Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Применение мультимедийных электронных учебников на уроках математики

Дата публикации: 2023-10-12 20:43:41
Статью разместил(а):
Фомина Оксана Анатольевна

Применение мультимедийных электронных учебников на уроках математики

Автогр: Фомина Оксана Анатольевна

МБОУ «Ливенская СОШ № 2», Белгородская область

 

Аннотация: В статье рассматриваются вопросы развития интереса к математике у значительного числа учащихся, которое зависит в большей степени от методики её преподавания, от того, насколько умело будет построена учебная работа. Необходимо позаботиться о том, чтобы на уроке включать каждого ученика в деятельность, обеспечивающую формирование и развитие познавательных потребностей – познавательные мотивы. К тому же в современных условиях важное значение приобрела проблема профессиональной подготовки специалистов, способных мыслить и действовать творчески, самостоятельно, нетрадиционно.

Ключевые слова: интерес к математике, познавательные потребности, познавательные мотивы, уроки математики.

 

Среди школьных предметов математика занимает особое место. Важной целью обучения математике в школе является знакомство учащихся с математикой как с общекультурной ценностью, выработка понимания ими того, что математика является инструментом познания окружающего мира и самого себя [5].

В преподавании математики необходимо использовать возможности компьютерных технологий на всех этапах урока: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле.

Одной из форм использования компьютерных технологий при изучении новой темы являются уроки-лекции с применением компьютерных презентаций, позволяющих акцентировать внимание учащихся на значимых моментах излагаемой информации. Объявление темы урока сопровождается демонстрацией слайда, на котором даны тема урока и план изучения темы. Затем идет объяснение темы по плану, ученики делают необходимые записи. После объяснения темы ученики решают устные упражнения, затем решают в тетрадях задания более сложные. Все предлагаемые задания также представлены на слайдах.

Особенностью применения компьютерных презентаций является сочетание устного лекционного материала с демонстрацией слайд-фильма, что позволяет концентрировать визуальное внимание учащихся на особо значимых моментах учебного материала. Накоплен богатый материал по многим темам школьного курса математики: «Преобразование квадратных корней» - алгебра 8 класс, «Логарифмы» - алгебра и начала математического анализа 10-11 класс, «Объемы многогранников» - геометрия 11 класс, «Треугольники» - геометрия 7 класс, «Многоугольники» - геометрия 8 класс, «Решение задач с помощью уравнений» - алгебра 7 класс и другие [6].

На уроках математики необходимо использовать мультимедийные пособия:

«Алгебра 9 класс», «Математика готовимся к ЕГЭ: решение экзаменационных задач в интерактивном режиме», «Алгебра 7-11 класс: «1С:образовательная коллекция», «Электронный учебник-справочник «Алгебра 7-11 класс».

Совместно с учебником Алгебра 9 (Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, С.Б. Суворова; Под редакцией С.А. Теляковского. 2009 г.) целесообразно использовать электронный учебник, который позволяет создавать новые возможности для усвоения и контроля знаний.

Особенностью этого учебника является структурное представление содержания. Информационное наполнение опирается на обязательный минимум содержания. Элек­тронный учебник выполняет роль источника учебной информации, наглядного пособия качественно нового уровня с возможностями мультимедиа. Учебник применяли как при изучении нового материала, так и при обобщении и систематизации. После изучения главы проводилось компьютерное тестирование. Учащиеся сначала решают задачу, а затем набирают ответ в числовом или аналитическом виде, или выбирают его из числа предложенных программой.

Хорошо себя зарекомендовало использование в учебном процессе электронного пособия «Математика для абитуриентов», «Все задачи школьной математики» - это интерактивное решение задач с помощью компьютера, при котором обеспечивается поэтапный (пошаговый) контроль за работой обучаемого. Это снимает сразу две проблемы: программа проверяет каждый шаг ученика, указывая на его текущие ошибки и подсказывая выход из трудной ситуации. Немедленная реакция компьютера на ошибочный шаг позволяет тут же направить ученика, избежать невольного запоминания ошибочных ходов [2].

По окончании решения программа выдает четкие рекомендации по дальнейшей работе над задачей и даже открывает в электронном учебнике тот материал, который необходимо дополнительно проработать.

На уроках математики компьютер используется с самыми разными функциями и целями: как способ диагностирования учебных возможностей учащихся, средство обучения, источник информации, тренинговое устройство или средство контроля и оценки качества обучения.

Помимо готовых тестов, которые содержатся в электронных учебниках. Для контроля знаний учащихся по некоторым темам, используется универсальная программа-тестировщик, которая может работать как в режиме тренажера, так и в режиме контрольной работы. В режиме тренажера программа указывает на ошибки учащегося, сообщает правильный ответ, необходимый теоретический материал по данной теме. Например, тема «Решение квадратных уравнений». Программа генерирует квадратное уравнение по ранее заданным учителем параметрам с целыми или дробными корнями, с одним корнем. Если ученик решает уравнение неверно, то программа сообщает формулы для нахождения дискриминанта и корней уравнения. При работе в режиме контрольной работы программа фиксирует количество вопросов, количество правильных ответов, время выполнения задания, выставляет оценку, заносит данные в базу. Программа используется при изучении курса алгебры в 8 классе [1].

При построении диаграмм в 5-8 классах на помощь приходит табличный процессор Exsel, который позволяет строить различные диаграммы.

Электронный учебник становиться полноправным партнером учителя и ученика. Он позволяет не просто разнообразить урок, сделать интересным. Он расширяет гори­зонты возможностей ребенка в его умении учиться. 

 

Литература:

1. Доказательство аксиомы. Интернет для преподавателей математики. Статья в газете «ИКТ в образовании» № 11 2009 г.

2. Во всеоружии. Глобальная сеть и ЕГЭ по математике. Статья в газете «ИКТ в образовании» № 11 2009 г

3. Андреев В.И. Эвристическое программирование учебно – исследовательской деятельности / В.И. Андреев. – М.: Высшая школа, 1981. – С. 198-203

4. Батищев Г.С. Введение в диалектику творчества / Г.С. Батищев. – М.: Издательство Русского Гуманитарного Института, 1997. - 464 с.

5. Калошина И.П. Структура и механизмы творческой деятельности / И.П.Калошина — М.: Высшая школа,, 1983. – 320 с.

6. Пономарев Я.А. Психология творчества. / Я.А. Понамарев — М.: Наука, 1976. – 304 с.

 

. . . . .