Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Формирование здорового образа жизни на уроках истории

Дата публикации: 2023-01-31 23:05:51
Статью разместил(а):
Прокопенко Любовь Ивановна

Формирование здорового образа жизни на уроках истории

Автор: Прокопенко Любовь Ивановна

МБОУ «Львовская СОШ», с. Львовка, Белгородская область

 

Аннотация: В этой статье автор пишет о том, как важно формировать здоровый образ жизни у школьников. Особенно важно это в условиях школы, поскольку там подрастающее поколение проводит большую часть своего времени. Автор приводит несколько методов формирования здорового образа жизни на уроках истории и полно раскрывает их с помощью примеров.

Ключевые слова: здоровый образ жизни, уроки истории.

 

Формирование здорового образа жизни является одной из основополагающих целей современного образования. Современный педагог, помимо того, что должен дать знания по предмету, также должен и обучить ребенка основам здоровой жизни. Сюда входит сбережение и укрепление здоровья школьников, выбор обучающих форм, подходящих для возраста ребенка, которые будут не допускать перегрузок и утомления, а также формирование ценностного представления о жизни и здоровье, здоровом образе жизни.

Формировать здоровый образ жизни у школьников необходимо на уроках всех предметов, в том числе и на занятиях по истории. Педагогу необходимо определить для себя круг методов, с помощью которых он будет проводить работу по приобщению своих учеников к здоровому образу жизни.

Достичь этого можно при выполнении следующих задач:

1. Пропагандировать здоровый образ жизни, показывать детям его плюсы.

2. Передавать знания по предотвращению различных заболеваний.

3. Прививать ученикам заботливое отношение к своему здоровью, учить бережно к нему относиться.

Рассмотрим различные варианты здоровье сберегающих технологий на уроках истории. Самое простое, что может сделать педагог в рамках привлечения к здоровому образу жизни – организация двигательной активности на занятии, например, в виде физкультурных минуток. Педагогу необходимо уметь подстроить физкультурную минутку под тему урока. Например, если тема урока по истории касается различных слоев общества, то можно составить список упражнений, иллюстрирующих занятия представителей различных социальных слоев. Также можно составить физкультурную минутку на уроке истории, посвященном олимпийским играм. Ученикам можно предложить сымитировать различные соревновательные упражнения, в ходе которых они смогут размять плечи, руки, голову, туловище и ноги.

Еще одним методом приобщения к здоровому образу жизни на уроках истории могут послужить тематические ролевые игры. В ходе их реализации происходит иллюстрирование каких-либо исторических сюжетов, например, Олимпийских игр или соревнования русских богатырей. Учащиеся получают заряд положительных эмоций, сказывающихся как на ходе урока, так и на самочувствии учащихся.

Наиболее результативным методом приобщения школьников к здоровому образу в рамках уроков истории будет исторический экскурс. 

Например:

  • При изучении темы «Древний Египет» можно рассматривается вопрос «Почему в ежедневном рационе простых египтян были чеснок и лук?»;
  • При изучении темы «Олимпийские игры в Древней Греции» обращаю внимание на физическое и нравственное здоровье человека;
  • При изучении средневековой Европы подчёркивается, что основная причина смертности и эпидемий – отсутствие элементарных правил гигиены, таких как умывание и мытьё, регулярная смена белья;
  • При изучении темы культуры Древней Руси необходимо акцентировать внимание школьников на том, что одной из обширных тем русского фольклора была тема здоровья. Это подтверждается многочисленными пословицами и поговорками, придуманными народом. Можно рассказать детям следующие пословицы: «не рад больной и золотой кровати», «здоровье богатства дороже». Педагог может предложить ученикам обсудить смысл этих поговорок и вынести из них урок, что здоровье – это самое дорогое, что есть у человека.
  • При изучении истории России эти темы рассматриваются «Изменения в культуре и быте в первой четверти 18в.», «Быт и жизнь во второй половине 18 в.» и другие.

Посредством реализации экскурса ученики получают знания об отношении к здоровью в истории России, узнают о влиянии пагубных привычек, а также о знаменитых личностях, которые посвятили свою жизнь спорту и обладали крепким здоровьем. Акцентировать внимание на отношении к здоровью и здоровому образу жизни можно на уроках истории, посвященным любой теме.

Проиллюстрировать влияние здоровых и вредных привычек на жизнь человека возможно на примере конкретных знаменитых личностей из истории России. Иван Поддубный – русский и советский профессиональный боец. Он родился с крепким телосложением и здоровьем, но ведь то, что дано природой невозможно удержать на всю жизнь, если не заниматься собой. Поэтому Иван Поддубный с малых лет занимался тренировками, развивал свою силу и морально-волевые качества. Не было у него и пагубных привычек. Это помогло ему выйти стать всемирно известным бойцом, не говоря уже об укреплении его здоровья. Благодаря своему здоровому образу жизни Иван Поддубный прожил долгую жизнь. 

В качестве негативного примера образа жизни можно привести Петра II. С малых лет он увлекался алкоголем, ел много вредной пищи – жареной и копченой. Его распорядок дня также был неважным – он бодрствовал ночью, часто бывал на балах и маскарадах. Не было у него и полезных привычек – долгих пеших прогулок, закаливаний. Результатом этого стал слабый организм, который не выдержал болезни, и Петр II умер в возрасте 14 лет.

Проведя такой сравнительный анализ образа жизни известных личностей, педагог может акцентировать внимание учеников на том, что важно придерживаться здорового питания и правильного распорядка дня, ведь они – залог здорового образа жизни, который позволит прожить долгую и счастливую жизнь.

Еще одним методом формирования здорового образа жизни у школьников в рамках изучения истории могут быть внеклассные исторические мероприятия, например, экскурсии. Это могут быть поездки в места сражений, посещение исторических реконструкций, а также исторических музеев. Помимо этого, можно организовывать с детьми культурный досуг – походы в театр. Целью такого времяпрепровождения становится донесение школьникам мысли, что жизнь прекрасна, и прожить долгую и счастливую жизнь можно, если придерживаться основ здорового образа жизни.

Еще одним методом приобщения школьников к здоровому образу жизни в рамках предмета истории является организация тематических круглых столов. На них ученикам можно предложить окунуться в различные эпохи в разных странах и проследить, какое отношение было у людей к здоровью, какого образа жизни они придерживались и к чему это привело.

Таким образом, на уроках истории реализовать формирование здорового образа жизни у обучающихся можно посредством нескольких методов. Среди них: тематические физкультурные минутки, тематические ролевые игры, экскурсии по своему краю, посещение музеев. В рамках изучения материала по теме урока педагогу необходимо уметь акцентировать внимание учеников на теме здоровья. Учитель может показать, как к здоровью и здоровому образу жизни относились в разные времена и какие это имело последствия. Педагогу необходимо пропагандировать основы здорового образа жизни и заботу о своем здоровье.

Используя такие методы на уроках истории, учитель сможет заинтересовать учеников и замотивировать их заниматься своим здоровьем и начать придерживаться основ здорового образа жизни.

 

Использованная литература:

1. Локтева О.Л. Формирование представлений о здоровом образе жизни на уроках «Истории Отечества» // ЭкстернатРФ. № 4. 2013. С. 19-22.

2. Марченко Н.Л. Формирование здорового образа жизни на уроках истории // Молодой ученый. 2015. № 22. С. 831-835.

3. Мухаметжанова А.К. Здоровье сберегающие технологии на уроках истории и обществознания // Актуальные задачи педагогики: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. С. 29-32.

4. Чарлтон Э. Основные принципы обучения здоровому образу жизни // Вопросы психологии. №2. 1997. С. 3-14.

 

. . . . .