Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Правополушарное рисование

Дата публикации: 2024-02-21 11:28:39
Статью разместил(а):
Грищенко Алена Игоревна

Правополушарное рисование

Автор: Грищенко Алена Игоревна

МКОУ Новокузьминская ООШ Ордынского района Новосибирской области

 

Аннотация: В статье дано описание работы учителя с детьми младшего школьного возраста в технике правополушарного рисования на уроках изобразительного искусства и занятиях внеурочной деятельности.

Ключевые слова: полушария головного мозга, левополушарное мышление, правополушарное мышление, рисование.

Тематическая рубрика: Начальная школа.

 

Большинство людей считают, что умение рисовать присуще далеко не каждому. Обязательно должны быть какие-либо врожденные задатки, талант, способность видеть по-другому. Но, оказывается, все не так. Существуют разнообразные интереснейшие методики по обучению рисованию, которые помогают людям в любом возрасте не просто правильно держать кисть в руке, но и создавать настоящие картины.

Одна из таких методик – правополушарное рисование. Все большую популярностью в современном мире пользуются нетрадиционные методики по развитию творческих талантов. Научиться рисовать за короткое время можно используя   инновационную методику правополушарного рисования. Популярность этого метода возрастает с каждым днем. Основа метода правополушарного рисования заключается в активации правого полушария в режим творчества. Используя специальные техники, разработанные высококвалифицированными специалистами, активизируется творческая деятельность и интуиция у любого человека.

Метод правополушарного рисования основан на работах Роджера Сперри, который изучал деятельность правого и левого полушарий головного мозга и, совместно с другими нейрофизиологами, получил Нобелевскую премию в 1981 году «За открытия, касающиеся функциональной специализации полушарий головного мозга». Он выяснил, что правое и левое полушария головного мозга выполняют разные функции.

Детям свойственно заниматься творческой деятельностью. Но, как правило, система образования сформирована так, что на изучение точных наук отводится гораздо больше времени, чем на творческие процессы.  Все это способствует стимуляции левого полушария, которое как известно отвечает за логические процессы и аналитическое мышление. Слаженная работа обоих полушарий обеспечивает эффективную работу мозга. Применение методов по правополушарному рисованию позволяет внести гармонию в работу левого и правого полушария, что помогает раскрытию творческого потенциала ребенка. Кроме того, это помогает уберечь его от стрессов и нагрузок, а еще оказывает помощь в усвоении материала.

Необычным правополушарным рисованием называют методику изобразительного искусства, при которой художник стимулирует работу правого полушария, искусственным образом подавляя при этом активность левого. На время «отключить» левую зону мозга и вовлечь в работу правую (что с легкостью делают дети, у взрослых это получается с трудом). Так в чем же ее секрет?

А все дело в:

· Правильном порядке прорисовки слоев, цветовых пятен и бликов.

· Отсутствие четких границ, если дело не касается прорисовки контуров.

Многим моим ученикам не удается рисовать изображения, соответствующие выбранному им стилю, потому что их знания и опыт не велики. К подростковому возрасту дети и вовсе теряют интерес к рисованию! Вот тут и возникает необходимость в новизне техник, обстановки и приемов.

После знакомства с техникой и методикой преподавания правополушарного рисования решила применить новую технологию на внеурочных занятиях. Результаты превзошли все ожидания – и в эмоциональном, и методическом плане.

Первое занятие «Правополушарное рисование» знакомство с новыми техниками и приемами рисования, включаем «П-режим», и рисунок на глазах оживает! Во время рисования мы временно отключаем логику и рисуем чувствами. А чуть позже подключаем логику, когда нужно прорисовать детали.

После первого занятия я провела анкетирование учеников, чтобы выяснить, были ли знакомы ли ребята с этим методом ранее и понравился ли им урок.

В результате я выяснила, что никто из ребят не был знакомс методом правополушарного рисования. Ребята в моем классе творческие – почти все любят и умеют красиво рисовать. Поэтому им понравился мой мастер-класс. Почти у всех ребят получился красивый рисунок. У всех ребят, даже у тех, у кого рисунок не совсем получился, поднялось настроение после урока. Почти все захотели нарисовать еще картины в технике правополушарного рисования. Они убедились, что рисовать красиво – легко. (Приложение 1).

На основании проведенного мною опроса я могу сделать вывод, что что для правополушарного рисования не нужно иметь опыт рисования за плечами. Практически любой человек, даже не посещающий художественную школу, сможет нарисовать красивый рисунок. Для детей это способ «перезагрузки» от учебных дисциплин. Правополушарная деятельность обучающихся показала свою эффективность, поэтому данная форма работы проводилась на уроках ИЗО и внеурочной деятельности. 

Вижу пользу правополушарного рисования, во-первых, в повышении самооценки. Рисуя, человек демонстрирует свой внутренний мир, а получая положительные отклики на произведения, обретает уверенность в себе.

Во-вторых, развивается воображение. «П-режим» снимает барьеры, отпускает фантазию в полёт, отвлекает от рутины и помогает взглянуть на вещи с другого ракурса.

Третье - расслабление. Рисование — прекрасное хобби как для взрослых, так и для детей. Когда на белом листе «оживает» созданный тобой мир, тревоги и проблемы улетучиваются.

Ну и конечно развитие когнитивных функций. Любое рисование, в том числе правополушарное, улучшает восприятие, зрительную память и мелкую моторику.

Хочется добавить, что специалисты считают правополушарное рисование новым методом лечения депрессии, гиперактивности, повышенной тревожности без лекарственных препаратов.

Приложение 1. Анкета.

В опросе участвовали ученики 2 класса.

 

Вопрос

Ответ

Да

Нет

1.

Знакомы ли вы с методом правополушарного рисования?

0%

100%

2.

Использовали ли вы его когда-нибудь?

0%

100%

3.

Умеете ли вы красиво рисовать?

40%

60%

4.

Любите ли вы рисовать?

80%

20%

5.

Вам понравился мастер-класс по рисованию птенчика?

100%

0%

7.

Красивый ли рисунок у вас получился?

80%

20%

8.

Поднялось ли у вас настроение после мастер-класса?

100%

0%

9.

Хотели бы вы нарисовать еще картины в технике правополушарного рисования?

100%

0%

10.

С помощь мастер-класса по правополушарному рисованию «Птенчик» вы убедились, что рисовать красиво - легко?

100%

0%

 

Литература:

1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психол. очерк: Кн. для учителя. – 3-е изд. – М.: Просвещение.

2. Калинина Р.Р. Тренинг развития личности дошкольника. С-Петербург. 2001.

3. Кравцова Е.Е. Развитие воображения дошкольника. // Дошк. воспит. -1989, № 2.

4. Джулия Кэмерон «Путь художника», 2017, издательство «Livebook».

5. Джулия Кэмерон «Долгие прогулки. Практический подход к творчеству», 2017, издательство «Манн, Иванов и Фербер».

 

. . . . .