Духовно-нравственное воспитание школьников посредством изучения музыкального искусства
Духовно-нравственное воспитание школьников посредством изучения музыкального искусства в дополнительном образовании детей
Автор: Ильюша Анна Петровна
МАОУ "СОШ № 25 "Гелиос", Находкинский городской округ
Аннотация: В статье обоснованы педагогические условия, обеспечивающие духовно-нравственное воспитание и развитие творческих способностей обучающихся в процессе получения дополнительного образования в студии инструментального исполнительства.
Ключевые слова: дополнительное образование детей, духовые инструменты, развитие обучающихся.
Система музыкально-эстетического воспитания детей в студии инструментального исполнительства «Свирель» муниципального автономного общеобразовательного учреждения СОШ № 25 «Гелиос» направлена как на выявление талантов и дарований, так и на повышение культурного уровня, духовно-нравственных качеств детей и подростков.
В настоящее время остро ощущается социальная потребность в воспитании человека, обладающего творческим потенциалом, активностью и личной ответственностью. Будучи проводниками музыкальной культуры, педагоги дополнительного образования чувствуют себя ответственными за духовно-нравственное воспитание обучающихся.
Роль педагога в духовно-нравственном воспитании огромна. Каждый поступок, слово педагога должны быть выверены, движение глаз, взгляд, улыбка должны влиять на настроение и чувства детей, педагог должен быть примером для ребёнка, оказывать влияние на его внутренний мир, должен уметь понимать и сострадать другим, уделять внимание своему собственному внутреннему миру, учить детей адекватному выражению чувств, развивать эмоциональную сферу ребёнка, чувство любви ко всему высокому, святому как основе духовно-нравственного воспитания.
Обучение по дополнительной программе в студии инструментального исполнительства «Свирель» проходит в условиях общеобразовательной школы. В отличие от предпрофессиональных программ музыкальной школы, ориентированных прежде всего на получение знаний, умений, навыков игры на том или ином музыкальном инструменте, в учреждении дополнительного образования на первом месте - личностные результаты обучения, включающие в себя духовно-нравственное развитие ребёнка через приобщение его к музыкальной культуре, творческая активность, реализация креативных возможностей.
Для того чтобы детское исполнительство и творчество могли проявляться успешно, ребенку нужно накопить музыкальные впечатления через восприятие музыки. Тщательный подбор исполнительского репертуара, знакомство воспитанников с лучшими образцами мировой музыкальной культуры, аранжировка музыкальных произведений формирует высокий уровень мотивации учебной деятельности.
Бессмысленно говорить о каком-либо воздействии на духовный мир детей, если они не научаться чувствовать музыку и рассуждать о ней. Более того, можно смело сказать, что ребенок, не умеющий слышать музыку, никогда не научиться по-настоящему хорошо ее исполнять. Для этого на занятии создаем проблемную ситуацию: это узнавание музыкальных жанров по их характерным признакам, узнавание мелодий в разном тембровом звучании и самостоятельное нахождение нужных исполнительских красок. Музыка – «язык чувств» она волнует, создает определенное настроение и тем самым вызывает ответные мысли, заставляет думать. Если дети различают смену характера музыки, могут соотносить музыкальные образы с жизненными явлениями, хорошо ориентируются в средствах музыкальной выразительности, они используют опыт восприятия музыки не только при исполнении музыкальных произведений и творческих импровизациях, но и в повседневной жизни. Без развитого восприятия исполнительская деятельность детей сводится к подражанию и не выполняет развивающей функции.
Большую роль в личностном развитии ребёнка играет опыт концертной деятельности. Творческий процесс разучивания музыкального произведения и, затем, выступление перед зрительской аудиторией, позволяет каждому ребёнку встать в позицию композитора: о чём и как я хочу сказать людям своей музыкой, почему именно это важно для меня, и важно ли это для других? И очень заметно, что учащиеся, испытавшие радость творчества, становятся совсем другими.
Воспитанники ансамбля «Свирель» активно участвуют в концертной деятельности. Концерты формируют у обучающихся позитивное отношение к выступлениям на сцене, выступают в роли новой мотивации к музыкальному обучению, ликвидируют синдром «боязнь сцены», вырабатывают у детей артистичность, воспитывают навыки работы в команде. Концертная деятельность организована в форме работы филармонии школьника, включающая лекции-концерты для учеников начальных классов МАОУ «СОШ № 25 «Гелиос», участие в городских мероприятиях - фестивалях, концертах, посвящённым различным датам, а так же участие в конкурсах различного уровня. Ансамбль флейтистов «Свирель» ежегодно занимает призовые места не только в городе, но и крае, а так же в конкурсах международного уровня, проходящих в КНР и онлайн.
Для усиления мотивации к обучению в ансамбле, ведется деятельность по освоению новых музыкальные духовых инструментов, таких как: блокфлейта – альт, флейта пикколо, флейта – пана и народная глиняная свистулька. Все эти инструменты применяются в ансамблевой игре. Осваивается и технология обучения на шумовых и ударных инструментах: трещотки, маракасы, бубны, ложки. Основная цель, которую решают педагоги – музыкально-духовное развитие личности ребенка через приобщение детей к народным традициям, детскому песенному творчеству, инструментальному исполнительству и детскому фольклору. Наш опыт работы показал, что в развитии интереса к занятиям нельзя полагаться только на содержание изучаемого материала. Для того чтобы разбудить у воспитанников активную деятельность, им нужно предложить проблему интересную и значимую.
В результате этой работы создан шумовой оркестр, принимающий участие в городской социальной акции «Новое поколение выбирает жизнь», ежегодно проводимой в июне для детей, отдыхающих в пришкольных лагерях МАОУ «СОШ № 25 «Гелиос», МАОУ «СОШ № 22», МАОУ «СОШ № 7 «Эдельвейс». Такой подход повышает интерес детей к занятиям, вырабатывает у них способность оценивать свою игру в ансамбле, видеть результат освоения новых и, подчас, необычных музыкальных инструментов.
В последние годы у подрастающего поколения и их родителей наблюдается повышенный интерес к современной эстрадной музыке. В удовлетворении этого интереса огромную помощь оказывает цифровой музыкальный инструмент - синтезатор. Исполнители получают возможность звучания с различными вариантами ансамблей, стилями, ритмами. Выбрав любую понравившуюся мелодию, обучающийся может подобрать аккомпанемент и записать музыкальное произведение для дальнейшего исполнения. Эта деятельность помогает развивать креативность, творческие способности воспитанников.
Особым воспитательным моментом является исполнительская деятельность педагога со своими воспитанниками. Наглядный пример педагога, неформальное общение с ним, участие в различных городских мероприятиях, конкурсах, фестивалях вместе с детьми стимулирует их к творческой деятельности. Ребёнок в этом случае выступает как равноправный партнёр, участник ансамбля наравне с педагогом, что особенно важно для личностного роста обучающегося, становления его как начинающего любителя – музыканта.
Вместе с воспитанниками и родителями проводятся досуговые мероприятия «Отчетный концерт», «Всех мы в гости приглашаем», развлекательные программы «Играем вместе», народные праздники «Рождественские посиделки», «Масленица», где дети проявляют свою активность, любознательность, умение. Система таких праздников создаёт духовную общность детей и взрослых, ту почву, на которой развиваются человеческие чувства: любовь, доброта, взаимопомощь. Подготовка и организация таких праздников и мероприятий не только активизирует творческое проявление детей, но и несёт воспитательный потенциал, формируя такие качества как гражданственность, уважение и толерантность к традициям и обычаям народов разных культур. Главное, что включаясь в процесс работы, дети становятся духовно богаче, учатся ценить и любить свою Родину, понимать её значимость и красоту. Творческое взаимодействие педагога, детей и родителей в образовательной системе ансамбля «Свирель» способствует расширению сферы деятельности воспитанников, развитию творческих способностей и дарований каждого ребёнка, формированию духовно - нравственного самоопределения детей.
И, наконец, в заключение, приятно отметить, что выпускники студии инструментального исполнительства продолжают музицировать в ансамбле или соло. Некоторые из них получают образование в специальных музыкальных учреждениях – Дальневосточная государственная академия искусств в г. Владивостоке, военное музыкальное училище в г. Москве.
Список литературы:
1. Махова А.И. «Обучение игре на духовом инструменте как средство формирования культуры личности ребенка».
2. Махова А.И. «Психология и педагогика XXI века: теория, практика и перспектива: материалы IV Международной научно-практической конференции» (Чебоксары, 22 января 2016 года) ЦНС «Интерактив плюс», 2016 – С.312 – 314 – ISBN 978-5-9907548-5-0.