Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе (из опыта работы)

Дата публикации: 2024-01-13 15:25:28
Статью разместил(а):
Копылова Галина Алексеевна

Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе

(из опыта работы)

Автор: Копылова Галина Алексеевна,

ГБОУ Средняя школа № 203 Красносельского района Санкт-Петербурга

 

Федеральный государственный стандарт начального общего образования нацеливает учителя начальных классов на формирование у учащихся УУД, при этом возрастает роль проектной и исследовательской деятельности.

Тема проектно-исследовательской деятельности актуальна в начальной школе, так как формирует стремление к достижению успеха как педагога, так и учащегося. Развивает учебно-познавательную деятельность ученика, дает старт в дальнейшем для более углубленных исследований и проектов в среднем и старшем звене. В данной статье вы познакомитесь с работой педагога в указанном направлении.

Для всестороннего обучения и формирования личности учащегося перед учителем стоит множество задач. Одними из главных являются побудить у ученика жажду знаний, направить и поддерживать, а также подать правильный пример, воспитать человечность и доброту. Успешным решением развития в указанном направлении является проектно-исследовательская деятельность.

Главной задачей и результатом этой деятельности является изменение учащегося, перевод его от незнания к знанию, от неумения к умению.  

Цель работы: Обобщение теоретических знаний в области проектной исследовательской деятельности, демонстрация опыта работы в данном направлении.

Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:

1. Изучение теоретических аспектов проектно-исследовательской деятельности;

2. Выявление проблематики в ходе проектно-исследовательской деятельности в начальной школе.

3. Обобщение личного опыта работы и представления для широкой аудитории.

Что же такое проектная деятельность?

Под проектом следует понимать «продукт», созданный как результат проектной деятельности. 

Проектная деятельность - это самостоятельная творческая деятельность учащихся, выполненная под руководством учителя, в которой ребенок сам определяет направление работы и организует свои действия.

Цель проекта: формирование информационной грамотности учащихся на основе самостоятельных исследований объектов и явлений окружающего мира и научного знания.

Важно не путать исследование и проект. Довольно часто учителя задают вопрос «Чем исследовательская деятельность отличается от проектной деятельности?». Это достаточно серьезный вопрос.

Во-первых, на мой взгляд, главное отличие проектной и исследовательской деятельности – это цель. Цель проектной деятельности – реализация проектного замысла, а целью исследовательской деятельности является уяснение сущности явления, истины, открытие новых закономерностей и т.п.

Во-вторых, исследование подразумевает выдвижение гипотез и теорий, их экспериментальную и теоретическую проверку. Проекты могут быть и без исследования (творческие, социальные, информационные). А отсюда вытекает, что гипотеза в проекте может быть не всегда, нет исследования в проекте, нет гипотезы.

В-третьих, проектная и исследовательская деятельности отличаются своими этапами. Исследование - бескорыстный поиск истины, а проектирование – решение определённой, ясно осознаваемой задачи. Хоть они и тесно переплетаются в начальной школе занимаются в основном проектной деятельности, где цель четко ясна.

В-четвертых, проект – это замысел, план, творчество по плану. 

Основные виды проектной деятельности 

1. Личностные.

2. Краткосрочные.

3. Групповые.

4. Монопроекты.

Любая проектно-исследовательская работа включает в себя следующие этапы:

1) Подготовительный этап - выбор темы, постановка цели и задач, определение источников информации, выбор критериев оценки.

2)  Основной этап - разработка проекта - сбор и уточнение информации.

3) Заключительный этап - защита проекта.

 Проект – это «пять П»: проблема; проектирование (планирование); поиск информации; продукт - презентация. И шестое – П – портфолио ученика.

В практической деятельности введение детей со структуру проекта провожу следующим образом: «Мы с вами будем создавать проект. Давайте соберем незабудку и повторим, как вы помните из каких частей состоит проект:

Подберём мы рифму за минутку,
Соберем все вместе ... (незабудку)
Хочу я о природе снять сюжет
И интересный защитить ... (проект)
Экологическую я возьму проблему,
И о деревьях выберу я ... (тему)
Вечнозеленой называют ель,
Узнать про это больше - моя ... (цель).
Достигну цели, не иначе! И ставлю пред собой ... (задачи).
Допустим, кактус, ель и ёжик -
Родные: иголками похожи.
Но я увидел мамины глаза.
Понятно: это лишь ... (гипотеза).
Искал, читал и наблюдал у станции,
Чтобы собрать побольше ....(информации).
Я сочинил стихи.
И тут Я понял: это же ... (продукт).
Способ представления этой информации
- Моя красивая и полезная ... (презентация).

В ходе реализации проектно-исследовательской деятельности можно столкнуться с такими проблемами:

1. Непонимание смысла самого термина «проектная деятельность»

2. Неумение замотивировать уч-ся на дальнейшую проектную работу.

3. Взаимодействие с родителями учащихся (непонимание значения данного метода обучения).

4. Поиск интересной тематики.

5. Не умение правильно оформить работу.

Проекты в 1 классе – это проблематично, так как дети ещё слишком малы для проектирования. Но всё-таки это возможно. Включать первоклассников в проектную исследовательскую деятельность следует постепенно. Вначале – доступные творческие задания, выполняемые на уроках обучения грамоте, окружающего мира, трудового обучения и в форме коллективных творческих дел, проводимых во внеурочное время.

Так, на своем примере, мы по математике анализируем и придумываем задания для одноклассников. Ученики самостоятельно подбирают дополнительный материал по заинтересовавшей их теме, по итогу урока проводим рефлексию, выявляя интересы учащихся: «Ребята, понравился вам сегодняшний урок? Хотели бы вы продолжить разговор на эту тему?». Узнают с помощью книг, журналов новые сведения и представляют их одноклассникам в виде сообщений, макетов.

Творческие задания они выполняют и на уроках чтения. Так изучая сказку «Теремок» мы не только читали, пересказывали, но нашли похожую сказку «Рукавичка» и решили её проинсценировать, создать мультфильм. Ученики выступали в роли авторов, издателей, художников.

Вот некоторые условия, которые я использую при работе над проектами в 1 классе:

1. Проект должен быть посильным ребенку, чем меньше ребенок – тем легче проект.

2. Максимально возможное дидактическое, информационное и материальное обеспечение проектной деятельности в школе.

3. Детям 1 класса необходима помощь на всех этапах проектной деятельности. Подготовка должна быть похожа на игру.

Первый мини-проект был по окружающему миру «Моя малая Родина», где дети получили первичные навыки работы над проектом. Познакомились с достопримечательностями Санкт-Петербурга. Следующий проект был по математике «Математика вокруг нас. Числа в загадках, пословицах и поговорках». Сейчас в 1 классе мы начали создавать "свою" азбуку.

По технологии работали над проектом «Осенний урожай». Где знакомились с различными овощами и создавали различные овощи из пластилина. Также на технологии создавали проект «Картины из природного материала».

На уроке окружающего мира по теме «Что у нас над головой», дети создали макеты большой медведицы, «На что похожа наша земля» - создали макеты земли из различных материалов.  Обобщая тему урокак «Что у нас под ногами» дети создали картины из камней, а это всё элементы проектной деятельности, так как ученики создавали свои «продукты».

Грандиозным проектом стала подготовка к школьному фестивалю «Вокруг света», где учащиеся 1 класса представляли страну «Азербайджан». Цель: познакомить с культурой страны. Дети с родителями готовили азербайджанскую еду, рисовали плакаты, оформили стенгазету о Азербайджане. Готовили стихи, танцы, песни. Итог – отличная защита проекта.

Серьезный проект был посвящён теме "Мы в ответе за тех, кого приручили". Учащиеся собирали материал о животных, на технологии сделали их из природного материала. Собрали корм для животных и передали приюту. А ученик 1 класса, заинтересовавшийся данной темой, принял участие в конференции «Школа исследовательского мастерства», где защитил свою работу «Жила-была кошка». И рассказал, как из брошенного котенка вырастил прекрасную кошку Мусю. 

Метод проектов повышает мотивацию, интерес к учебе; развивает активность учащихся, которая приводит их к большей самостоятельности; укрепляет чувство социальной ответственности, дети на занятиях испытывают истинную радость.

Во 2 классе выполняли индивидуальные и групповые исследовательские проекты, такие как «Моя семья – моё богатство». Возникла проблема, что ребята не знают свою родословную дальше второго поколения. И мы решили провести исследование. Узнать, как можно больше о своей семье, о своих предках. Для этого дети вместе с родителями искали информацию об истории своего рода, беседовали с родными и строили генеалогическое древо. Готовили сообщения о реликвиях и  традициях своей семьи.

Также один из проектов во втором классе, был посвящен теме «Красная книга России».  

Одним из межпредметных проектов стала работа над темой «Весна красна в гости к нам пришла!». Выбрали групповую форму работы. Одни дети рисовали под руководством взрослых рисунки. Другая группа детей подбирала сказку о весне. 3 группа изучала весенние изменения в природе. Мною оказывалась помощь учащимся при подготовке видеофильма. Объединив наши усилия, мы создали межпредметный проект и оформили в виде мультфильма (показ мультфильма состоялся на родительском собрании).

В 3-4 классах темы усложняются, становятся более объемными, работать одному становится все труднее. Так возникает необходимость групповой работы над проектами.

В 3 классе на окружающем мире мы работали над проектом «Школа кулинаров». Дети изучали литературу по правильному питанию, оформили книгу рецептов полезной еды, познакомились с вредными пищевыми добавками. На открытом уроке защитили свои проекты (блюда), рассказали о их пользе (видеопоказ).

В 4 классе также работали над проектом «Как предотвратить беду!?» Отвечали на такие проблемные вопросы как: почему происходят несчастные случаи при обращении с огнём, электричеством, на водных объектах? Как не пострадать самим и научить этому других!?

Теперь я постепенно учу детей работать группами. Часто работая в группе, дети учатся договориться, прийти к единому мнению.  Учу детей работать с книгами в школьной библиотеке, искать нужную информацию в интернете, оформлять проекты и их защищать.

На школьных исследовательских конференциях защищали работы «Польза и вред газированных напитков», «Волшебство вежливых слов», «Что в имени моем» и много других работ.  На районном и областном конкурсе проектов мои ученики представляли работы: «Шаг в бессмертие», о подвиге А. Матросова, где  ученик занял 1 место в районе. С работой «Талант – искра Божия …» ученик 4 класса занял 3 место в области.

На всероссийской конференции исследовательских и проектных работ были представлены 2 работы уч-ся 8 класса «Профилактика наркопреступности и наркозависимости», которые были награждены в Москве «Верительными грамотами ЮНЫХ ПОСЛОВ МИРА».

Защита проекта в школе, на научно-практической конференции, является самой главной, честной и справедливой оценкой труда учащегося. Практика показывает, что авторы лучших проектов в дальнейшем успешно учатся в ВУЗах и обладают значительно более высоким уровнем ключевых компетенций. Так многие мои ученики достойно учатся в высших учебных заведениях и продолжают проектную и исследовательскую деятельность.

Свою статью я хотела бы завершить словами выдающегося немецкого философа и драматурга Г.Э. Лессинга «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога, размышляйте, и хотя и криво, да сами».

  

Литература:

Проектная деятельность: методика обучения. Проекты по русскому языку. – М.: ВАКО, 2014 г.

 

. . . . .