Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Интеграция предметов - важнейший компонент образовательного процесса

Дата публикации: 2023-01-03 18:10:34
Статью разместил(а):
Цветкова Мария Александровна

Интеграция предметов - важнейший компонент образовательного процесса

Автор: Цветкова Мария Александровна

Московская центральная художественная школа при РАХ, г. Москва

 

Аннотация: В статье автор обсуждает необходимость применения элементов интеграции биологии и химии с художественными предметами.

Ключевые слова: художественное образование, художественное воспитание, интегрированное обучение.

Тематическая рубрика: Средняя школа, СПО.

 

Наше учебное заведение обучает будущих живописцев, графиков, скульпторов и дизайнеров. Поэтому вполне закономерно, что одному из направлений воспитания – эстетическому – здесь традиционно уделяется особое внимание.

Основными компонентами эстетического воспитания являются художественное образование и художественное воспитание. Под художественным образованием понимается процесс освоения совокупности знаний, умений, навыков формирования мировоззренческих установок в области искусства и художественного творчества. Художественное воспитание рассматривается как процесс формирования у детей способности чувствовать, понимать, оценивать, любить искусство и наслаждаться им; развитии потребности в художественно-творческой деятельности и создании эстетических ценностей. Эстетическое воспитание связано с развитием способности школьников воспринимать, чувствовать и понимать красоту живой природы в ее различных проявлениях, со стремлением вносить красоту в учение, окружающую жизнь и свой внешний облик.

Современная система образования стремится к формированию личности с целостным мировоззрением, с пониманием всей глубины связей явлений и процессов. Следует отметить, что в последнее время внимание к вопросам эстетического воспитания растет. Оно рассматривается не только как средство нравственного, но и умственного развития. Осознание красоты природы, людей, окружающих вещей вызывает у ученика особые эмоционально-психические состояния, которые пробуждают любознательность, способствуют развитию памяти, мышления и других психических процессов. Любое мировоззрение не может быть полным и законченным, если у человека не были сформированы эстетические взгляды. Без эстетического отношения невозможно объективно оценить окружающий нас мир.

Не вызывает сомнений, что для большей эффективности система эстетического воспитания должна объединять все предметы и внеклассные мероприятия и даже охватывать социальную сферу жизни ученика. Приобщение к миру живописи, скульптуры, архитектуры и других направлений снимает стресс, снижает нагрузку, создает благоприятное душевное состояние и, как следствие, повышает успеваемость в целом. Так как искусство всегда обращено к человеческой личности, любой школьник способен понять все виды искусства.

Как же совместить эстетическое воспитание с преподаванием общеобразовательных предметов? Степень интеграции между предметами может быть различной, от отдельных фрагментов до полноценного интегрированного урока. Хотелось бы в качестве примеров такой фрагментарной интеграции предложить отображение некоторых биологических объектов в орнаменте. Для начала следует остановиться на понятии «орнамент», некоторых видах орнамента, их характеристике и назначении.

Примеры природного пейзажного орнамента можно привести при изучении таких тем как «Природные сообщества», «Природные зоны России» в 5 классе. Природный растительный орнамент можно обсудить при изучении таких тем как «Цветок», «Типы плодов», «Побег. Листорасположение.» в 6 классе. Природный зооморфный анималистический орнамент прекрасно соотносится с изучением общей характеристики некоторых систематических групп беспозвоночных и позвоночных животных (Тип Моллюски, Класс Насекомые, Класс Костные рыбы, Класс Млекопитающие), подчеркнуть некоторые характерные особенности костных рыб (при сравнительной характеристике Классов Хрящевые и Костные рыбы), можно обратить внимание учеников на характерные особенности строения пера птиц, отраженные в орнитоморфном орнаменте в 7 классе.

Изучая в 8 классе раздел «Опорно-двигательная система» и останавливаясь на антропометрических особенностях мужской и женской фигуры, логично вспомнить антропоморфный, антропологический орнамент. Следует подчеркнуть, что, говоря об орнаменте, не стоит забывать о стилизации при изображении биологических объектов. Зачастую орнамент несет декоративную цель, поэтому художник не ставит перед собой задачу изобразить все особенности строения того или иного животного или растения, а отображает только наиболее характерные особенности, что делает его узнаваемым.

Очень важно понимать, что необходимо непосредственное общение обучающихся с живой природой, заменить ее созерцанием изображений природных объектов недопустимо. В то же время, обязательно следует использовать на уроках и во внеклассной работе произведения изобразительного искусства, литературы, содержащие описания или изображения природных объектов. Это обогащает внутренний мир ребенка, расширяет его кругозор, способствует психическому развитию. Мы ставим своей целью воспитать разносторонне развитого члена общества, приобщая ученика к наследию человечества.

Большое внимание в последнее время уделяется интеграции общеобразовательных предметов с художественными. Интеграция предполагает углубление межпредметных связей, переход к глубокому взаимопроникновению предметов; они направлены на развитие творческой активности учеников. Безусловно, такие уроки обладают большой информативностью и требуют серьезной совместной подготовки. Междисциплинарность позволяет решать в процессе обучения различные проблемные ситуации, выполнять межпредметные проекты. Необходимо развивать у учеников желание самостоятельно искать и находить информацию, а в дальнейшем применять полученные знания.

Интегрированные уроки проводятся совместно учителями двух или нескольких предметов, но доля каждого учителя должна быть примерно равноценной. Достаточно гармонично интегрируются биология и экология, биология и химия, химия и ИЗО. На таких уроках можно рассмотреть следующие вопросы:

- смеси веществ, способы их разделения и применение в скульптуре, архитектуре и живописи;

- технологии получения красок и лаков в разные исторические периоды, причины «выцветания» произведений искусства, методы датировки полотен;

- состав мрамора, химизм разрушения мраморных статуй кислотными дождями;

- технологии изготовления холстов и полотен из природных, синтетических и искусственных материалов, области их применения; - химизм процессов коррозии металлов, химические и физические свойства сплавов, бронза и причины «позеленения» бронзовых статуй;

- особенности строения кристаллической решетки алмаза и графита, применение особенностей строения графита в искусстве;

- химический состав и технология изготовления стекла, история получения и применения цветного стекла в архитектуре.

Такие уроки способствуют формированию у учащихся целостного представления о явлениях природы и взаимосвязи между ними. Они способствуют активному познанию окружающего мира, побуждают к обнаружению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей. Так как форма проведения таких уроков обычно нестандартна и включает разные формы деятельности, внимание учеников поддерживается на высоком уровне, что повышает эффективность обучения. Кроме того, не стоит забывать. Что такая интеграция способствует раскрытию творческих способностей не только учеников, но и учителей, раскрывает их потенциал, способствует профессиональному росту.

 

Литература:

Андреева Н.Д.  Методика обучения биологии в современной школе: учебник и практикум для вузов / Н.Д. Андреева, И.Ю. Азизова, Н.В. Малиновская; под редакцией Н.Д. Андреевой. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 300 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06387-5.

 

. . . . .