Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Развитие эмоционального интеллекта на уроках литературного чтения

Дата публикации: 2024-03-27 13:09:26
Статью разместил(а):
Елизавета

Развитие эмоционального интеллекта на уроках литературного чтения

 

На сегодняшний день всё больше исследователей занимаются изучением феномена эмоционального интеллекта.

Проблема развития эмоционального интеллекта детей является достаточно актуальной, потому что в требованиях Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования указан ориентир на становление личностных характеристик выпускника: «выпускник начальной школы должен быть доброжелательным, умеющим слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение»

По мнению Г. Гарднера успешной и разносторонне развитой личности необходимо обладать многогранным и множественным интеллектом, включающий широкий спектр способностей. Так, способность наблюдать и прогнозировать  возникновение чувств у других людей, использовать информацию для прогнозирования поведенческих реакций, была признана одной из главных составляющих личности и получила своё развитие в теории эмоционального интеллекта. 

Эмоциональный интеллект - способность к извлечению информации из эмоций. Данная способность позволяет нам обнаруживать роль эмоций и связи между несколькими эмоциями и использовать полученные данные с целью принятия заключений и мышления.

Основные эмоциональные компетенции эмоционального интеллекта: 

· эмпатия: способность к отражению чувств другого человека на основе собственных ощущений;  

· мотивация: выбор целей с опорой на эмоциональные предпочтения; 

· самоосознание: умение понимать свои чувства и использовать знания об этом, как основу для принятия решения;  

· саморегуляция: умение управлять эмоциональной сферой, так чтобы она способствовала выполнению предложенного задания, а не препятствовала его выполнению;  

· социальные навыки: овладение способами точного «прочитывания» социальных ситуаций, систем социальных отношений между людьми, управление эмоциями при организации взаимоотношений.

По мнению С.Т. Шабанов и А.В. Алешина «…на сегодняшний день, для успешной адаптации людей к постоянно меняющимся запросом общества, личность должна владеть развитым эмоциональным интеллектом, научиться осмыслять и управлять как своими, так и чужими эмоциями».

«В духовно-нравственном воспитание младших школьников одно из важных направлений, по мнению Э.М. Александровской, является формирование ориентации на другого человека. Ребенок включается в общение с другим человеком и в этом общение он чувствует свой опыт социального взаимодействия и получает запас знаний, с помощью которых в дальнейшем выстраивает взаимоотношения с окружающим миром».

В системе образовательных учреждений развитию эмоционального интеллекта способствуют дисциплины гуманитарного характера, особое место среди которых отводится литературе, обеспечивающей восприятие высоких нравственных категорий, дающей возможность формирования эмоционально-творческого отношения к миру и мировоззренческих основ личности ребенка. Ведь именно литература силой художественного слова способна формировать у детей эмоционально-личностное отношение к миру.

Для развития эмоционального интеллекта младших школьников на уроках литературного чтения возможно использование следующих приёмов: 

Эмоциональная подача материала.

Е.Н. Ильин, известный учитель-новатор, изучил вопрос об угасание интереса современного школьника к чтению и сформулировал педагогический закон трех О:  

· очаровать книгой,  

· окрылить героем,  

· обворожить писателем.  

Материалом для художественного чтения и эмоционального настроя могут быть афоризмы, стихи, притчи, презентации книг, тексты произведений, фрагменты биографии писателей (если они важны для понимания творчества), поэтические произведения, взятые эпиграфом к уроку. Эмоциональной подаче материала также могут способствовать и специально подобранные музыкальные произведения, которые могут быть увертюрой к уроку, фоном для чтения текста или выполнения творческих работ с целью создания настроения.

Совместный анализ литературных произведений.

В процессе обсуждения какого-либо произведения или героя, где участвует весь класс, дети учатся выражать собственное отношение к обсуждаемой ситуации или герою, учатся слушать своих одноклассников, с подачи педагога осознают, что каждый имеет право на собственное мнение, возможно, отличное от других, учатся принимать людей с разными точками зрения. Обсуждая эстетические, этические и эмоциональные проблемы, которые затрагиваются в литературных произведениях, дети познают собственный эмоциональный мир и эмоциональный мир окружающих его людей.

Сочинение собственных сказок и рассказов.

Все дети без исключения любят сказки и различные рассказы. Придумывание сказки - это наилучший способ воплотить собственные чувства и эмоции в героях сочиненных произведений. Кроме того, дети могут описывать ситуации, беспокоящие их в реальной жизни, и путем изменения сценария, педагог может показать детям способы выхода из той или иной ситуации, и таким образом даже скорректировать их психоэмоциональное состояние, сформировать у них осознанное отношение к своим чувствам, своему внутреннему миру.

Поэтические минутки.

Во время урока всегда можно выделить время на чтение детьми их любимых стихотворений, которые смогут рассказать об их эмоциональном состоянии и дать понять им, что их переживания интересны окружающим.

Театральные постановки, которые помогают «оживить» литературное произведение.

Участие в театральных постановках позволяет детям полностью прочувствовать состояние того или иного персонажа в предлагаемой ситуации, а значит, понять мотивы и цели его поступков, разгадать в тексте произведения то, о чём автор порой прямо не заявляет, объяснить поведение других персонажей. Только досконально изучив все чувства и эмоции описанного в произведении персонажа, и поняв их, дети смогут отыграть свои роли.

Таким образом, все описанные выше приёмы можно свести к формулировке следующего важного условия развития эмоционального интеллекта у детей младшего школьного возраста - это организация творческой деятельности учащихся, направленной на самовыражение и проживание эмоциональных состояний героев литературных произведений, посредством использования игровых ситуаций на уроках литературного чтения.

 

. . . . .