Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Школа: обучение или воспитание

Дата публикации: 2022-12-11 23:07:45
Статью разместил(а):
Перепелица Татьяна Теодозьевна

Школа: обучение или воспитание

Автор: Перепелица Татьяна Теодозьевна

 

Аннотация: В статье автор отвечает на вопрос: какие основные функции школы: обучать или воспитывать.

Ключевые слова: школа, обучение, воспитание.

Тематическая рубрика: Общепедагогические темы.

 

Школа: воспитание или обучение? С какой именно из этих функций в большей степени связана ее деятельность? Это риторический вопрос, который волнует народные массы уже не первый год. Много людей и столько же мнений. Одни считают, что современная школа только обучает, точнее сказать, научает. Другие считают, что основная работа современной школы заключается в воспитании подрастающего поколения и организации их досуга. Есть такие, которые уверенны в том, что школа должна выполнять все вышеперечисленные функции, а по факту вся ее деятельность сводится к родительским собраниям и обсуждению проблем обучения и воспитания и поиску решений. Чтобы выяснить и разобраться в данном вопросе, мною была выбрана тема реферата, которая так и звучит: Школа: обучение или воспитание?

Актуальность темы остро проявляется как на уровне образования, так и на уровне воспитания школьников, а также подтверждается многообразием статей, посвященных изучению этого вопроса и обсуждениями общественности. Потому что, несмотря на то, что есть конкретно обозначенные функции, цели и задачи школы, все равно продолжаются споры об истинной ее деятельности.

Что б ответить на этот вопрос были рассмотрены работы таких авторов как: М.Б. Бим-Бад, С.В. Кульневич; изучены педагогические статьи с интернет-порталов, проанализирована работа сайтов педагогических учреждений и изучены статистические данные социологического исследования от декабря 2014 года. 

Что представляет собой школа, её основные цели, задачи и функции с теоретической точки зрения и с точки зрения практики.

Итак, школа – это учебное заведение для получения общего образования. Основной целью школы, как правило, является обеспечение общедоступного бесплатного начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. Одной из основных функций, которую должна выполнять школа - учебно-воспитательная, которая подразумевает под собой обучение и воспитание обучающихся (воспитанников). А миссией школы изначально являлось воспитание всесторонне развитой личности.

Таким образом, обучение и воспитание в школе неразрывно связаны друг с другом.

А как дело обстоит на практике в общеобразовательных школах? Проанализировать деятельность всех учебных заведений невозможно. Но возможно проанализировать какие цели и задачи ставят перед собой учебные заведения при помощи сети интернет и, в частности, в результате анализа сайтов образовательных учреждений. Просмотрев ряд интернет-страниц ОУ было выявлено, что все школы заявляют основной своей функцией осуществление воспитания и обучения. Прослеживается это по многочисленным мероприятиям вне стен школы и участием в олимпиадах. Но есть и обратная сторона, кроме того, что прописано в программах и отчетах образовательных учреждений.

На интернет-сайте «Про Родитель» в декабре 2014 года была опубликована статья с результатами социологического исследования, проводимого со взрослым население страны. Цель исследования заключалась в следующем: выявить отношение людей к современной системе образования и в частности к функциям, которые выполняет школа. На сайте опубликованы только результаты, но они говорят о многом и о многом заставляют задуматься. Процитирую фрагмент статьи: «… Итак, по данным опроса, более 70 процентов родителей ждут от школы не только обучения, но и воспитания. Недовольных тем, как школа учит, - 11 процентов, а тем, как воспитывает, гораздо больше - 18. Треть опрошенных (35 процентов) довольны качеством преподавания в школе, 28 процентов - воспитательной работой». Таким образом большая часть опрошенных считает, что школа обязана выполнять не только обучающую, но и воспитательную функцию.

Кроме довольных ситуацией, в образовательных учреждениях, есть и те, кто разочарован в выполнении основных функций. А в чем таится проблема и как ее решать?

Как решить проблему функционала школ?

Как и говорилось ранее, с точки зрения статистики, есть люди, которые не довольны осуществлением как обучающей, так и воспитывающей функций школы. И чтобы избавиться от этой проблемы нужно найти в чем реально она таится и найти соответствующее решение. В статье Бориса Михайловича Бим-Бада описывается точка зрения на функции школы с позиции американского педагога Джона Гудлэда. Автор статьи строит параллели образования в Америке и образовательной системы в России. А именно приравнивает проблемы функций школы там и у нас. Так он говорит, что главная, первейшая, важнейшая функция школы — присмотр и уход за детьми, которых собирают вместе и, раз уж они собрались, их заодно пытаются обучить, дать им образование. При этом образовательную функцию школы все видят и считают главной, а социально обеспечивающую функцию не замечают (в контексте статьи автор имеет в виду и воспитательную функцию).

«Образовательная работа школы сегодня безнадежно устарела. По традиции, по инерции школу рассматривают преимущественно как источник информации, хотя вся эта информация находится вне школы, и она ныне доступна детям и без школы». Данное суждение имеет место быть, но в этом отношении я сделала бы ремарку, информация есть и вне школы, и ее, безусловно очень много, но дело может обстоять иначе относительно подачи необходимой информации детям, но это напрямую связанно с деятельностью педагога, о которой речь пойдет позже.

В статье современная школа и воспитание от 2012 года верно отмечено следующее: «Школа была и остается одним из главных учебно-воспитательных учреждений, планомерно и целенаправленно организующих жизнедеятельность детей. Существует много различных типов школ.

Но какой бы ни была школа, - она выполняет социальный заказ, предполагающий воспитание нравственного человека …»

Однако занять ребенка, подростка - еще не значит заинтересовать и уж тем более воспитать, чрезвычайно важную роль играет при этом характер отношений, которые складываются в процессе этой деятельности, насколько гуманизированы отношения сверстников, каков их стиль общения.

Занимая различные позиции, пытаясь понять новый тип воспитательных отношений, педагоги признают, что с решением воспитательных задач не справляются, что не знают до конца, как преодолеть имеющиеся трудности и вывести из тупика воспитательную систему школы». Моё мнение, что решение этой проблемы напрямую зависит от деятельности педагога, учителя, а также сотрудничества педагога, родителя и ученика

«Возрождение воспитательной функции школы, начинать надо с учителя» - так звучит название статьи от 2012 года с портала Риа-новости. В которой речь идет об укреплении воспитательной функции школы, путем введения новых предметов в образовательную программу. У нас считают, что ежели приняли закон, стандарт, издали приказы, то все произойдет само собой. Нет, не произойдет и не сделается! Нужно учить школу тому, что делать и как делать по новой парадигме».

«Первый и главный источник движения вперед человечества — многообразие».

Таким образом, следующий вывод, чтобы школа выполняла как воспитывающую, так и обучающую функцию, проблему нужно начинать решать с себя.

Если мы хотим воспитывать, мы должны делать это интересно. Организовывать экскурсии в музей, но организовывать их так, чтобы это была не просто скучная экскурсия, а чтобы она была интересная, быть может с элементами игры. Организовывать походы в театр, но чтобы они были не просто так, для «галочки», а чтобы было последующее обсуждение. Организовывать посещение выставок, с дальнейшими диспутами и круглыми столами. После театров, экскурсий в музеи, и выставки давать открытые уроки для родителей, только учителями будут дети, они сами должны показать, что знают и могут передать свои знания от увиденного и услышанного.

В интервью с Львом Любимовым он сказал следующее: «Обучить чтению — значит сделать ребенка пожизненно зависимым от книги, текстов. Ни дня без главы! Обучить письму — значит сформировать у ребенка устойчивую потребность в презентации в письменном виде своих мыслей, впечатлений, переживаний. Ни дня без строчки!» Эти его слова были применительны к работе в начальной школе. Я же считаю, что задача современного учителя построить работу на своих уроках таким образом, чтобы обучение в любых направлениях осуществлялось по такому принципу, какой предложил автор.

На сколько близко будут взаимодействовать два института: институт семьи и школа. Насколько учитель и родитель будут заинтересованы в успешности ребенка, настолько будет обучение и воспитание будут восприниматься единым продуктов. Но к большому сожалению на практике не всегда так. Могу сказать за частую мы приглашаем родителей только на родительские собрания, или пишем сообщения через электронный дневник, а если приглашаем для личной беседы, то в большинстве случаев на предмет успеваемости или поведения.

Мы часто говорим: «Все идет из семьи», но так-же можно сказать и про школу, «Остальное зависит от школы». Как педагогом будет построена работа в рамках его учебной и внеучебной деятельности, таков и будет результат.

Интегрированные уроки, интегрированные занятия, посещения музеев в игровой форме, посещение театров, выставок с дальнейшим обсуждением, представлением своих знаний самым главным «судьям» (родителям), вовлекая их в свой мир знаний, и желаний знать, все это поможет организовать не только обучающую, но и воспитывающую функцию школы. И это будет не под протокол собрания для родителей, не в принудительной форме для ученика, а искреннее желание учиться и воспитываться всем.

В заключение мне хотелось бы сказать, что современная школа выполняет обе функции, как воспитательную, так и обучающую. Так как воспитание и обучение неразрывно связанны друг с другом. Так, воспитывая, мы обучаем, а обучая, мы так же и воспитываем. Но все зависит от позиции и роли учителя в данном процессе. Ведь если педагог не заинтересован в своем деле, и вся его работа сводится к цитированию и конспектированию учебника, то ни о какой образовательной функции не может идти и речи, и если в качестве элемента воспитания он выбирает посещение кинотеатра в учебное время, да еще какой-нибудь бессмысленной комедии или пятиминутное чаепитие в конце четверти, то и о воспитании тут не может быть и речи.

Стоит всегда помнить, что все зависит от нас самих. Особенно в педагогике.

Возрождение воспитательной и обучающей функции необходимо начинать с учителя. И если в деятельности педагога будет интерес, то тогда будет и результат в виде гармонично-развитой личности.

 

Список литературы:

1. Бим-Бад Б.М. Статья. Педагогическая антропология. 2005г.

2. Борисова И. Российская газета. Позовите Макаренко, 2014г.

3. Дирксен Д. Искусство обучать: как сделать любое обучение нескучным и эффективным. Манн, Иванов и Фербер. Москва, 2013.

4. Кульневич С.В. Воспитательная работа в современной школе. Москва — Ростов-на-Дону, 2000г.

5. Лебедев О.Е. Воспитание в школе: диалектика прошлого и будущего. Санкт-Петербург, СПбГУП, 2022г.

6. Щебланова Е.И. Неуспешные одаренные школьники. Обнинск: ИГ–СОЦИН, 2008г.

 

. . . . .