Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Игра и игровые приемы в работе учителя в рамках деятельностного подхода

Дата публикации: 2022-10-31 19:27:08
Статью разместил(а):
Колосова Варвара Юрьевна

Игра и игровые приемы в работе учителя в рамках деятельностного подхода

Автор: Колосова Варвара Юрьевна

КГУ, г. Кострома

 

Аннотация: В данной статье обосновывается эффективность применения на уроках игр и игровых приемов. Раскрывается в каком возрасте можно их использовать. На каких этапах урока и для чего могут быть использованы игровые практики. Даются конкретные виды игр, которые можно задействовать в учебном процессе. Раскрывается сущность игровых приемов и их классификация. А также условия и требования к организации данных практик.

Ключевые слова: деятельностный подход, игра, игровые приемы, учащиеся, урок.

Тематическая рубрика: Общепедагогические темы

 

На современном этапе в школах можно увидеть увеличивающееся количество информации, перегруженным однообразным учебным материалом. При этом зачастую мотивация обучения находиться на достаточно низком уровне. Поэтому для более эффективного усвоения знаний нужны более легкие для восприятия формы усвоения знаний. Этим критериям отвечает игровая деятельность.

Что же такое деятельность? По педагогическому словарю, это активное взаимодействие с окружающей действительностью, в ходе которого живое существо выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект. Тогда деятельностный подход (по В.П. Котельниковой) – это процесс деятельности человека, направленный на становление его сознания и его личности в целом. Основная особенность данного подхода – в непосредственной деятельности обучающихся.

Признаками деятельностного подхода в обучении будут такие критерии, как субъектность, осознанная цель, мотив, определенные действия и оценка результата.

Одним из наиболее эффективных методов деятельностного подхода является игра.

Игра (по Г.К. Селевко) – это вид деятельности в условиях ситуации, направленной на воссоздание и усвоение общественного опыта (в том числе знаний, умений), в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

Помимо разнообразия на занятиях, легкости в усвоении, закреплении учебного материала, повышению уровня мотивации и стимулирования учащихся к учебной деятельности, игра способствует:

- приобретению самых различных знаний о предметах и явлениях окружающего мира;

- развивает наблюдательность и способность определять свойства предметов, выявлять их существенные признаки;

- повышению творческой активности обучающихся;

- развитию коммуникативных навыков; стремление учащихся к контакту друг с другом и учителем;

- развитию психических процессов: памяти, мышления, внимания, воображения и т.д.

Включение в урок игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создаёт у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала.

Помимо дошкольного возраста, где игра является ведущим видом деятельности, способствует познанию мира и подготавливает к обучению наличием определенных правил, дидактическими играми, игровыми приемами обучения, она подходит к применению и для других возрастов. Так, в младшем школьном возрасте помимо «помощи» в усвоении материала, она особое место занимает в поддержании/ появлении мотивации к обучению. Особенно важно использовать игровые практики на уроках в 1, 2 классов, так как происходит переход от игровой деятельности к учебной.

Для подросткового возраста игра будет привлекательна, так как наряду с получением знаний, она может служить площадкой для общения с другими учащимися. Для более взрослых периодов развития игра может служить для получения, отработки знаний, умений, навыков, алгоритмов действий необходимых в профессиональной деятельности.

На каких же этапах урока и для чего могут быть использованы игровые практики?

- В начале урока целью игры будет являться организация занятия, привлечение внимания, разминка перед основной частью, а также стимулирование активности учащихся, появление заинтересованности в получении знаний.

- В середине урока игра решает задачу усвоения темы.

- В конце урока игра может носить поисковый характер, закрепление пройденного материала.

- Как технологии внеклассной работы, при обобщении и повторении блока изученных тем.

Можно выделить определенную классификацию игр в зависимости от  характера познавательной деятельности обучающихся:

- Игры, требующие от детей исполнительской деятельности. Выполняют действия по образцу или указанию. В этой группе игр можно использовать такие задания: придумать слова, числовые выражения, выложить узор, начертить фигуру подобную данной.

- Игры, в ходе которых дети выполняют воспроизводящую деятельность. Например, при формировании вычислительных навыков, навыков правописания. Игровое действие выполняется поэтапно в соответствии с заданным заданием, дети перечисляют возможные варианты решения, записывают ответы. Можно провести игру в виде соревнования. Данные игры не только систематизирует знания учеников, но и активизируют внимание обучающихся.

- Игры, требующие от детей преобразующей и поисковой деятельности. Это игры, с помощью которых дети изменяют задания в другие, логически связанные с ними. Дети должны выявить закономерность, которая является ключом к данному заданию, сравнивать, анализировать, находить общее и различия, вести поиск недостающего. Данная группа игр позволяет систематизировать и обобщать знания обучающихся по различным разделам программы.

- Игры, в которых запрограммирована контролирующая деятельность. К ним можно отнести: игры «Я учитель», «Контролёр», «Проверь Угадайку», в которых ученики выполняют проверку чьей-то работы. С этой целью можно использовать такие средства обратной связи, как сигнальные карточки (кружок синего и красных цветов) или разрезные цифры.

В системе уроков важно подбирать игры на разные виды деятельности: исполнительскую, воспроизводительную, преобразующую, поисковую – это способствует более полному и быстрому овладению детьми знаниями.

Говоря о конкретных видов игр, можно назвать такие, как:

- дидактические игры;

- деловые;

- интеллектуальные игры: викторины, конкурсы, аукционы, интеллектуальное казино, «Поле чудес», «Своя игра»;

- маршрутные, по станциям, квесты, игры-путешествия;

- сюжетно-ролевые игры;

- настольные;

- игры-эксперименты;

- дискуссионные

- компьютерные игры с обучающим содержанием;

- конструкторские игры (мозаики, конструкторы, слова);

- коммуникативные игры с обучающим потенциалом; 

- игры-манипуляции (например, кубик-рубик, пирамидка, где в конце при успешном выполнении задания открывается ключевое слово/ дан ответ на вопрос).

Также дополнительно на уроке могут быть использованы игры для активизации мозговой деятельности, например, психотехнические игры, которые направлены на развитие логики, памяти, внимания. Например, пишущая машинка, диктант наоборот, найди ошибку, снежный ком и т.д. Или упражнения-игры нейропсихологического подхода к обучению, физ. разрядки – физкульт-минутки/ паузы, реализованные в игровом формате.

Помимо непосредственных игр, в обучении можно использовать и игровые приемы.

Игровые приемы в обучении (по Н. Исаковой) - это способы совместного (педагога и детей) развития сюжетно игрового замысла путем постановки игровых задач и выполнения соответствующих игровых действий, направленные на обучение и развитие детей.

Когда мы говорим про использование отдельных приемов в обучении, то вспоминаем термин игрофикации, который предполагает внедрение игровых элементов в неигровой контекст (неигровую ситуацию). То есть он просто «раскрашивает» образовательный процесс, создает игровую оболочку, однако содержание – является учебно-обучающим.

Так на уроке при изучении/ повторении/ закреплении материала могут быть включены отдельные компоненты структуры игрового процесса:

· Воображаемая ситуация, сюжет. Например, путешествие в таинственный мир, спасательная операция, в научной лаборатории ученого и т.д.

· Игровые роли. Они могут даваться как учащимся, так и учителю. Например, адвокат и прокурор, судья, путешественник, врач, ученый, спасатель и т.д.

· Игровые правила. Они определяют определенный набор действий, благодаря которым игроки получают поощрительные баллы, штрафы, а также отмечают условия выигрыша. Для наибольшей яркости игрового-учебного процесса можно использовать соревновательный компонент.

· Также возможно игровое использование предметов, замещение реальных вещей игровыми, условными;

Можно выделить отдельные виды  игровых приемов в обучении. Так, по характеру познавательной деятельности обучающихся: 

- исполнительская деятельность;

- воспроизводящая;

- преобразующая и поисковая;

—- контролирующая деятельность.

По характеру обыгрываемого образа:

· обыгрывание изображаемого предмета, игрушек, картин-панорам;

· сюжетно-изобразительная игра с незаконченным (создаваемым) образом;

· обыгрывание готового изображения осуществляется с помощью игрушек или без них.

По виду «наглядности»: 

· с показом предметов, игрушек;

· с наблюдением явлений природы, труда взрослых;

· с рассматриванием живых объектов;

· с показом образца;

· с использованием кукольного театра, теневого, настольного, фланелеграфа.

Игровые приемы с использованием игрушек/ предметов: 

- внесение игрушек;

- создание игровых ситуаций;

- обыгрывание игрушек, предметов;

- изменение местонахождения игрушек;

- показ предметов в разных действиях.

При использовании игр и игровых приемов на занятии можно выделить определенные этапы:

1. Подготовительный этап:

Легенда/ вступление;

• Обозначение цели;

Обозначение правил;

Выдача роли/ ролей (при наличии).

2. Основной этап: Непосредственно игра или игровой прием с обучающим потенциалом;

3. Заключительный этап

Анализ деятельности;

Рефлексия;

• Объявление победителей. При этом это могут быть как один человек, группа или же весь класс.

Помимо выявления игр и игровых приемов на уроках были сформулированы условия эффективного применения игровых приемов в преподавании:

- игровая форма в сочетании с обучающим содержанием; 

- учёт интересов учащихся;

- учение через обучение мысли и действию;

- познание и знание - следствие преодоления трудностей;

- свободная творческая работа и сотрудничество;

- наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить);

- выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний;

- выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания;

- формирование у школьников умения контролировать свои действия как по ходу, так и после их завершения;

- сюрпризность, эмоциональность; 

- интригующие обстановки. 

При этом основными особенностями «учителя играющего» или требованиями к педагогу будут такие качества, как коммуникабельность, умение быстро принимать решения, гибкость, организаторские способности, психологическая устойчивость, развитая интуиция, активность, жизнерадостность, любовь к детям, умение зажечь, увлечь, умение держать себя в обществе. Они не обязательны, однако благодаря таким характеристикам игровая деятельность будет наиболее яркой, эмоционально привлекательной и от того более мотивированной и действенной.

Таким образом, для наиболее эффективного усвоения учебного материала в учебном процессе можно дополнительно использовать игры и игровые приемы. При этом в зависимости от содержания, возраста, особенностей коллектива можно задействовать различные их виды. А для повышения результативности учебного процесса необходимо использовать определенные условия организации и применения игр, а также активно проявлять те качества, которыми можно описать «учителя играющего».

 

Список литературы:

1. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 68-69.

2. Исаакова Н.И. Разнообразие игровых методов и приёмов в обучении и воспитании дошкольников. 

3. Котельникова В.П. Сущность деятельностного подхода  в образовательном процессе. 

4. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2-х т. Т. 1 – М.: Народное образование, 2005. – 556 с.

 

. . . . .