Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Использование учебного проекта при изучении физики

Дата публикации: 2020-09-09 19:17:37
Статью разместил(а):
Чащина Вера Александровна

Использование учебного проекта при изучении физики

Автор: Чащина Вера Александровна

МБОУ г. Иркутска "Лицей № 3"

 

Аннотация: В статье представлен пример использования метода проектов при обобщении темы урока в 7 классе.

Ключевые слова: учебный проект, проектная деятельность, исследовательская деятельность.

Тематическая рубрика: Средняя школа, НПО, СПО.

 

Физика как общеобразовательный предмет вносит свой вклад в решение задач обучения, воспитания и развития обучающихся, подготовки их к труду и жизни. Образовательный стандарт по физике включает систему знаний и умений, значимых для самого обучающегося, востребованных в повседневной жизни, важных для сохранения окружающей среды и собственного здоровья. 

Развитие интереса к физике и усиление влияния учебного процесса на становление личности ученика обеспечиваются различными методическими приемами и средствами, среди которых важное место занимает метод проектно-исследовательской деятельности учащихся. Метод проектов способствуют повышению интереса к физике, формирует у учащихся навыки сбора необходимой информации и самостоятельной работы с ней, умения ставить перед собой учебные цели и задачи, выдвигать гипотезы, делать выводы. Например, можно выбрать любой аспект жизнедеятельности человека и природы, и рассмотреть его с точки зрения протекания физических процессов, влияния физических процессов на природу и жизнь человека.

Изучение физики перестает в таком случае быть абстрактным, а деятельностное отношение к изучению и решению поставленных задач показывает перспективы для решения проблем реальной жизни. Ученик не усваивает готовые представления и понятия, а самостоятельно, из множества впечатлений, знаний и понятий строит свой проект, свое представление о мире. В основу образовательного проекта положена самостоятельная целенаправленная исследовательская деятельность учащихся.  Для того чтобы создать условия для самостоятельной проектной деятельности обучающимся, по физике, необходима предварительная работа. Необходимо предусмотреть ресурсы учебного времени, для того чтобы избежать перегрузки руководителей проекта (педагогов) и обучающихся.

Учебный проект требует интеграции знаний из различных предметных областей. Руководителю проекта необходимо педагогически грамотно сделать погружение в проект, заинтересовать проблемой, перспективой социальной и практической пользы для автора проекта и в целом общества. Проведение проектной деятельности обучающихся, по физике, требует значительных ресурсных затрат: времени, материалов, оборудования, информационных источников, научных  консультантов. Каждый проект должен иметь: учебно-методическое, кадровое обеспечение, материально-техническое оснащение, организационное обеспечение (специальное расписание занятий, аудиторий, работы библиотеки, выход в Интернет), отдельное место (помещение, не ограничивающее свободную деятельность, необходимые ресурсы, оборудование), информационные и информационно-технологические ресурсы (компьютеры, техника с программным обеспечением).

В наличии до начала работы над проектом, должны быть все виды требуемого обеспечения. Если отсутствует обеспечение проекта, то проект очень сложно выполнить, либо его необходимо переделывать, адаптировать под имеющиеся ресурсы. Недостаточное обеспечение проектной или исследовательской работы может свести на нет все ожидаемые положительные результаты.

Проектная деятельность обучающихся побуждает руководителей образовательных учреждений к организации информационного пространства образовательного учреждения. В настоящее время не все общеобразовательные учреждения готовы к организации информационного пространства: возникают кадровые проблемы, нет специально выделенного времени в расписании занятий педагогов и школьников, для занятия проектной деятельностью, отсутствуют свободные помещения (многие школы работают в две  смены), возникает проблема и с материально-техническим оснащением (как правило, помогают родители или спонсоры). Радует то, что все школы г. Иркутска достаточно хорошо оснащены информационными и информационно-технологическими ресурсами.

В качестве примера организации проектно-исследовательской деятельности рассмотрим обобщающий урок в 7 классе. После изучения темы «Взаимодействие тел», обучающимся можно предложить выполнить творческий проект, например, написать сказку или сценарий сказки «Репка» с точки зрения физики. При работе над творческим заданием необходимо использовать следующие понятия: сила тяжести, сила трения покоя, механизм возникновения силы трения покоя, величина и направление сил, сложение двух или нескольких сил направленных по одной прямой, сложение нескольких сил направленных в разные стороны, сложение сил направленных под углом друг к другу, инерция, плотность, расчет массы и объема тела по его плотности, измерение сил, динамометр.

Творческое задание можно выполнять индивидуально или же задание выполняет группа учащихся. В групповом задании предусмотрено распределение ролей. Например: группа «Художники» - оформляют эскизы, выполняют рисунки. Группа «Сценаристы» - пишут сценарий. Группа «Артисты» - играют роли, если это небольшое театральное представление.

Самое ответственное задание, с точки зрения физики, у представителей группы «Научные руководители». В данную группу входят, как правило, самые  «знающие», «умные» ученики, у представителей этой группы ответственное задание с точки зрения физики. Участники данной группы должны продумать и составить для размышления вопросы с физическим содержанием и не только, можно затронуть и межпредметные связи (например, вопросы с точки зрения литературы, биологии, географии, экологии). Группа «Издатели» - собирают материал у одноклассников, систематизируют, при необходимости рецензируют (с помощью учителя), после урока оформляют небольшую брошюру или готовят презентацию.

Примерные вопросы: в каких районах, нашей страны, выращивают репу? Что представляет собой репа? Полезна ли репа для здоровья? Как приготовить репу? Вопросы с физическим содержанием: Маленькую или большую репу вытягивать легче? Из какого грунта – глинистого, песчаного или чернозема - труднее вытягивать репку? Может быть, стоило тянуть репку вверх вертикально?  А не лучше было раскачивать репку из стороны в сторону, а затем тянуть? Если бы пошел сильный дождь или дед хорошо полил бы участок, смог бы он один вытащить репку?  Может быть, следовало всем не выстраиваться в цепочку, а встать рядом и тянуть репку за ботву? Какая тактика вытягивания репки лучше, по вашему мнению: тянуть рывками или постепенно, наращивая силу? Не легче ли было вытягивать репку иного сорта- с очень гладкой поверхностью? Одинаково ли трудно вытягивать равные по массе репку и морковь? С какими физическими явлениями и закономерностями имели здесь дело мышка, кошка, Жучка, внучка, бабка и дедка?

Приступая к работе над проектом, учащиеся анализируют и синтезируют знания, накопленные ими ранее, и в результате возникают образы, отображающие физические явления.

После защиты проектов, подводя итоги работы по организации проектной деятельности, я предложила школьникам принять участие в опросе. Цель опроса - выяснить, интересна ли им работа по выполнению и защите проекта, стоит или нет продолжать двигаться в этом направлении. 

Вопрос 1. Какими источниками информации Вы  обычно пользовались при подготовке проекта? а) Книги; б) Периодическая печать; в) Интернет; г) Учитель; д) Другие.

Вопрос 2. Достаточно ли было времени, отведённого для подготовки проектов? а) Да; б) Нет.

Вопрос 3. Подготовка проектов оторвала у Вас время от более важных и интересных дел? а) Да; б) Нет.

Вопрос 4. Будет ли интересна работа над проектами следующим за Вами школьникам? а) Да; б) Нет.

Проектная деятельность позволяет проявлять и развивать личные качества участников проекта: настойчивость в достижении цели; самостоятельность, чувство ответственности не только за свою работу, но и за результаты работы своей группы; готовность помочь в поиске информации; требовательность к себе и к другим; чувство коллективизма и осознание своей роли и места в коллективе, чувство гордости за проделанную работу. 

 

. . . . .