Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Приёмы формирования метапредметных компетенций на уроках родного (русского) языка

Дата публикации: 2023-06-15 21:01:12
Статью разместил(а):
Нурлыгаянова Наталья Николаевна

Приёмы формирования метапредметных компетенций на уроках родного (русского) языка

Автор: Нурлыгаянова Наталья Николаевна

МОУ «СОШ «Патриот» с кадетскими классами имени Героя Российской Федерации Юрия Михайловича Дейнеко», Энгельсский район Саратовской области

 

Аннотация: В статье автор приводит пример из опыта работы с текстом на уроках родного (русского) языка при изучении раздела «Речь и текст» в 5 классе, иллюстрирует приёмы формирования метапредметных компетенций.

Ключевые слова: читательская грамотность, смысловое чтение, три уровня понимания текста.

Тематическая рубрика: Средняя школа. 

 

Читательская грамотность – это способность понимать самые разные тексты, оценивать и применять полученную в процессе чтения информацию в разных ситуациях [5]. Это одна из главных компетенций современного человека.

Как развить у обучающихся навыки грамотного чтения? Читательская грамотность проявляется в умении верно понимать чувства героев произведений, мысли автора, значения незнакомых слов в тексте. Грамотный читатель размышляет, как построен текст, как автор относится к героям, в чём он хочет нас убедить. Грамотный читатель проникает в те смыслы, которые заложены в текст, хотя не всегда они на поверхности. Грамотный читатель умеет высказывать собственное мнение по обсуждаемым вопросам, применять информацию, полученную из текста, в реальной жизни.

Труд читателя не менее важен, чем труд автора [5].

Следовательно, нужно систематически вести работу по приобщению детей к чтению, формировать читательскую грамотность на каждом уроке. На уроках русского языка, литературы важно последовательно давать задания, развивающие умение работать с информацией, представленной в тексте.

Приведу пример из опыта работы с текстом на уроках родного (русского) языка при изучении раздела «Речь и текст» в 5 классе.

Тема урока: «Текст, его основные признаки».

Урок проведён в День словаря, день рождения Владимира Ивановича Даля.

Цель урока: формировать лингвистическую, коммуникативную, эстетическую и нравственную  компетенции при подготовке к ВПР:

- развивать осведомлённость школьников в системе родного языка;

- расширять осведомлённость пятиклассников в особенностях создания собственного текста.

Задачи урока:

Образовательные: 

- содействовать формированию навыков анализа текста;

- содействовать обогащению словарного запаса, совершенствованию навыков устной и письменной речи.

Развивающие:

- развивать учебно-познавательные интересы, повышать познавательную активность;  

- развивать творческие способности учащихся. 

Воспитательные: воспитание вдумчивого читателя, воспитание чувства любви к родному языку, чувства гордости за вклад великих людей России в развитие нашей страны.

1. Приём «Ключевые слова». Ученики должны обосновать свой выбор: почему они выбрали эти слова. Очень важно, чтобы было обсуждение. В ходе дискуссии не только повторяется / закрепляется информация, но и осуществляется рефлексия учащихся, их осмысление выдвинутых слов [4, стр. 50].

Составьте цепочку ключевых слов по изображениям на слайде: Морской офицер, военный врач, инженер, …, собиратель слов, составитель «Толкового словаря живого великорусского языка», Владимир Иванович Даль.

2. Приём «Собери словечко». Цель: активизация мыслительной деятельности учащихся; развитие внимания, логического мышления, памяти, наблюдательности; воспитание вдумчивого читателя. 

Какое слово пропущено в цепочке ключевых слов? «Соберём словечко» по морфемам:

- окончание такое же, как в словах офицер, врач, составитель;

- корень есть в словах под-сказ-к-а, рас-сказ-а-ть, пере-сказ;

- суффикс –ок- в словах в  Р. падеже меняется на суффикс … (кусок –кус-оч-к-а, листок – лист-оч-к-а, цвет-ок – цвет-оч-ек).

-второй суффикс указывает на род занятий (уче-ник, труже-ник) 

- Получилось слово сказ-оч-ник.

3. Слово учителя.

 В 2022 году исполняется 190 лет со дня публикации книги «Русские сказки, из предания народного изустного на грамоту гражданскую переложенные, к быту народному приноровленные и поговорками ходячими разукрашенные казаком Владимиром Луганским. Пяток первый».

4. Работа с текстом.

Выразительно прочитайте текст.

В 1832 году в книжных лавках Петербурга появляется книга «Русские сказки из предания народного изустного на грамоту гражданскую переложенные, к быту житейскому приноровленные и поговорками ходячими разукрашенные казаком Владимиром Луганским. Пяток первый». Книга принесла литературную известность автору – Владимиру Далю.

Друзья часто спрашивали Даля, почему он взял такой псевдоним? Даль отвечал: ««Казак» - это вольный житель земли русской, коим я себя считаю, а Луганский – поскольку родился в Луганске».

В сказках он обильно использовал все богатства живой русской речи: пословицы, присказки, шутки и прибаутки. Это был самый первый опыт употребления настоящего народного языка в русской литературе.

Как встретили современники книгу сказок Владимира Даля? Уже на второй день после выхода в свет тираж книги был запрещён и изъят из продажи, а автор арестован и отправлен в тюрьму. Цензура расценила сатирическую направленность некоторых сказок как «насмешку над правительством». Лишь вмешательство В.А. Жуковского спасло Даля от сурового и незаслуженного наказания.

С восторгом была встречена книга Владимира Даля всеми лучшими русскими писателями того времени. Сказки стали поводом для знакомства с А.С. Пушкиным. Один экземпляр арестованной книги Даль подарил поэту. «Что за роскошь, что за смысл! Какой толк в каждой поговорке нашей! Что за золото!» – говорил Александр Сергеевич Пушкин, которому Даль показал свои сказки. Восхищённый сказками Даля, Пушкин подарил ему рукописный текст одной из своих сказок с дарственной надписью: "Сказочнику Казаку Луганскому - сказочник Александр Пушкин". 

Почему А.С. Пушкин так радовался книге сказок В.И. Даля? Дело в том, что большинство образованных русских людей в ту эпоху предпочитали общаться между собой по-французски или по-немецки. Русский язык считался слишком грубым. Александр Сергеевич Пушкин и его друг Владимир Иванович Даль старались открыть русским людям всю красоту и силу родной речи. (По Булатову, Порудоминскому)

Работа с текстом. Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Рассмотрим три уровня понимания текста. 

Первый уровень: понимание фактов, о чём говорится в тексте.

Проверяем, внимательно ли мы прочитали текст. Ответьте на вопросы.

1. Вы прочитали текст, в котором в основном говорится,

1) как  В.И. Даль получил литературную известность;

2) что В.И. Даль выступал против общения русских людей между собой по-французски или по-немецки;

3) как познакомились А.С. Пушкин и В.И. Даль;

4) о книге сказок В.И. Даля, благодаря которой в литературу пришёл русский язык простого народа.

2. Предположите, с какой целью автор написал этот текст:

1) сообщить о том, что послужило поводом для знакомства А.С. Пушкина и В.И. Даля;

2) подчеркнуть, что сказки В.И. Даля знакомят читателей с живым народным языком, крестьянским бытом, отражённым в пословицах, присказках, шутках и прибаутках;

3) убедить, что сказки В.И. Даля имеют сатирическую направленность;

4) рассказать, как встретили современники книгу сказок Владимира Даля. 

3.В каком году появляется книга «Русские сказки из предания народного изустного на грамоту гражданскую переложенные, к быту житейскому приноровленные и поговорками ходячими разукрашенные казаком Владимиром Луганским. Пяток первый»?

4. Каким псевдонимом подписал книгу сказок В.И. Даль?

1. «В. Даль»   2. «В. Луганский»   3. «К. Луганский»  4. «Казак Луганский»  5.«Казак Владимир Луганский».

5. Укажите предложение, в котором содержится ответ на вопрос: в чём уникальность книги сказок В.И. Даля?

1. Это был самый первый опыт употребления настоящего народного языка в русской литературе.

2. Это была сатира, направленная на правительство.

3. Это было шуточное «состязание»: кто лучше напишет сказку: А.С. Пушкин или В.И. Даль.

4. Это был красивый перевод немецкой сказки «Царевна-шиповник» братьев Гримм и французской «Спящая в лесу красавица», обработанной Шарлем Перро.

Второй уровень: Понимание мыслей, связей, отношений, причин, следствий, скрытых за словами текста – подтекста.

6. Укажите, в каком значении употреблено слово пяток  в названии книги «Русские сказки. Пяток первый» В.И. Даля?

1. Счётная единица, равная пяти одинаковым предметам (разговорное).

Пяток яиц. Пяток яблок.

2. Высшая школьная отметка за успехи, пятёрка (разговорное школьное устаревшее). Одни пятки в бальнике.

3. То же, что пятница (устаревшее).

4. Некоторое количество порядка пяти; примерно пять.

7. Как встретили современники книгу сказок Владимира Даля? Укажите соответствие.

 

В.Г. Белинский

А

в ответ подарил ему рукописный вариант своей сказки с надписью

цензура

Б

с восторгом отозвался о книге сказок

А.С. Пушкин

В

расценили сатирическую направленность некоторых сказок как «насмешку над правительством» 

писатель-современник

Г

спас Даля от сурового и незаслуженного наказания

В.А. Жуковский

Д

назвал Даля «решительно первым талантом в русской литературе» после Гоголя 

1. 1-Д, 2-В, 3-А, 4- Б, 5-Г;

3. 1-Г, 2-В, 3-Б, 4- Д, 5-А;

2. 1-Б, 2-В, 3-Д, 4-Г, 5-А;

4. 1-Д, 2-В, 3-А, 4-Г, 5-Б.

8. Укажите значение слова псевдоним: 

1) прозвище, название, данное человеку по какой-нибудь характерной его черте, свойству;

2) вымышленное имя и/или фамилия писателя, художника, общественного деятеля;

3) никнейм, сетевое имя, используемое пользователем в интернете;

4) кличка, шутливое или насмешливое прозвище.

9. Укажите неверные утверждения:

Утверждение

да

нет

1. В.А. Жуковский подарил В.И. Далю рукописный текст одной из своих сказок с дарственной надписью: «Победителю ученику от побеждённого учителя». 

 

 

2. Вмешательство В.А. Жуковского спасло Даля от сурового и незаслуженного наказания.

 

 

3. Сказки В.И. Даля были запрещены и изъяты из продажи, но несколько книг автору удалось сохранить. Один экземпляр он подарил А.С. Пушкину в день их знакомства. 

 

 

4. А.С. Пушкин подарил В.И. Далю рукописный текст одной из своих сказок с дарственной надписью: «Что за роскошь, что за смысл! Какой толк в каждой поговорке нашей! Что за золото!»

 

 

5. Значение  псевдонима В.И. Даль объяснял так: «Казак» — оттого, что «не слезал почти три года с казацкого седла», а Луганский – поскольку родился в Луганске».

 

 

Третий уровень: осознание читателем общего настроения произведения, отношения автора к описанным событиям и персонажам, а также осознание своего собственного отношения к тому, что написано. 

10. Почему мы относимся к книге сказок Даля как к великому наследию?

1) С этой книги началась история встреч сказочника Казака Луганского и сказочника Александра Пушкина.

2) С этой книги началась литературная известность автора – Владимира Даля.

3) Эта книга-юбиляр. В 2022 году исполняется 190 лет со дня её публикации.

4) Наблюдательность, знание быта, обычаев, нравов русского народа, чёткий слог и живость изложения делают сказки В.И. Даля важными для сохранения русского языка.

11. Приём «Синквейн». Синквейн развивает умение учащихся выделять ключевые понятия в прочитанном, главные идеи, проявлять творческие способности. [4, стр.53].

Составьте синквейн.

Русские сказки 

Переложенные, приноровленные, разукрашенные

«Что за роскошь, что за смысл! Какой толк в каждой поговорке нашей! Что за золото!». [А.С. Пушкин] 

«Пяток первый»

Сказочник Казак Луганский 

Наблюдательный, знающий язык

Сочинял, исследовал, создавал.

«…решительно первый талант в русской литературе» [В.Г. Белинский]

Владимир Иванович  Даль 

 

Список литературы:

1. Булатов М., Порудоминский В. Собирал человек слова … Школьная библиотека. М.: Детская литература, 1969.

2. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка.

3. Ефремова Т.Ф. Новый толково-словообразовательный словарь русского языка.

4. Учимся читать и понимать текст: учебно-методическое пособие / В.И. Громова, Т.Ю. Сторожева.- Саратов: ГАУ ДПО «СОИРО», 2020. - 68 с.

5. Читательская грамотность: сборник эталонных заданий: выпуск 2: учебное пособие для общеобразовательных организаций: в 2 частях / под ред. Г.С. Ковалёвой, Л.А. Рябининой. – Москва: Просвещение, 2021. – (Функциональная грамотность. Учимся для жизни).

 

. . . . .