Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Учитель обществознания и истории - какой он?

Дата публикации: 2020-02-16 14:28:36
Статью разместил(а):
Туаллагова Алина Евдокимовна

Учитель обществознания и истории - какой он?

Автор: Туаллагова Алина Евдокимовна

МБОУ "Гимназия № 45", г. Владикавказ

 

Аннотация: Данная татья раскрывает проблемы подготовки учащихся к ЕГЭ, а также незнание гражданами российской Федерации конституции.

Ключевые слова: учитель истории, ЕГЭ.

 

Учитель обществознания и истории неравнодушен к политике и к политическим процессам, происходящим в государстве. Занятия с детьми должны быть актуальными и интересными. Обязательное качество преподавателя - способность к объективной оценке. Учитель должен научить детей тому, что главное - фактический материал, а фактам необходимо давать оценку.

Если человек хочет стать учителем, ему стоит понять, что от него требуется. Учитель должен быть хорошим человеком, неравнодушным к своей работе. Любовь к предмету он передаст детям. Это справедливо для всех учителей. Что касается учителя обществознания и истории, то он, прежде всего, должен быть внимательным к политике, политическим и социальным процессам, происходящим в обществе. Это сделает его занятия с детьми актуальными и интересными для них. Обязательное качество - способность к беспристрастности и объективности. И историк, и специалист по обществознанию должны научить детей тому, что главное в этих дисциплинах - фактический материал.

Факты истории или современности необходимо уметь отделять от их оценок. Учитель не сможет научить этому школьников, если сам этого не умеет, если его позиция является ангажированной. Я считаю предмет «Обществознание» полезным. Его можно преподавать, давая теоретические знания, ориентируясь на практику, а детям эти знания пригодятся в жизни. Что касается образования, то мне представляется, что базовое историческое образование для учителя обществознания предпочтительнее, чем, к примеру, политологическое. Так, есть теории лидерства, есть разные типы лидерства, описанные в рамках этих теорий. Учитель-«политолог» скорее более подробно расскажет о теоретических концепциях, связанных с каждым типом лидерства, тогда как учитель- «историк» обязательно будет объяснять всё на историческом материале, иллюстрируя примерами из истории.

Я считаю, что лучше применять знания обществоведческой тематики на практике. – Наверное, всем людям моего поколения приходилось сталкиваться с этим. Я поступила в ВУЗ еще в советское время, а закончила его уже в новом государстве под названием Российская Федерация. Пока я была студенткой, сменились две противоположные догматические концепции. Сначала нас учили в соответствии с марксистско-ленинской теорией, а потом на нас же экспериментировали при попытках создания новой педагогической школы. Так что можно считать, что это был первый «политический» вызов, с каким я столкнулась в качестве будущего педагога. Справиться с ним мне помогло как раз историческое образование. Лучшие мои педагоги учили меня смотреть в первую очередь на факты.

Наша современность постоянно заставляет нас принимать подобные «вызовы»: когда сначала возникает какой-то способ оценки тех или иных событий, часто весьма ангажированный, а потом он вдруг меняется на противоположный – по причинам, никак не связанным с объективными фактами. Самый яркий пример подобного рода — российская история 1990-х годов, которая изучается в школе. Я вижу, как сейчас меняется отношение к ней в обществе. Один миф начинает постепенно сменяться другим. Если еще недавно было принято полное очернительство этого времени, то сейчас к нему появляется и доброжелательный интерес. В университете очень много внимания уделяется многим разным событиям, им посвящено много исследований. Я, например, «открыла» для себя Иосифа Сталина – неожиданные аспекты его деятельности, его взглядов.

Очень мифологизирована тема Великой Отечественной войны. Это некий «политический крик».

ЕГЭ - это, если можно так сказать, тоже «вызов» для нас, хотя и не политический. Материалы для итоговой аттестации составлены неоднозначно. Мне все время приходится объяснять ученикам, что есть разные взгляды и разные теории, но задания ЕГЭ предполагают при ответе на такой-то вопрос некий соответствующий ответ, какой будет считаться в данном случае правильным. Хотя мне такой подход не кажется справедливым. Конечно, разработчики ЕГЭ пытаются унифицировать материал, но это очень сложно сделать с общественными науками.

Для меня открытием стало все то, что рассказывают нам о деятельности Страсбургского суда. Это, наверное, первое, что мне захотелось сразу донести до ребят. Понимаете, у нас в России государство всегда на стороне человека. Россияне поэтому всегда принимают сторону государства в любом конфликте государства и гражданина. Такова наша культура, наша история. Это связано с тем, что наши люди просто не понимают, «права человека» – это не пустой звук и их можно и нужно защищать. Я очень люблю проекты и участие в них.

У меня как раз после второго года обучения сложилась идея проекта для старшеклассников. Тема очень интересная, "Альтернатива при изучении истории". Планируется отмечать юбилей российской Конституции. Министерство образования и науки опубликовало всероссийский конкурс для учащихся - "Моя законотворческая инициатива". Думаю, мы обязательно примем в нем участие. Это будет полезным опытом для моих учеников, так же будет возможность изучать Конституцию. К примеру: статьи Конституции 71и 72 , и глава Конституции 4, это задания в ЕГЭ .

В нашем обществе, по моему мнению, довольно пренебрежительное отношение к Конституции, люди не понимают ее значение. А я как учитель помогаю детям готовиться к ЕГЭ. На уроках мы достаточно подробно разбираем, кто писал российскую Конституцию, какие изменения внесены в Конституцию Р.Ф. Рассказывая историю и процесс принятия Конституции, уже становится понятно, какое значение документ имеет для нашей страны.

Для учеников является сложным моментом итоговый аттестационный период, особенно при подготовке к ЕГЭ по истории. Например, период середины 18 века, период Дворцовых переворотов. Но необходимо использовать дополнительные справочники и литературу. А при изучении темы конфликта патриарха Руси с Петром Первым - организовали дискуссию сторонников церкви и светской власти. Ученики изучили документы и научные труды, подготовили дискуссию на целый урок. Одни из них, выступали в пользу патриарха, другие— в пользу царя. Мы с коллегами были судьями. Удивительным было то, что часть учащихся были на стороне патриарха, и, конечно это не политический вызов. Скорее это методический или научный вызов, пусть даже он неразрывно связан с внутренней политикой России.

История России изучается отдельно от мировой истории. Я думаю, что урочных часов очень не хватает. Необходимо добавить часы для изучения истории и обществознания. Два курса настолько разделены, что ни дети, ни взрослые, прошедшие курс истории в школе, не могут сказать, что происходило в Восточной Азии в 17 веке, когда Александр Невский сражался на Ладожском озере? Будто Россия оторвана от периодов Мировой истории.

Сегодня Россия открыта миру, все громче звучат голоса тех, кто призывает связать мировую историю с российской. Об этом говорят и многие учителя истории. Я бываю на курсах для учителей истории и обществознания, где этот вопрос постоянно поднимается. Вопросы всеобщей истории включили и в материалы ЕГЭ, это хорошо. Связать российскую историю с мировой просто необходимо, я это делаю на уроках истории. Конечно, существует проблема с УМК. Не все учебники есть в школьных библиотеках, которые по программе должны быть.

Я думаю, что со временем все изменится к лучшему. Думаю, что мои ученики будут с уверенностью сдавать ЕГЭ по истории и обществознанию. У них будут высокие баллы и отличные результаты. Я уверена, как преподавать и как учить детей в школе знают все мои уважаемые коллеги. У каждого учителя свой подход и своя методика. 

 

. . . . .