Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Виды чтения и их роль в обучении английскому языку в средней школе

Дата публикации: 2020-06-15 13:00:46
Статью разместил(а):
Черкашина Кристина Сергеевна

Виды чтения и их роль в обучении английскому языку в средней школе

Автор: Черкашина Кристина Сергеевна

МБОУ «СШ 21», г. Нижневартовск, ХМАО-Югра

 

Аннотация: В данной статье рассмотрены основные виды чтения и представлены этапы работы с текстом для эффективного обучения чтению на уроках английского языка в средней школе.

Ключевые слова: обучение чтению, английский язык, виды чтения, ознакомительное чтение, изучающее чтение, поисковое чтение, просмотровое чтение, этапы работы с текстом.

Тематическая рубрика: Средняя школа, НПО, СПО.

 

Чтение является одним из самых важных видов коммуникативно-познавательной деятельности обучающихся, необходимым средством получения учебной и познавательной информации. 

В настоящее время Федеральный Государственный Образовательный Стандарт нового поколения предъявляет высокие требования к результатам изучения предмета «Иностранный язык». 

Важно научить обучающихся средних классов работать с информацией:

- находить главное;

- выделять, обобщать и фиксировать информацию;

- развивать навыки смыслового чтения;  

- уметь определять тему;

- прогнозировать содержание текста по заголовку/ ключевым словам;

- выделять основную мысль, главные факты, опуская второстепенные;

-устанавливать логическую последовательность основных фактов.

В настоящее время наблюдается заметное снижение интереса у обучающихся к чтению текстов на английском языке, возможно потому, что чтение на английском языке является наиболее сложным процессом по сравнению с чтением на родном языке.

Обучение чтению на английском языке играет важную роль, поскольку чтение способствует ориентации обучающихся в социальной среде. Известно, что чтение тесно связано с другими видами речевой деятельности.  К примеру, нельзя научить человека читать, если у него отсутствуют или недостаточно развиты навыки говорения на иностранном языке.

В свою очередь, умение читать на иностранном языке способствует формированию навыков письменной и устной речи, поскольку тексты выступают основой для коммуникативных заданий.

В средней школе на уроках английского языка чтение уже выступает как самостоятельный вид РД и предпочтение должно отдаваться различным технологиям обучения чтению.

Вопросами организации обучения различным видам чтения занимались такие методисты как: Гальскова Н.Д., Рогова Г.В., Фоломкина С.К. Миньяр-Белоручев Р.К. и др.

Так, С.К. Фоломкина выделяет следующие виды чтения:

·       ознакомительное;

·       изучающее;

·       поисковое;

·       просмотровое чтение.

Ознакомительное чтение предполагает, что обучающийся должен уметь извлечь из текста 70-75% основной информации. Целью ознакомительного чтения выступает формирование умений определять основную мысль текста, выбирать главные факты, опуская второстепенные. В процессе такого обучения обучающиеся учатся догадываться о содержании текста по заглавию, выделять смысловые единицы, понимать значение незнакомых слов.

Изучающее чтение предполагает детальное и полное понимание главных и второстепенных фактов в тексте. Во время такого чтения обучающиеся могут прибегнуть к повторному чтению, переводу и письменной фиксации информации, что позволяет им глубже вникать в суть коммуникативной ситуации. Процесс обучения изучающему чтению целесообразно строить на текстах, которые обладают  познавательной ценностью и информативной значимостью, достаточно трудных в языковом отношении.

Поисковое чтение нацеливает на  нахождение в тексте конкретной информации. Такой вид чтения развивает умение ориентироваться в логико-смысловой структуре текста, выбирая из него необходимую информацию.

Обучая работе с текстом, важно помнить о трех основных этапах:

- дотекстовый,

- текстовый,

- послетекстовый этапы.

Цель дотекстового этапа – вызвать мотивацию у обучающихся к прочтению текста, минимизировать речевые и языковые трудности.

Целью текстового этапа является формирование определенных навыков и умений.

После текстового этапа, для того, чтобы провести контроль понимания прочитанного текста и использовать содержательные опоры для развития умений устной и письменной речи, целесообразно будет использование послетекстовых заданий.

Не стоит отбирать слишком длинные тексты, т.к. они могут утомлять и вызывать у обучающихся заведомо ложное представление о невозможности прочтения: «Я никогда это не смогу прочесть».

В качестве примера предлагаю вариант заданий на разных этапах обучения поисковому чтению.

How to Keep Mentally Healthy During a Quarantine

Several governments around the world have requested or ordered their citizens to quarantine themselves: to stay at home to avoid contact with others. Quarantines help slow the spread of diseases like COVID-19. It first appeared in China in late December and quickly became a worldwide health emergency.

Quarantines, however, can cause health problems themselves. People are at greater risk of anxiety and depression as a result of the isolation caused by quarantines. So, health experts around the world are offering advice to help deal with the undesirable effects of quarantines on mental health.

Psychologists say continuing with normal. For example, people should continue to wake up and get dressed at their usual time. Some people staying in pajamas all day could lead to feelings of being unproductive or without purpose. They also advise people to make plans. Write a list of activities and times for carrying them out. These activities might include cleaning your home, paying bills, making calls and preparing meals. Health experts also suggest eating your meals at your usual times. People should include “self-care” activities during quarantine, such as exercise, reading or playing musical instruments. Psychologists also advise people to make sure to spend time outdoors. Being in nature can help to ease boredom and other tensions of quarantine. Helping others is another way to lift your spirit during quarantine. This could be as simple as calling someone who is alone or greeting a neighbor from your window. You could also use social media but use it wisely. For example, if you are a student, you could study online and make homework.

And, keep a check on your own feelings. If you are experiencing difficulty from the effects of quarantine, contact a health care provider, a community organization or an emergency hotline number.

Pre-reading tasks:

1.     Look at the title and try to determine the topic of the article. What problem is raised in this text?

2.     Look through the highlighted words and try to guess their meanings without dictionary.

Reading tasks:

1.     Read the third paragraph and make the list of advice.

2.     Read the following sentences and decide if the statement is true/ false.

·       To keep mentally health during a quarantine people should keep their usual routine.

·       Quarantine helps to reduce the spread of COVID-19.

·       You must be at home all the time and you shouldn’t go outside.

·       People shouldn’t use media because it might cause harm.

·       If you have some difficulties from the effect of quarantine, you should contact a specialist.

Post-reading task: 

1.     What useful information did you get from the text?

2.     How are you keeping your mental health strong?

3.     Write down your own advice.

При выполнении заданий к текстам у обучающихся складывается определенный алгоритм, который помогает им самостоятельно извлекать основную и детальную информацию из текста.

При обучении чтению на уроках английского языка учителю нужно постараться выстроить урок таким образом, чтобы этот важный вид деятельности не превращался в рутинное чтение, формальный перевод и ответ на вопросы к тексту, а так, чтобы обучающиеся имели возможность познакомиться с различными видами текстов и заданиями к ним.

В свете последних событий, связанных с переходом на дистанционное образование, условия предполагают использование в работе учителя информационно-коммуникационных технологий. Данную технологию успешно можно применять и в процессе обучения чтению.

Так, например, во время онлайн-урока английского языка в 5 классе по учебнику Forward 2 часть, автор М.В. Вербицкая, работая над текстом «Robinson Crusoe» со с. 52 упр. 14 и 17 мною был заготовлен тест при помощи Google Формы. Данный тест я включила в работу на послетекстовом этапе (post-reading task).  

Использование ИКТ помогает применять педагогу новые возможности в обучении, что позволяет проводить занятие на более новом и современном уровне. ИКТ дают возможность педагогу проверить даже во время урока, насколько обучающимися усвоен материал, при этом значительно сокращается время проверки. В свою очередь, у обучающихся применение ИКТ вызывает наибольший интерес к чтению по сравнению с традиционными технологиями.

Таким образом, чтобы сделать процесс обучения чтению наиболее эффективным и интересным, учитель должен тщательно отбирать тексты для чтения как по форме, так и по содержанию, учитывая индивидуальные и психологические особенности обучающихся, применять различные современные технологии обучения, развивать интерес к предмету посредством чтения текстов, а также вовлекать обучающихся в активную совместную творческую деятельность в процессе овладения различным приемам чтения.

Правильная организация работы с текстом на уроке будет способствовать повышению у обучающихся интереса к изучаемому языку и к процессу чтения в целом.

 

Литература:

1. Бредихина И.А. Методика преподавания иностранных языков. Обучение основным видам речевой деятельности / И. А. Бредихина. — Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2018. — 104 c.

2. Гальскова Н.Д. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика / Н. Д. Гальскова, Н. И. Гез. — 7-е изд. — Москва: Academia, 2013. — 336 c.

3. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. Базовый курс лекций / Е. Н. Соловова. — 4-е. — Москва: Просвещение, 2006. — 239 c.

4. Фоломкина С.К. Обучение чтению на иностранном языке в неязыковом вузе: учебно-методическое пособие / С. К. Фоломкина. — 2-е изд. испр. — Москва: Высшая школа, 205. — 253 c.

5. How to Keep Mentally Healthy During a Quarantine. — Текст : электронный // VOA Learning English.

 

. . . . .