Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Приемы организации игрового взаимодействия

Дата публикации: 2024-01-13 19:37:28
Статью разместил(а):
Иванова Оксана Павловна

Приемы организации игрового взаимодействия

Автор: Иванова Оксана Павловна

ГБОУ «Школа № 15», г. Москва

 

Аннотация: Данная статья рассказывает о том, какое важное значение в познании мира имеет игра и как можно включить учащихся в игру на занятиях по ОРКСЭ на этапах закрепления, систематизации и обобщения.

Ключевые слова: ОРКСЭ, игровые методики, организация обучения.

Тематическая рубрика: Начальная школа.

 

Игра – это важнейшая форма самовыражения, самоопределения, самопроверки, самоосуществления и, что очень важно для занятий православной культуры, самостроения. Благодаря играм дети учатся доверять себе и людям, распознавать, что следует принять, а что отвергнуть в окружающем мире. Игра создает возможность естественного вхождения ребенка в ситуации нравственного содержания, позволяет одновременно активировать нравственное сознание, поведение детей.

Игру можно использовать при решении любого вопроса, стоит только внести в него элемент соревновательности или предложить участникам войти в какую-то роль. Если сложный нравственный вопрос решается путём диалога сторонников различных точек зрения, если ребята выступают в качестве журналистов, актёров, писателей, если стоит вопрос, кто быстрее, лучше, интереснее и т.п.выполнит задание, - это уже игра.

Учитель на занятии духовно-нравственных дисциплин должен стать умелым организатором игры, направляющим учеников к цели. От него требуются совершенно особые качества: уважение к детям, готовность вступить в диалог, поддержать интерес каждого, живая реакция на ход игры. На таких уроках возможна только педагогика сотрудничества и нет места авторитарности.

Ряд игр требует организации групповой работы, соревнования команд. При организации игры иногда можно применять те приёмы, которые всем известны по телевизионным передачам: КВН, «Поле чудес», «Брейн-ринг» и др. такая форма игры воспитывает у ребят ответственность за общее дело, сплачивает коллектив, заставляет трудиться интенсивнее. При проведении игры учитель постоянно руководит работой: он поможет ребятам распределить участников так, чтобы силы команд были примерно равными, во время самой игры он действует как диспетчер, направляющий мысль ребят в нужное русло.

И учителю, и ученикам важно понимать, что цель учебной игры не победа, а общая радость участия в игре, радость открытия, совершенного с помощью игры. Нельзя превращать игру в погоню за баллами и делить учеников на талантливых и «серых». Чтобы этого не допустить, учителю необходимо подобрать для занятия игры, требующие разных способностей: одни – на быстроту реакции, другие – на качество памяти, третьи – на эмоциональную чуткость, четвёртые – на точность слова и т.д. Тогда одни ученики окажутся победителями в одном соревновании, другие – в другом и не будет полностью проигравших.

Своеобразны способы оценки результатов игры. Назову некоторые из них. Если учащиеся соревнуются, кто быстрее и удачнее выполнит задание, результаты их работы может оценивать учитель, но всё же лучше поручить это беспристрастному жюри, избранному для данной игры. Состав жюри от игры к игре меняется, и многие ребята смогут поучиться оценивать работу других.

Игра «Брейн-ринг».

Это игра версии игры «Что? Где? Когда?». В ней участвуют две команды, которые одновременно получают вопрос и минуту на его обсуждение. Право на ответ получает та команда, которая первой придумала версию. Если ответ верный, то команда получает на свой счёт «цену вопроса» (как правило, одно очко). Если же ответ неверен, другая команда имеет оставшееся от минуты время на дополнительное обсуждение и право высказать свою версию. Если ни одна команда не дала верного ответа, то вопрос снимается, а «цена» следующего вопроса составляет уже два очка. Побеждает команда, первая набравшая, определенное количество очков.

Приведу для примера несколько вопросов для игры.

Вопросы по теме: «Иконопись смоленской земли» 

1. Что означает слово «икона»?

2. Как вы думаете, почему икона не портрет?

3. Почему икону нельзя писать с живых людей?

4. Как вы думаете, почему в среде православного русского народа наиболее известными и особенно чтимыми являются иконы Божией Матери?

5. Каково число известных чудотворных икон Пресвятой Богородицы, чтимых Русской Православной церковью?

6. Как вы понимаете выражение «Удел Пресвятой Богородицы»?

7. Какие иконографические типы образа Богородицы вы знаете?

8. Кого признают первым иконописцем? Какие иконы он написал?

9. Как вы понимаете высказывания священника Павла Флоренского, что «Иконостас есть граница между миром видимым и миром невидимым»? Согласны ли вы с русским философом?

10. Каковы особенности иконостаса Смоленского Успенского собора?

Роль учителя при подготовке такого урока заключается в координации действий учащихся при подготовки и проведении урока и составлении соответствующих вопросов.

Игра «Команда спасения»

Технология проведения игры.

- Распределение учащихся по группам (3-4), выбор капитана корабля.

- Команда получает вопрос и одну минуту для его обсуждения.

- Если ответ досрочный (и верный), команда получает жетон и выводит на верхнюю палубу любого из учащихся.

- Выбраться из трюма корабля на верхнюю палубу можно, лишь правильно ответив на заданный вопрос, получив при этом жетон. Жетон можно отдать как жертву своему товарищу, а самому остаться в трюме.

- Победителем является та команда, у которой в трюме не останется людей (учащихся).

- Команда-победитель получает высший балл в журнал.

- вопросы для игры составляются по теме/темам.

 

Литература:

Щуркова Н.Е. Классное руководство: игровые методики. – М.: Педагогическое общество России, 2006. - 220с. 

 

. . . . .