков, В.В. Черняев, М.А. Шлемип, В. Шлыков).
3. Положение о единстве диагностики и коррекции развития (Л.С. Выготский, В.И. Лубовский, А.Р. Лурия).
Формирование социально-бытовых представлений и навыков является одним из немногих сфер деятельности, в котором ребенок с ограниченными возможностями здоровья достигает видимого успеха, что чрезвычайно важно для его полноценного личностного развития.
Программа включает в себя занятия по формированию социально-бытовых навыков, отработке навыков самообслуживания как основы успешной адаптации в общество.
Предметно-практическая деятельность по программе проходит как основа формирования трудовых навыков.
Вся работа на занятиях носит целенаправленный характер и способствует развитию самостоятельности воспитанников при выполнении заданий, предусмотренных программой.
Распределение программного материала создаёт условия для реализации дидактических принципов: научности, доступности, последовательности, систематичности, коррекционной направленности.
Формы организации работы по программе: игры (дидактические, сюжетные, имитирующие, компьютерные); беседы; экскурсии; чтение книг; общение со сверстниками.
На занятиях используются практические и наглядные методы:
· объяснительно-иллюстративные (беседа, рассказ, работа с таблицами, тематическими картинками, опорными таблицами, схемами,);
· объяснительно-иллюстративные (демонстрация плакатов с изображениями схем;
· репродуктивные (работа по образцам);
· частично-поисковые (использование развивающих игр);
· предметно-практические методы.
Программа предназначена для детей школьного возраста и детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющими умеренную и выраженную интеллектуальную недостаточность.
Срок реализации данной программы рассчитан на один год.
Организация деятельности по Программе предусматривает три этапа овладения практическими навыками:
1. Выполнение отдельных трудовых действий с помощью педагога.
2. Выполнение серии трудовых действий совместно с педагогом.
3. Относительно самостоятельное последовательное выполнение серии трудовых действий с опорой на план-схему и инструкции педагога.
Таким образом, в программе предусмотрены уровни усвоения деятельности:
· совместные действия с педагогом;
· деятельность по подражанию;
· деятельность по образцу;
· деятельность по последовательной инструкции;
· самостоятельная деятельность воспитанников;
· умение анализировать и исправить допущенные ошибки совместно с педагогом.
Длительность прохождения этапов и содержание обучения практическим навыкам каждого ребенка зависит от его индивидуальных особенностей развития. Между тем грубые нарушения моторики, эмоционально – волевой сферы, не позволяющие некоторым детям освоить практические умения и навыки, не исключают их пассивного участия в занятиях с другими детьми и выполнения отдельных операций с помощью педагога.
Такой подход позволяет развивать познавательную деятельность детей, помогают им лучше усваивать программный материал.
В ряде разделов предусмотрены упражнения, которые воспитанник выполняет индивидуально. Эта работа осуществляется с целью выработки определенных умений и навыков на основе полученных на коррекционно-развивающих занятиях знаний.
Деятельность по программе может быть организованна как групповое коррекционно-развивающее занятие, индивидуальное занятие, индивидуальная или подгрупповая работа с детьми.
При любой форме деятельности коррекционно-развивающее занятие делится на две части: образовательную и игровую или практическую.
Образовательная часть коррекционно-развивающего занятия включает в себя изучение программного материала.
С целью развития мотивации, активизации познавательных возможностей целесообразно использовать современные технологии, развивающие компьютерные игры и компьютерные тренинговые задания.
Реализация намеченных мероприятий по формированию социально-бытовых навыков у детей с ограниченными возможностями в условиях ЦССВ будет способствовать развитию познавательной деятельности, развитию психических процессов и личностных качеств, формированию социальных умений и навыков, необходимых в жизненном самоопределении каждого ребенка с ограниченными возможностями.
Оценка результативности программы осуществляется на основе сравнения результатов первичной и повторной диагностики уровня сформированности у детей культурно-гигиенических навыков, навыков самообслуживания и социально-бытовых навыков.
При использовании педагогической технологии формирования и коррекции социально-бытовых навыков у детей дошкольного и школьного возраста с ограниченными возможностями должны учитываться индивидуальные особенности детей: многократно повторяться и закрепляться выполняемые детьми задания. В процессе коррекционно-развивающей работы должны использоваться такие приемы как сопряженные действия с педагогом, сопровождающиеся комментарием каждой операции; действия по подражанию, сопровождающиеся комментарием каждой операции; действия по образцу.