Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Организация рефлексии на уроках истории и обществознания в 5-9 классах основной школы

Дата публикации: 2024-01-15 17:12:10
Статью разместил(а):
Дзюба Ирина Никифоровна

Организация рефлексии на уроках истории и обществознания в 5-9 классах основной школы

Автор: Дзюба Ирина Никифоровна

МКОУ Новокузьминская ООШ Ордынского района Новосибирской области

 

Аннотация: В этой статье приведены методические рекомендации по применению  видов  и приемов рефлексии на разных этапах уроков истории и обществознания с приведением алгоритма самооценивания результатов.

Ключевые слова: требования ФГОС, виды рефлексии, приемы рефлексии, этапы урока, оценка результатов.

 

Последним элементом дидактической структуры современного учебного занятия в условиях введения обновленных ФГОС ООО является рефлексия учебной деятельности. На этом этапе у учащегося происходит оценка собственного результата. В структуре традиционного урока рефлексия, как этап не присутствовала, так как деятельность педагога была ведущей. В новой позиции ответственность за результат в большей степени принадлежит ученику, поэтому рефлексия результата и процесса необходима. Одним из критериев результативности современного урока является то, что учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие. Важность формирования навыков рефлексии подтверждается и требованиями обновленного ФГОС ООО к образовательным метапредметным результатам, среди которых мы можем видеть следующие:

– умение самостоятельно определять цели своего обучения;

– умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные;

– умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;

– умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

– владение основами самоконтроля, самооценки.

Применение рефлексии на уроке позволяет выстроить продуктивный учебный процесс, в ходе которого учащиеся учатся самостоятельно выстраивать логическую цепочку, систематизировать свои знания, проводить анализ своих успехов.

Виды рефлексии:

- рефлексия настроения и эмоционального состояния;

- рефлексия деятельности;

- рефлексия содержания учебного материала.

Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния с целью установления эмоционального контакта с учащимися наиболее приемлемо в начале и конце урока, а также по завершении очередного этапа урока: после объяснения новой темы, после этапа закрепления темы и т.д. Данный вид рефлексии помогает учителю оценить общее настроение класса. В условиях современного урока истории, когда объем изучаемой информации достаточно большой, лучшим решением будет применение карточек-смайликов, цветовых табличек или карточек, показ большого пальца (вверх/вниз). Изображения картин с разным эмоционально-художественным содержанием можно применять при наличии времени на уроке, так как этот прием предполагает более длительное осмысление и беседу с классом. На уроке истории, предполагающем изучение темы героизма, подвига, для создания эмоционального восприятия может стать цитирование классиков, выдающихся, известных людей, прослушивание музыкальных фрагментов.

Во ФГОС особый упор делается на рефлексию деятельности. Этот вид рефлексии применяется на этапе проверки домашнего задания, в конце урока или при защите проектов. Учащиеся осмысливают свой образ работы с учебным материалом, выявляют пробелы в знаниях и сами участвуют в повышении эффективности учебного процесса. Применение этого вида рефлексии дает возможность оценить активность каждого учащегося на разных этапах урока. Рефлексия деятельности связана с формированием универсальных учебных действий, помогает оптимизировать учебный процесс. Можно использовать прием «лестница успеха». Его основной целью является определение активности каждого учащегося. Эффективность решения поставленной учебной задачи (проблемной ситуации) можно оформить в виде графического организатора «фишбоун». Прием «Акрослово» уместнее использовать в группах, так как это будет быстрее и эффективнее. Можно попросить детей записать в акрослово характеристику героев (Суворов, Кутузов), информацию о понятии или описание объекта (реформа, закон).  

Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного. Эффективен прием незаконченного предложения, тезиса, подбора афоризма, рефлексия достижения цели с использованием «дерева целей», оценки «приращения» знаний и достижения целей (высказывания Я не знал… - Теперь я знаю…); прием анализа субъективного опыта и достаточно известный прием синквейна или диаманты, который помогает выяснить отношение к изучаемой проблеме, соединить старое знание и осмысление нового. Синквейн является быстрым, эффективным инструментом для анализа, синтеза и обобщения понятия и информации, учит осмысленно использовать понятия и определять свое отношение к рассматриваемой проблеме.  В конце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Для рефлексии можно предложить учащимся «облако "тегов"», которые необходимо дополнить. Например, на интерактивной доске можно вывести слайд, где указаны варианты:

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрел…

я научился…

у меня получилось…

я смог…

я попробую…

меня удивило…

урок дал мне для жизни…

мне захотелось…

Учащиеся по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы с интерактивной доски. В конце урока можно использовать прием «Три М»: учащимся предлагается назвать три момента, которые у них получились хорошо в процессе урока, и предложить одно действие, которое улучшит их работу на следующем уроке.

При разработке рефлексивной методики учителю необходимо учитывать возрастные особенности учащихся, особенности предмета, состав класса, тему и тип урока, необходимость и целесообразность проведения данного типа рефлексии.

Рефлексия в различных формах и приемах.

Этап урока

Форма рефлексии

Организационный этап, вводно-мотивационный

Выбор индивидуальной цели учеником (учащийся может предложить проблемный вопрос, совершенно отличающийся от других).

Ребята могут выразить свои пожелания по теме урока, с чего бы они начали изучение темы урока.

Рефлексия выступает своеобразной диагностикой индивидуальных предпочтений учащихся.

Этап изучения, осмысления

Решение учебных задач (Что мы знаем, что нам нужно узнать).

Выбор формы организации учебной деятельности.

Групповая или индивидуальная рефлексия.

Заключительный этап

Подведение итогов, учащиеся говорят о позитивных и негативных элементах урока.

Осознание учащимися уровня их знаний, умений и навыков (в том числе с перспективой на будущее, практическое применение этих знаний).

 

Организация рефлексии на уроках истории и обществознания является средством развития критического мышления через контакт с новой информацией. При групповой форме организации учебной деятельности развивается умение рефлексии совместной деятельности. Таким образом у учащихся формируются навыки самоконтроля и самооценки. Возникает мотивация на дальнейшую учебную работу, на самореализацию через творческую и практическую деятельность. В качестве контрольно-измерительных материалов лучше всего использовать тесты. Для качественного применения приемов рефлексии важна частота их применения. Тогда работа идет быстро и возможно позитивное и запланированное завершение темы.

Алгоритм самооценивания.

Оценки и отметки нужны для того, чтобы учащиеся научились самостоятельно определять, что у них получается хорошо, а что еще плохо. Оцениваются метапредметные, предметные и личностные действия учащихся.  Оценка и отметка определяются учителем и учеником в процессе диалога. Отметка ставится за каждую учебную задачу, показывающую овладение отдельным умением. Для самооценивания учащиеся используют следующий алгоритм:

1 шаг. В чем заключалось задание? Какая была цель, что нужно было получить в результате?

2 шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?

3 шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чем?)

4 шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чем?)

5 шаг. По каким признакам мы различаем отметки («2», «3», «4», «5»)

6 шаг. Какую сам выставляешь себе отметку?

На уроке ученик сам определяет свою оценку, а учитель имеет право ее поправить, если докажет, что ученик завысил или занизил ее. Ученик может сделать то же самое. Отметки выставляются в дневники и в журнал. Оценки можно выставить в «Портфель достижений школьника». Оценка ученика определяется по универсальной шкале трех уровней успешности, которые могут переводиться в любые балльные отметки:

Необходимый (базовый уровень) - типовая задача - «хорошо»;

Повышенный (программный) уровень - нестандартная задача - «отлично»;

Максимальный (необязательный) уровень - сверхзадача - «превосходно».

Критерии оценки входят в структуру учебной задачи, мотивируют деятельность и являются эталоном выполнения задания.

 

Список литературы:

1. Гугнина О.В. Актуализация знаний и рефлексия как этапы современного урока обществознания в условиях ФГОС //Преподавание истории в школе. – 2017. – №. 3. – С. 55-58.

2. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. – М.: Просвещение, 2011. -224 с.

3. Селевко  Г.К. Современные образовательные технологии. М.: Просвещение, 2009.

4. Хуторской А.В. Модель системно-деятельностного обучения и самореализации учащихся // Интернет-журнал "Эйдос". – 2012.

5. Хуторской А.В. Что такое современный урок // Интернет-журнал "Эйдос". - 2012. № 2.

 

. . . . .