Работа с лэпбуком как средство развития читательского интереса
Работа с лэпбуком как средство развития читательского интереса
Автор: Суслова Полина Юрьевна
ГОУ города Севастополя «Средняя общеобразовательная школа № 23 имени Б.А. Кучера»
Аннотация: Чтение является одной из основных форм речевой деятельности, выполняющей важнейшие социальные функции. Значение чтения заключается в обогащении человека знаниями, в формировании и нравственном воспитании личности. В данной статье автор обращает внимание на использовании лэпбука как средства развития читательского интереса младших школьников.
Читательский интерес - это направленный интерес, проявляемый в активном отношении читателя к человеческому опыту, заключенному в книгах, и к своей способности самостоятельно добывать этот опыт из книг.
Как говорил В.А. Сухомлинский «Если с детства у ребенка не воспитана любовь к книге, если чтение не стало его духовной потребностью на всю жизнь - в годы отрочества душа подростка будет пустой, на свет выползает, как будто неизвестно откуда взявшееся плохое».
Современные дети — это «наблюдатели и зрители», которые привыкли воспринимать картинку на экране. Чтение уходит на задний план и становится не актуальным, не интересным. Постепенно из нашей жизни уходит устойчивая литературная традиция, на которую опирались предшествующие поколения. Как следствие — низкий уровень читательской грамотности, культуры и образования в целом.
Поэтому наша, основная задача – привить детям любовь к художественному слову, уважение к книге, обращая внимание детей не только на содержание, но и на выразительные средства языка сказки, рассказа, стихотворения и других жанров художественной литературы.
Интерес к чтению неразрывно связан с читательской самостоятельностью ребёнка. У меня сложилась собственная система работы по развитию читательской самостоятельности учащихся, в основе которой – работа с читательскими дневниками.
Важным аспектом современного образования является «научить учиться самому». Перед педагогом стоит задача научить школьника ставить перед собой цели и задачи, находить способы их решения, а главное находить нужную информацию для решения поставленного вопроса среди огромного множества источников информации.
Всем известно, что лучше запоминается то, что интересно, что было эмоционально окрашено. Как же сделать так:
· чтобы пройденный материал остался в памяти ученика;
· чтобы он мог научиться пользоваться знаниями, которые получил на уроках;
· чтобы он захотел самостоятельно расширить свои горизонты по изученной теме?
Одним из способов достижения этой цели образования может стать использование на уроках лэпбука.
Лэпбук (lapbook) – в дословном переводе с английского языка означает «книга на коленях» (lap - колени, book - книга, дословно «наколенная книга»). Это самодельная интерактивная папка с кармашками, дверками, окошками, вкладками и подвижными деталями, в которой находится информация в виде рисунков, небольших текстов, диаграмм и графиков в любой форме по какой-то теме.
Всегда можно отыскать что-то интересное и увлекательное в жизни, а тем более в детской литературе. Надо только найти его и подать детям, чтобы пробудить их самих к таким находкам и открытиям.
В процессе создания лэпбука можно закрепить и систематизировать изученный материал, а его рассматривание позволит быстро освежить в памяти изученные темы. Лэпбук - может быть еще и формой представления итогов проекта. Таким образом, можно сказать, что лэпбук - это собирательный образ плаката, книги и раздаточного материала, который направлен на развитие у учащегося творческого потенциала.
Этапы создания лэпбука:
1 этап – выбор темы. На этом этапе можно выбрать как одно литературное произведение, так и обобщение по разделу, на мой взгляд более крупный блок наиболее удачнее и выигрышнее будет смотреться при на этапе защиты.
2 этап - план. Чем можно заполнить лэпбук по литературному чтению? Ведь лэпбук - это не просто книжка с картинками. Поэтому необходимо продумать, что он должен включать в себя, какие задания будут уместны, чтобы полностью раскрыть тему.
3 этап – макет. Теперь надо придумать, как в лэпбуке будет представлен каждый из пунктов плана, то есть нарисовать макет. Вот здесь нет границ для фантазии: кармашки разной формы, книжки-гармошки, блокнотики и др.
4 этап - изготовление лэпбука. Для создания лэпбука нам нужны: картонная папка-основа, цветной картон, цветная бумага, любой оформительский материал, декоративные элементы. Все зависит от вашего воображения. Заполняем все кармашки подобранным информационным материалом и можно заниматься.
5 этап – презентация лэпбука. Для детей, которые сами создали лэпбук - это настоящее «сокровище», которое хочется показать, рассмотреть. На уроке это может быть индивидуальная защита проекта. Можно провести игру в группах, организовать викторину, литературный праздник. Презентация лэпбука происходит в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, формирует навыки сотрудничества.
Но чтобы всё получалось и ребята получили удовольствие от проделанной работы, торопиться не нужно - большую часть работы (планирование и поиск информации) можно осуществлять дома, после консультации с учителем, который не даёт готовых знаний, а направляет, побуждает обучающихся к самостоятельному поиску.
Создание лэпбука решает ряд задач современного образования, давая учащимся не только знания предмета, но и обучая их всесторонне смотреть на проблему, ставить задачи и решать их, творчески подходить к вопросу организации и подбору информации.
Лэпбук отвечает требованиям ФГОС к предметно-развивающей среде:
· информативен;
· способствует развитию творчества, воображения, мышления, логики, памяти, внимания;
· пригоден к использованию одновременно группой ребят;
· обладает дидактическими свойствами;
· является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства;
· вариативен (есть несколько вариантов использования каждой его части);
· его структура и содержание доступны возрасту;
· обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность обучающихся.
Литература:
Гатовская Д.А. Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС. Пермь: Меркурий, 2015. — С. 161-164.