Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Патриотическое воспитание младших школьников с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы

Дата публикации: 2024-02-29 15:27:48
Статью разместил(а):
Дудинских Оксана Васильевна

Патриотическое воспитание младших школьников с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы

Автор: Дудинских Оксана Васильевна

МБОУ «Анновская СОШ им. Героя Советского Союза А.Н. Гайдаша»

 

Аннотация: В этой статье автор пишет о том, как патриотическое  воспитание влияет на детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы и что важно для нравственного формирования личности.

Ключевые слова: патриотическое воспитание, дети с ОВЗ, гражданская позиция, краеведение, патриотизм, Отчизна, Родина.

Тематическая рубрика: Начальная школа.

 

В Конституции РФ и Законе «Об образовании в Российской Федерации» сказано, что дети с ограниченными возможностями здоровья (далее дети с ОВЗ) имеют равные со всеми права на образование.

Получение детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики в области образования и социально-экономического развития Российской Федерации.

Задача педагогов, воспитателей и родителей помочь таким детям понять, что они не одиноки, что они не являются изгоем в обществе и могут наравне со всеми детьми расти, развиваться и добиваться новых достижений, не отставая от своих сверстников. Необходимо общаться с детьми, учить ребенка думать, размышлять, сопереживать.

В современном обществе проблема патриотического воспитания приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, долг, честь, привели к негативным последствиям в обществе: социальное сиротство, усиление криминогенности и наркомании среди подростков, потеря позитивной мотивации к учебным процессам.  

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из самых важных задач школы. Работа по патриотическому воспитанию должна начинаться в младшем школьном возрасте со знакомства детей с нравственными нормами и правилами поведения и формирования моральных привычек.

Под патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование у учащихся любви к родному краю, стране, её природе, национальной и самобытной культуре. Патриотическое воспитание - это основа формирования будущего гражданина и патриота своей страны. Задача воспитания патриотических чувств очень сложна. Чтобы достигнуть определенного результата, необходим поиск современных форм в гражданско-нравственном направлении.

Чтобы вырастить сознательного, ответственного гражданина России, способного и готового жить во имя ее процветания и развития, необходимо вводить систему патриотического воспитания, как целостный процесс, заложенный в основу учебно–воспитательной работы в школе, однако нравственные качества не могут возникнуть самостоятельно. Их развитие и формирование осуществляется постепенно в процессе накопления и эмоционального освоения конкретных фактов, и зависит от средств, форм и методов воспитания, от условий в которых живет ребенок.

Важна и актуальна систематическая работа с учащимися с ОВЗ по патриотическому воспитанию, которая направлена на знакомство с истоками национальной культуры, формирование чувства гордости за свой народ, уважения к его героическому прошлому и  принципам толерантности, как к многонациональному государству.

Основы патриотического воспитания школьников заложены в трудах В.Г. Белинского, Н.А. Бердяева, И.А. Ильина, А.С. Калюжного. В их работах раскрывается смысл данного понятия, его содержание и уровни. Определены методы патриотического воспитания и его формы.

В толковом словаре В.И. Даля значение этого слова трактуется так: патриот - любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб.

Более чётко определено моральное содержание этого понятия в философском словаре: патриотизм (греч.Patris - отечество) - нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защитить интересы родины.

Что же такое «патриотизм» и какого человека можно назвать патриотом?

По мнению В.С. Горбунова: «Патриотизм - это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите».

Патриотизм – это одна из устойчивых характеристик человека, которая выражается в его мировоззрении, нравственных идеалах и нормах поведения. Он проявляется в поступках и в деятельности человека, он всегда конкретен и направлен на реальные объекты, зарождаясь из любви к своей малой Родине, перерастая в общегосударственное патриотическое самосознание.

Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности обладающей качествами гражданина-патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время. Главная направленность патриотического воспитания — формирование у школьников чувства неразрывной связи с народом, сознание ответственности за безопасность, процветание Родины, её продвижение по пути прогресса.

Как показал анализ теоретических источников, работ посвященных патриотическому воспитанию учащихся в ОВЗ очень мало. В этом плане следует отметить работы Л.Н. Деркач, Н.С. Елистратовой. В их работах рассказывается о методах, приёмах работы по патриотическому воспитанию школьников с ОВЗ. Поэтому проблема патриотического воспитания в последнее время стала одной из актуальнейших. По мнению многих специалистов, патриотическое воспитание основывается прежде всего на эмоциональном опыте ребенка, дающему ему почувствовать привязанность к своим родным, к родному дому, месту, где живет.

Таким образом, для воспитания патриотизма у школьников с ограниченными возможностями здоровья, также как и для учащихся массовой школы необходимы новые подходы, уроки истории в этом плане могут быть базой для воспитания патриотизма у школьников.

В образовательных организациях в процессе обучения детей с ОВЗ создаются все условия для полноценной реализации их способностей, для актуализации душевных и духовных потребностей, формирования личности и самосознания. Принцип обучения направлен на структуризацию личностного роста с учетом патриотической направленности в учебном процессе. Прикосновение к истории своей семьи, особенно у детей с ОВЗ, вызывает сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относится к своим историческим корням.

Ключевая идея педагогической деятельности направлена на формирование активной гражданской позиции школьника. В условиях становления гражданского общества и правового государства за основу патриотического воспитания необходимо взять воспитание гражданских качеств, таких как: способность к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью; понимание ценности семьи и семейных отношений; уважение к истории и традициям своего народа, государства, любовь к Родине и готовность ее защищать.

Основные направления патриотического воспитания в образовательных учреждениях можно определить следующие:

- Военно-патриотическое: оно ориентировано на формирование у молодежи высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооруженной защите, изучение военной истории, воинских традиций.

- Гражданско-патриотическое: воздействует через систему мероприятий на формирование правовой культуры и законопослушности, навыков оценки политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, постоянной готовности к служению своему народу.

- Социально-патриотическое: направлено на активизацию духовно-нравственной и культурно-исторической преемственности поколений, формирование активной жизненной позиции, проявление чувств благородства и сострадания, проявление заботы о людях пожилого возраста.

- Героико-патриотическое: составная часть патриотического воспитания, которая ориентируется на пропаганду героических профессий, знаменательных героических и исторических дат нашей истории, воспитание чувства гордости к героическим деяниям предков.

- Духовно-нравственное. Целью этого направления является осознание учащимися в процессе патриотического воспитания высших ценностей, социально значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности.

- Историко-краеведческое: система мероприятий по патриотическому воспитанию, направленных на познание историко-культурных корней, осознание неповторимости Отечества.

- Спортивно-патриотическое: направлено на развитие морально-волевых качеств, воспитание силы, ловкости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом, формирование готовности к защите Родины.

Основные формы работы по патриотическому воспитанию в организациях образования это:

- классные часы, викторины, посвященные России и Дню села,

- акция «Бессмертный полк»,

- встречи в детьми Великой Отечественной войны,

- конкурс патриотической песни,

- уроки мужества и памяти,

- рассказы о героях прошлого и настоящего,

- просмотр фильмов военного времени, 

- участие в конкурсах различного уровня патриотической направленности,

- экскурсии по родному краю,

- посещение памятных мест села, района, (могила Неизвестного солдата, Вечный огонь),

- проведение мероприятий по изучению государственной символики России,

- проведение литературно-музыкальных композиций

- квест- игры  и т.д.

Формы работы по патриотическому воспитанию постоянно обновляются и осуществляются через учебную и внеклассную деятельность школы. 

Всем известно, что полноценно воспитать человека невозможно без тесного контакта с его семьей. Семья – это малый мир, малое общество. Только в семье человек может быть по-настоящему счастлив. Именно в семье созревает личность.

Как показывают многочисленные исследования, большинство россиян идентифицируют себя с семьей. И в этом есть определенная закономерность. Социальный мирок, воспринимаемый как мир родины, отчего дома, родства, позитивно влияет на развертывание жизненных сил личности, снижает уровень напряженности и конфликтности.

У каждой состоявшейся личности, у каждого человека есть Родина. Как строятся отношения человека со своей малой и большой Родиной, Отечеством, так же должны строиться и отношения гражданина со своим государством. Интересы Родины, Отечества превыше всего.

Одним из направлений можно считать краеведение, где ребятам предлагается изучить историю своей семьи, своего района, города. Интерес вызывают занятия, связанные с темой «Моя родословная», где ребятам предлагается вместе с родителями составить родовое древо своей семьи, собрать старые фотографии, изучить семейный архив.

Любимым занятием является и составление народного календаря, который дает представление о русском фольклоре, народных и православных праздников, которые постепенно входят в дома наших учеников.

Эффективное патриотическое воспитание детей сегодня – это путь к духовному возрождению общества, восстановлению величия страны в сознании людей. Результативность такого воспитания проявляется в системе отношений ребенка к действительности, его творческой самоотдаче. Показатель его действительности – убежденность, патриотическая направленность поступков и всей жизни учеников.

Результативность работы школы по патриотическому воспитанию измеряется степенью готовности и стремлением школьников к выполнению своего гражданского и патриотического долга, их умением и желанием сочетать общественные и личные интересы, реальным вкладом, вносимым ими в дело процветания Отечества, родного города.

Таким образом, система военно-патриотического воспитания помогает управлять процессом подготовки обучающихся к защите Родины, придает всей проводимой работе системность, последовательность и целенаправленность, обеспечивает преемственность в организации и развитии военно-патриотической деятельности школьников.

Успех патриотического воспитания детей с ограниченными возможностями во многом зависит и от родителей, от семьи, от той атмосферы, которая царит дома.

Говоря о патриотическом воспитании подрастающего поколения, необходимо особо подчеркнуть, что, пока не поздно, за молодежь надо бороться, воспитывая их на героическом прошлом нашей Родины. Народ, который не помнит прошлого, не имеет и будущего и то, что мы вложим в наших ребят сегодня, завтра даст соответствующие результаты. В этом заключается государственный подход каждого педагога в деле патриотического воспитания молодежи

Патриотизм закладывается в человеке с малых лет. Это процесс не одномоментный. Его нельзя вдруг приобрести или потерять. Это состояние души, это мировоззрение. Говорят, что если патриотизм нужно воспитывать, то это уже не патриотизм. Но, я считаю, что, как и всякое социальное явление патриотизм подлежит воспитанию. Его нужно воспитывать в каждом ребёнке, не деля их по каким-то физиологическим особенностям.

Дети с ОВЗ - это дети, которые чувствуют по-другому, воспринимают и ощущают этот мир по-особенному. Самое важное – не «зацикливаться» на проблемах, а прививать ребенку мысль о том, что он полноценен, что он сможет справиться со своей особенностью, сможет развиваться и быть самостоятельным человеком, полноценным членом общества. Главная отличительная черта состоит в том, что дети с ОВЗ не только по физическим или умственным категориям отличаются от полностью здоровых детей, но они и мыслят по-другому, они невероятно добрые, открытые, непосредственные, но при этом беззащитные и очень нуждаются в помощи и поддержке. С ними мы много играем и общаемся, и тогда они учатся всему быстрее. Да, такие дети плохо двигаются, но они научатся, просто надо чуть больше времени, чем остальным. У многих проблемы с развитием речи, поэтому мы рассматривали картинки, я задавала вопросы, а ребята показывали ответы. Учитывая особенности развития таких детей, основным принципом моей работы было создание ситуации успешности ребёнка, похвала, поощрение (это не отнимает много сил и затрат, но отдача колоссальная, а это бесценно).

Патриотическое воспитание выступает как средство познавательной активности учащихся с ОВЗ. Ребята с большим удовольствием поддерживают беседы о красоте родного края, о героях, с которыми знакомились раньше, с интересом слушают истории о новых, принимают участие в различных мероприятиях патриотической направленности (беседы, выставки, фотовыставки, конкурсы рисунков, историко-краеведческие чтения). Для более успешной работы мы используем наглядные средства: живые примеры, художественные образы, ролевые игры, инсценировки, сценки из сказок, рассказы и т.п. Исполнение той или иной роли помогает этим ребятам усвоить нормы, правила поведения персонажей, «Перенеся» их на себя, делали упор на положительное, соблюдали меру в использовании отрицательных примеров. Мы старались обеспечить активность детей на занятиях рисованием, они очень любят рисовать маму, родину (как они её видят), а это важно, ведь всё начинается с малого. Опыт работы показывает, что нашим «особенным» детям доступно чувство любви к родному городу, родной природе, своей Родине. Это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания.

Под жизненной компетентностью понимается интегральное (то есть цельное) качество личности, проявляющееся в способности и готовности к деятельности. Главной задачей, которая стоит перед обществом - воспитание социализированной, нравственно-ориентированной личности, в том числе и для детей с ОВЗ. А достижение этой задачи невозможно, без воспитания патриотизма. Таким образом, развитие личностно-патриотических качеств у лиц с ограниченными возможностями здоровья способствует их успешной социальной адаптации и повышает их мотивацию к самореализации в социальном творчестве, познавательной, практической и общественно полезной деятельности.

 

Список литературы: 

1. Черкасова П.А. Патриотическое воспитание как средство познавательной активности у детей с ОВЗ. Молодой ученый № 2 (106) январь - 2, 2016г.

3. Комратова Н.Г. Патриотическое воспитание подростков / Н.Г. Комратова, Л.Ф. Грибова. – М. : Сфера, 2011. – 224 с.

4. Адаменко С. Воспитываем патриотов России // Народное образование – 2005 - №4 – с. 23.

 

. . . . .