Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Дидактическая игра как средство развития творческих способностей младших школьников на уроках математики

Дата публикации: 2024-02-19 06:40:54
Статью разместил(а):
Бакаева Ольга Сергеевна

Дидактическая игра как средство развития творческих способностей младших школьников на уроках математики

Автор: Бакаева Ольга Сергеевна

МБОУ «СОШ № 34 им. Амелина», г. Кемерово

 

Аннотация: В статье обсуждается актуальная проблема развития творческих способностей детей на уроках математики.

Ключевые слова: творческие способности, младшие школьники, уроки математики.

 

Очень долгое время проблема развития творческих способностей детей существует в нашем мире. В современном обществе появляется потребность в людях неординарно мыслящих, творческих, способных нестандартно решать поставленные задачи. Воспитание творчески развитой личности, способной к саморазвитию и самосовершенствованию, умеющей справляться с возрастающим потоком проблем, начинается уже в детские годы.

Одной из основных задач ФГОС НОО является сохранение и поддержка индивидуальных способностей ребёнка, развитие его потенциала. Сейчас развитие творчески одаренных учеников является одним из основных запросов, которые жизнь предъявляет к образованию. Все области жизни меняются с невиданной скоростью. Огромный поток информации усиливается каждые два года. Знания устаревают быстрее, чем человек успевает их применить. Для того чтобы полноценно жить в современном мире, необходимо быть постоянно готовым к изменениям, сохраняя при этом свою неповторимость.

Именно поэтому очень важно начать всесторонне развивать ребенка как можно раньше в детском саду или школе. Но здесь возникает проблема в том, что в школе очень часто встречается шаблонность в работе учителя. Многие учителя используют повторение одних и тех же действий, приемов, не учитывая желания и интересы детей. Это часто приводит к потере желания учиться, развиваться, а также творчески мыслить и самостоятельно работать. Поэтому учителям в современной школе требуется больше уделять внимание творческой деятельности, что бы ребенок легко приспосабливался к современным условиям жизни. В учебном процессе формируется общее умение учиться, а в творческой деятельности формируется способность искать и находить новые решения, необычные способы достижения цели, дети учатся видеть проблему с разных сторон и решать ее нестандартными способами.

Развитие творческих способностей - для учителя задача не из легких. Учитель должен активизировать и привлекать учащихся, предлагая им интересные находки, наработки из своей методической копилки. При этом не следует забывать об образовательном процессе. Именно поэтому существуют задания, отвечающие условиям: научить, отработать какой-либо учебный навык и развить, такие важные в наше время, творческие способности у ребенка.

Рассмотрим на примере уроков математики:

Это могут быть занимательные задачи, дидактические игры, диктанты, красочные иллюстрации к прикладным задачам, задачи в стихотворной форме, занимательные темы для рефератов и докладов.

Еще одним из способов развития креативности является аналогия. Ее использование в математике одно из главных способов при доказательстве теоремы, решении текстовых задач. Для отработки умения проводить аналогию можно использовать задачи на нахождение словесных аналогий, аналогий между различными объектами.

Например, по аналогии с первой парой подберите недостающее слово в другой паре:

1) вверх – вниз, вправо - …

2) разность – вычитание, произведение - …

Найди закономерность и продолжи ряд:

а) 1,22,333….;

б) 7,67,567…

Классификация – еще один прием мышления, способствующий развитию креативности. Его суть в разбиении множества рассматриваемых явлений или объектов на попарно пересекающиеся подмножества. Такие задания помогают развивать умение ― узнавать знакомые объекты, переносить знания в непривычную ситуацию, видеть структуру объекта.

Например: Найдите лишнее число и объясни почему оно лишнее 14, 23, 78, 212, 50.

Следующий прием, помогающий развить креативность – это обобщение. Оно говорит о степени развития мыслительной деятельности, осознанности, прочности усвоения и объеме знаний учеников.

Например:

Дайте общее название объектам, входящим в одну группу: прямоугольник, треугольник, квадрат круг – это…

Решение задач, головоломок, ребусов, занимательных задач, задач на смекалку так же способствует развитию креативности. При их выполнении дети часто используют метод проб и ошибок, что, в свою очередь, отлично помогает развивать интуицию, творчество, способность искать разные способы решения непростых задач. Работа над такими заданиями воспитывает усидчивость, развивает различные виды памяти, внимание, что очень важно при реалиях современного мира.

Ребусы и творческие задачи требуют самостоятельности. Они рассчитаны на поисковую информации, неординарный, нетрадиционный подход и творческое применение знаний.

Задачи с несформулированным вопросом (в этих задачах не сформулирован вопрос, но он логически вытекает из данных в задаче математических отношений; обучающиеся упражняются в осмысливании логики данных в задаче отношений и зависимостей; решение выполняется после того, как ученик сформулирует вопрос (иногда к задаче можно поставить несколько вопросов)

Например: Машенька собрала вчера 32 гриба, а сегодня на 4 больше. Выберите вопросы, которые можно поставить к этому условию, чтобы получилась задача.

а) Сколько грибов нашла Машенька вчера?

б) Сколько грибов нашла она сегодня?

в) Какие грибы собирала девочка?

г) Сколько грибов собрала Маша за два дня?

Задачи с лишними данными (в этих задачах присутствуют дополнительные ненужные данные; обучающиеся должны выделить те данные, которые необходимы для решения, и исключить лишние, ненужные).

Например: Карлсон съел на завтрак 5 булочек, 6 мороженых, 2 ананаса, 3 шоколадки и 4 груши. Сколько фруктов съел Карлсон на завтрак?

Задачи с недостающими данными (в этих задачах отсутствуют некоторые данные для ответа на поставленный вопрос; для решения необходимо добавить необходимые значения).

Например: В детском саду было 5 красных мячей и несколько синих. Сколько всего мячей было в детском саду?

Задачи с нереальным условием (в задаче нереальное условие, которое в жизни не выполнимо, поэтому нет смысла ее решать): Мама купила 5 пачек соли. Две пачки съели за обедом и одну за ужином. Сколько пачек соли осталось?

Задачи с неуместным вопросом (условие задачи не связано с вопросом, для решения задачи требуется изменить вопрос): Золушка перебрала за день 3 мешка с рисом и 4 мешка с гречкой. Сколько раз танцевала на балу Золушка с Принцем?

Задачи на сообразительность (на задачах этой серии тренируется способность логически рассуждать, смекалка и сообразительность; не все эти задачи являются математическими в узком смысле слова, некоторые из них являются логическими задачами): В коробке лежат 16 шариков — черных, белых и красных. Красных шариков в 7 раз меньше, чем белых. Сколько в коробке черных шариков?

Все эти приемы, методы и виды работ способствуют правильному и всестороннему развитию современных детей. В этом быстроменяющемся мире необходимо уметь меняться так же быстро, уметь приспосабливаться к новому и самостоятельно находить решения проблем. Главная задача педагога как можно лучше подготовить ребенка к ситуациям, с которыми он столкнется во взрослом мире, научить его не боятся и не отступать перед трудностями, а встречать их с гордо поднятой головой.

 

. . . . .