Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Деловая игра в реализации ФГОС СПО

Дата публикации: 2020-04-29 00:06:28
Статью разместил(а):
Брехова Надежда Анатольевна

Деловая игра в реализации ФГОС СПО

Автор: Брехова Надежда Анатольевна

ГБПОУ «Дзержинский химический техникум имени Красной Армии» 

 

Аннотация: В статье описывается активный метод обучения - деловая игра, как средство подготовки конкурентноспособного специалиста, отвечающего требованиям работодателя.

Ключевые слова: Деловая игра, профессиональные компетенции.

 

Современный этап развития общества ставит перед педагогической наукой важную задачу формирования инициативной личности, способной к самостоятельному решению профессиональных задач, активно использующей знания, полученные в процессе обучения, обладающей профессиональной, экономической, коммуникативной и информационной грамотностью.

Подготовка современного специалиста осуществляется через реализацию требований ФГОС СПО.

По степени усвоения умений, знаний, видов профессиональной деятельности (освоения общих компетенций (ОК) и профессиональных компетенций (ПК)) различают репродуктивный продуктивный и творческий уровень.

Наиболее ярким представителем творческого процесса обучения является деловая игра. Игра, как метод обучения, имеет большой образовательный потенциал:

·     Творческая атмосфера, свобода от шаблона, возникающие в игре, способствуют раскрепощению творческих резервов человеческой психики, нейтрализуют чувство тревоги, создают ощущение спокойствия, облегчают межличностные отношения.

·     Игра не только обучает, но и развивает мыслительные процессы: внимание, логическое мышление, память, быстроту реакции.

·     Игра позволяет «примерить» социальные роли (дает возможность действовать человеку в определенных реальных жизненных условиях).

·     Использование игровых методов на этапе контроля помогает обратить процесс опроса в увлекательное соревнование.

Игровые методы – это привлекательная для учащихся форма стимулирования и контроля активной познавательной деятельности.

Деловая игра – это метод группового обучения совместной деятельности в процессе решения общих задач в условиях максимально возможного приближения к реальным проблемным ситуациям. Деловые игры в профессиональном обучении воспроизводят действия студентов, стремящихся найти оптимальные пути решения производственных, социально-экономических, управленческих и других проблем.

Началу деловой игры предшествует изложение проблемной ситуации, формирование цели и задач игры, организация команд и определение их заданий, уточнение роли каждого из участников. Взаимодействие участников игры определяется правилами, отражающими фактическое положение дел в соответствующей области деятельности. Подведение итогов и анализ оптимальных решений завершают деловую игру.

С помощью деловой игры можно определить:

 наличие тактического и (или) стратегического мышления;

 способность анализировать собственные возможности и выстраивать соответствующую линию поведения;

 способность анализировать возможности и мотивы других людей и влиять на их поведение.

Деловые игры применяются при изучении МДК 01.02 «Основы технологии производства порохов и спецвеществ» по специальности 18.02.11 «Технология пиротехнических составов и изделий». Деловая игра дает положительные результаты в качестве урока обобщения и закрепления теоретических знаний по теме «Боеприпасы».

Занятие проводится в форме игры, имитирующей деятельность конструкторских бюро. Группа делится на две подгруппы и представляет разные конструкторские бюро.

Перед студентами ставится необычная задача: используя теоретические знания, разработать конструкцию боеприпаса определенного назначения. Указать конструктивные особенности корпуса боеприпаса, предполагаемый заряд взрывчатого вещества, технологию его наполнения, тип взрывателя и поражающий фактор.

Выполнить эскиз сконструированного боеприпаса  и представить свою разработку.

Задача студентов состоит не только в применении теоретических знаний, но и в распределении ролей внутри подгруппы; изучении ситуации, обсуждении, принятии решения, оформлении проекта. 

Во время деловой игры студенты убеждаются в необходимости теоретической подготовки для практической деятельности, приобретают навыки конструирования и коммуникации. Таким образом, формируются общие и профессиональные компетенции ОК1, ОК2,ОК4,ОК6, ПК1.5.

Развиваются способности:

·     четко формулировать свои мысли;

·     логически мыслить на основе усвоения причинно-следственных связей, сравнительного анализа;

·      организовывать свою деятельность в рамках отведенного времени;

·     творчески подходить к выполнению поставленной задачи.

Развиваются:

·      ответственность;

·      добросовестность;

·     внимательность;

·      уважительное отношение студентов друг к другу.

Урок контроля знаний по МДК 04.01 «Технология прессования пиротехнических составов и спецвеществ» проводится после изучения студентами теоретического курса по МДК 04.01и прохождения учебной практики УП04.

На уроке студентам предлагается воссоздать реальный технологический процесс изготовления конкретного изделия, объяснить выбор предлагаемого оборудования и изложить принцип его работы.

Подготовкой к данному уроку является объединение студентов в подгруппы по количеству технологических операций изучаемого процесса. Каждая подгруппа изучает оборудование своей технологической операции и создает презентацию.

В результате выступления каждой подгруппы и представления технологической операции и выбранного оборудования создается  виртуальный технологический процесс, в котором принимают участие все студенты группы.

Контролирующим звеном является подгруппа студентов представляющих ОТК. Они имеют отличные оценки по результатам изучения теоретического курса по МДК 04.01 и учебной практики УП04.Представители ОТК оценивают деятельность и представление коллег. Экспертом виртуального технологического процесса является преподаватель.

В результате обобщения теоретических знаний и приобретенных практических навыков на учебной практике, студенты демонстрируют сформированные профессиональные компетенции ПК4.1 – ПК4.4.

Урок – интегрированная защита курсовых проектов по МДК. 01.02 «Основы технологии порохов и спецвеществ»  и дисциплине  «Основы экономики» также проводится в игровой форме. На занятие приглашаются студенты III курса, изучающие МДК 01.02 и дисциплину «Основы экономики» и имеющие теоретические знания по основным технологиям снаряжения и основным экономическим показателям.

На уроке три – четыре студента IV курса представляют Курсовой проект, который содержит пояснительную записку, анимационную технологическую схему и чертеж основного аппарата. Выпускаемая продукция, проектируемого технологического процесса, представляется в виде рекламного буклета. Одновременно каждый студент является представителем фирмы, занимающейся  проектированием снаряжательных производств и стремящейся внедрить свои проекты в действующее производство.  

Студенты III курса выступают в роли представителей заказчиков, готовых внедрить представляемые проекты на своем снаряжательном предприятии и таким образом модернизировать действующее производство или его расширить. Заказчики представляют два снаряжательных предприятия в лице 1 и 2 подгруппы студентов III курса

В каждой подгруппе есть специалисты технологического и экономического отделов. Распределение ролей по отделам студентами внутри подгруппы  производится самостоятельно.

Оценку деятельности студентов 3 и 4 курса будут давать Преподаватели технологического и экономического курса, которые представляют экспертную комиссию, анализирующую представляемые проекты по технологическим и экономическим  показателям.

Перед студентами III курса ставится задача не просто послушать представляемые проекты, но ответить на опорные вопросы, составленные преподавателем.

После выступления представителей фирм проектировщиков (студентов IV курса) задача, стоящая перед представителями заказчика снаряжательных предприятий, усложняется: так как производственные мощности снаряжательного предприятия и финансовые возможности позволяют внедрить только одну новую технологию: они должны обосновать с технологической и экономической точки зрения целесообразность внедрения в производство выбранного ими проекта. Для этого предлагается сравнить представленные проекты, заполнив таблицы сравнения наиболее важными технологическими и экономическими показателями, используя ответы на опорные вопросы, и озвучить свой выбор.

Итоговая задача экспертной комиссии (преподавателей технологических и экономических дисциплин) проанализировать целесообразность внедрения представленных проектов в производство и оценить выбор заказчиков.

В ходе выполнение курсовых проектов (у студентов IV курса) формируются общие компетенции: ОК1, ОК2,ОК4.

Также студенты  получают навыки применения информационно-коммуникационных технологий посредством создания анимационных технологических схем, успешно используемых в образовательном процессе; навык публичного выступления и подготовки к защите дипломного проекта.

У студентов III курса в процессе деловой игры отмечается:

– общее повышение мотивации к изучению предметов технологического и экономического цикла,

– активация творческого поиска,

– формирование представления о целях и задачах курсового проекта,

– формирование представления о содержании и оформлении пояснительной записки и графической части, формирование представления о презентации курсового проекта и подготовке к государственной итоговой аттестации.

К недостаткам деловых игр следует отнести: 

·     относительную сложность подготовки игры;

·     отсутствие формализованных критериев, позволяющих сделать более объективную оценку и сравнить с реальной действительностью ожидаемый результат;

·     отсутствие четкого алгоритма проведения игры.

Безусловным достоинством деловых игр является то, что они позволяют: 

·     рассмотреть определенную проблему в условиях значительного сокращения времени (сжатие процесса);

·     освоить студентами навыки выявления, анализа и решения конкретных производственных проблем;

·     выполнять работы групповым методом при подготовке и принятии управленческих решений;

·     ориентироваться в нестандартных ситуациях;

·     концентрировать внимание студентов на главных аспектах проблемы и устанавливать причинно-следственные связи;

·     развивать взаимопонимание между участниками игры.

Использование деловых игр способствует развитию навыков критического мышления, коммуникативных навыков, навыков решения проблем, отработке различных вариантов поведения в проблемных ситуациях и обеспечивает реализацию требований ФГОС по специальности 18.02.11 «Технология пиротехнических составов и изделий» через формирование общих и профессиональных компетенций.

 

Литература:

1. Педагогические технологии: учебное пособие/под ред. В.С. Кукушкина – Ростов-на-Дону, 2010.

2. Нурушева Г.Р. Преимущества групповой работы на уроках.

3. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП. – М., 2005.

 

. . . . .