Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Теоретические аспекты формирования регулятивных УУД младших школьников на уроках окружающего мира

Дата публикации: 2024-02-18 16:04:43
Статью разместил(а):
Боброва Анастасия Николаевна

Теоретические аспекты формирования регулятивных УУД младших школьников на уроках окружающего мира через использование приёмов оценочной деятельности

Автор: Боброва Анастасия Николаевна

МАОУ ДСОШ № 9 им. Героя Советского Союза Д.К. Курыжова

 

В настоящее время в образовательной системе введены понятия «универсальные учебные действия», которые заключены в целую систему по достижению предметных, метапредметных и личностных результатов. С точки зрения психологии термин «универсальные учебные действия» можно определить «как совокупность способов действий учащегося, благодаря которым обеспечивается самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса».

Универсальный характер всех универсальных учебных действий заключается в обеспечении целостного всестороннего развития и саморазвития личности, преемственности всех уровней образовательной деятельности и лежат в основе организации, регуляции любой деятельности обучающегося независимо от ее предметного содержания. В составе основных видов универсальных учебных действий выделено четыре блока: личностный, регулятивный, познавательный и коммуникативный.

Но, по мнению авторов концепции формирования универсальных учебных действий (А.Г. Асмолова, Г.В. Бурменской, С.В. Молчанова, И.А. Володарской, O.A. Карабановой), именно регулятивные универсальные учебные действия являются основой организации учебной деятельности учащихся. Осуществление процесса обучения на сознательном уровне невозможно без участия регулятивных универсальных действий.

Регулятивные универсальные учебные действия – отвечают за планирование, целеполагание, прогнозирование личных результатов, контроль собственной деятельности, коррекции и оценки работы, а также алгоритмизация собственных действий.

С переходом ребенка в школу, происходит смена ведущей деятельности с игровой на учебную. Именно учебная деятельность является основой, в которой формируются психические новообразования. В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе. Учебная деятельность становится значимой, меняется логика мышления. С переходом ребенка в школу он получает определенный социальный статус, усваивает новые знания, приобретает умения и навыки. Происходит смена интересов, ценностей и всего порядка жизни ребенка.

Формирование регулятивных универсальных учебных действий в начальной школе согласовано с формированием произвольности поведения. Психологическая готовность в области формирования воли и произвольности создает целенаправленность и упорядоченность регулирования ребенком своей деятельностью и поведением. Воля находит отражение в таких компонентах как согласованность мотивов, целеполагание, сохранение цели, умение прилагать волевое усилие для ее достижения. Произвольность проявляется в качестве умения строить свое поведение и деятельность соответственно с предлагаемым образцом и правилом, а также осуществление действий планирования, контроля и коррекции выполняемых действий, используя соответствующие средства. Все вышеперечисленные компоненты являются необходимыми для успешной учебной деятельности.

На этапе начального образования предполагается развитие у учащегося принятия ответственности за свои поступки и способности саморегуляции. Мы можем подчеркнуть такие регулятивные универсальные учебные действия, отражающие содержание ведущей деятельности младшего школьника на ступени образования в начальной школе.

Отмечают следующие компоненты регулятивных универсальных учебных действий, которые обеспечивают регуляцию всей деятельности человека:

1) Целеполагание – постановка учебной задачи, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

2) Планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

3) Прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;

4) Самоконтроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

5) Коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план и способов действия в случае расхождения эталона;

6) Самоценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

7) Волевая саморегуляция - способность к волевому усилию, к преодолению препятствий.

Чтобы раскрыть сущность формирования регулятивных универсальных учебных действий младших школьников необходимо рассмотреть понятия «формирование», «учебное действие», «действие». Формирование – процесс организованного, целенаправленного овладения учащимися устойчивыми и важными качествами и умениями, для успешной жизнедеятельности. Действие – операция, сознательно выполняемая учащимися, для достижения определенной частной цели. Учебное действие – это действие учащегося по получению и нахождению общего способа действий и понятий, по их воспроизведению и применению к решению конкретных задач. Именно поэтому формирование регулятивных универсальных учебных действий стоит провести диагностику уровня сформированности процессов, которые были описаны выше.

Далее рассмотрим формирование компонентов регулятивных универсальных действий. Исходя из определения В.В. Давыдова, можно сказать, что действие целеполагания заключено в постановке учебной задачи. Цель выступает как прогнозируемый результат, а задача - ее отражение. Для организации процесса формирования целеполагания используется метод создания ситуации успеха и разрыва в знаниях, погружение в проблему, прием использования ключевых слов, анализ жизненной ситуации.

Формирование действия планирования происходит в процессе выполнения задач и указаний (работа над постановкой задачи, проектом, экспериментом). Именно при выполнении такого вида работы учащийся учится выстраивать и поддерживать очередность своих действий. Необходимо привлекать к работе с различными видами планов (деформированный план, план, по опорным словам, план урока по содержанию текста, план урока в виде иллюстративного материала, карта знаний) и учить составлять план.

Формирование действия прогнозирования осуществляется через постановку задач, результата деятельности. Учащимися прогнозируются критерии и результаты своей будущей деятельности. Применяются следующие методы и приемы: постановка задачи и выполнение прогностической оценки или результатов своей деятельности; разработка критериев оценки перед ее выполнением.

Формирование действия контроля предполагает по итогу безошибочное выполнение операций, входящих в состав действий. Чаще всего используются задания с «ловушками» (лишняя информация, недостающие данные, неправильное условие), такие задания учат находить новый способ действий. 

Формирование действия оценки требует создания условий для становления черт личности учащегося (принцип субъективности).  Учащийся должен быть включен в образовательный процесс. Здесь применимы различные виды контроля и оценки.

Формирование действия коррекции основывается на внесении требуемых дополнений (корректив) учащимся действий в план, при наличии расхождений с эталоном. Используя прием работы над причинами ошибки, учащийся учится понимать, как он действовал, по какой причине произошла ошибка. Еще один прием – предоставление выбора заданий на этапе коррекции ошибок, помогающий определять цели коррекционной работы, осуществлять осознанный выбор, развивает самостоятельность. Прием выбора правильного ответа позволяет определить уровень овладения тем или иным способом.

При формировании действия саморегуляции необходимо предоставлять выбор учащемуся, самостоятельно и осознанно действовать в ситуации неопределенности, здесь применимы приемы предоставления учащимся выбора, работа в парах и группах, самостоятельная работа, проект, постановка и рефлексия личных целей и задач.

Нужно отметить, что регулятивные универсальные учебные действия имеют особенности, именно поэтому их формирование осуществляется по-разному, также наблюдаются общие черты и закономерности.

Регулятивные универсальные учебные действия формируются целостно: на внутренней позиции учащихся к стремлению учиться, во взаимодействии учителя и учащихся, включении последних в процесс их выполнения, учете возраста и индивидуальных особенностей, типе мышления учащихся, самостоятельности выполнения, усложнении самих учебных действий, адекватности восприятия оценки и т.д.

Стоит отметить, что формирование универсальных учебных действий посредством оценивания может производиться не только путём развития самооценки или взаимооценки, непосредственно с другими учениками, но и посредством оценивания работы учителя. Данный вид оценивания имеет два аспекта: оценка учителем уровня выполнения задания учеником, и оценка рабы

Исходя из вышесказанного, можно утверждать, что сущностью формирования регулятивных универсальных учебных действий является овладение учащимися умения организовывать собственную познавательную деятельность, т.е. умением учиться. Процесс формирования регулятивных универсальных учебных действий заключается в овладении младшими школьниками определенными операциями каждого действия. Конечным результатом является повышение уровня сформированности регулятивных универсальных учебных действий младших школьников.

Таким образом, можно сделать вывод, что успешность процесса формирования регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников в начальной школе будет зависеть от учета педагогом возрастных особенностей развития учащихся и сформированности каждого из составляющих компонентов.

 

. . . . .