Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Формирование патриотического воспитания у младших школьников через внеурочную деятельность

Дата публикации: 2024-01-12 10:38:32
Статью разместил(а):
Осокина Оксана Юрьевна

Формирование патриотического воспитания у младших школьников через внеурочную деятельность

Автор: Осокина Оксана Юрьевна

 

Аннотация: В этой статье автор пишет о том, что патриотическое воспитание осуществляется в процессе включения учащихся в активный созидательный труд на благо Родины, привития бережного отношение к истории отечества, к его культурному наследию, к обычаям и традициям народа - любви к малой Родине, к своим родным местам; воспитание готовности к защите Родины; изучения культуры и обычаев культуры разных этносов.

Ключевые слова: патриотизм, внеурочная деятельность, принципы воспитательного процесса.

Тематическая рубрика: Начальная школа.

 

В отечественной духовной культуре патриотизм традиционно понимается как любовь к Родине. Однако нельзя сказать, что понимание патриотизма с акцентом на «любовь» (к Родине) исторически полностью оправдалось. Очень легко пользоваться психологическим понятием «любовь», но невозможно ее эмпирически и доказательно зафиксировать при оценке такого судьбоносного для страны явления, как патриотизм. На первое место надо ставить не психологическое - чувство любви, способное легко ускользать, а нравственное - ответственность перед Родиной, за судьбу Родины как устойчивый результат воспитания. К тому же ответственность за сегодняшнее и будущее состояние Отечества соединено с генетическим чувством национально-этнического самосохранения, потому что существует непосредственная зависимость положения человека, нации и народа от благополучия страны.

Для условий России судьба каждой входящей в нее нации зависит от целостности и процветания единой страны, единой Родины - России. Иначе, по сравнению с традиционным, расставляя содержательные акценты патриотизма, мы, основываясь на слова И.Д. Лушникова, даем его следующее определение.

Патриотизм - это преданность Отечеству, основанная на осознанной ответственности за судьбу страны, на любви к своему народу и воплощаемая в личной практической деятельности на благо Родины. Сущностные стороны патриотизма взаимосвязаны, и все же критерием патриотизма личности являются ее практические дела на пользу Родине. Быть патриотом можно только на деле; быть патриотом - значит сознательно осуществлять конкретные практические дела на благо, а не во вред нации, народу, государству. В практических делах, а не в правильном слове выражается преданность Отечеству. Но слово, отражающее знание ценности, значимой для Отечества, вызывающее ответственность, адекватные чувства и эмоции, организующие последующую за ними и соответствующую им ценностно-значимую практику, необходимую для процесса патриотического воспитания.

Преданность Отечеству, выражаемая практически, должна быть осознанной, основываться на знании патриотических ценностей. В организованном процессе патриотического воспитания слово, несущее истинное знание о ценности, выработанной этногенезом, первично. Но оторванное от адекватных эмоций и практики личности, оно теряет воспитательный смысл. В равной степени и наоборот: правильная сама по себе практика, опережающая знания и убеждения в области патриотических ценностей, оказавшись оторванной от них, становится чисто эмпирической, не возбуждающей мысли и эмоции, и также теряет свой смысл для личности.

Система принципов теории воспитания реализует концептуальную функцию воспитания, следовательно, определяет подходы к отбору содержания, форм и технологий воспитания.

Реализация целей патриотического воспитания школьников основывается на совокупности принципов, которые отражают общие закономерности и принципы образовательного процесса как целостного педагогического процесса, и специфику патриотического воспитания школьников.

Принципы воспитательного процесса (принципы воспитания) - это общие исходные положения, в которых выражены основные требования к содержанию, методам, организации воспитательного процесса. Они отражают специфику процесса воспитания, и, в отличие от общих принципов педагогического процесса, это общие положения, которыми руководствуются педагоги при решении воспитательных задач.

Следуя дедуктивной логике изложения, назовем вначале общие принцип воспитания в целостном педагогическом процессе, далее обозначим принципы, отражающие специфику требований к осуществлению патриотического воспитания.

Представленные в классификации Н.Ф. Харламова, универсальные принципы воспитания отражают современное понимание требований к теории и практике воспитательного процесса:

1. Принцип связи воспитания с жизнью, социокультурной средой, который означает, что воспитание должно строиться в соответствии с требованиями общества, перспективами его развития, отвечать его потребностям; принцип требует определения целей воспитания с учетом государственных и личностных требований.

2. Принцип связи школы с жизнью предполагает такую организацию воспитания (разработку содержания, выбор методов, форм и средств воспитания), чтобы учащиеся не замыкались в школьной среде.

3. Принцип комплексности, целостности, единства всех компонентов воспитательного процесса. Он означает организацию многостороннего педагогического влияния на личность через систему целей, содержания, средств воспитания, учет всех факторов и сторон воспитательного процесса.

4. Принцип педагогического руководства и самостоятельной деятельности, активности школьников. Это требование опирается на главный закон развития личности: человек развивается в активной самостоятельной деятельности. Поэтому воспитание состоит в организации разных видов деятельности, в которой педагог должен стимулировать активность воспитанников, их творческую свободу, сохраняя, однако, руководящие позиции.

5. Принцип воспитания в труде отражает требование вовлечения воспитанников в общественно-полезную деятельность, в том числе организацию различных видов труда школьников, который является обязательным компонентом образования в педагогических системах большинства стран мира.

6. Принцип гуманизма, уважения к личности ребенка в сочетании с требовательностью к нему регламентирует отношения педагогов и воспитанников и предполагает, что эти отношения строятся на доверии, взаимном уважении, авторитете учителя, сотрудничестве, любви, доброжелательности. Одновременно педагог должен помнить о приоритете воспитательных, образовательных задач и проявлять высокую требовательность к воспитанникам для достижения нужных результатов.

7. Принцип опоры на положительное в личности ребенка требует от педагога веры в позитивные изменения личности в процессе воспитания, в стремление ребенка быть лучше, поддерживать, развивать это стремление.

8. Принцип воспитания в коллективе и через коллектив - один из классических принципов советской педагогики, который предполагает организацию воспитательных воздействий на личность через коллективистские отношения и совместную деятельность, что требует знания учителем социальной психологии и умений формировать межличностные отношения.

9. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей школьников, что предполагает знание учителем возрастных особенностей и индивидуальных различий школьников, доступных способов их изучения и выбор в соответствии с ними определенных средств и методов работы с конкретными воспитанниками.

10. Принцип единства действий и требований школы, семьи и общественности диктует необходимость обеспечения педагогическим коллективом единых и согласованных действий всех участников воспитательного процесса - семьи школьника и социальных институтов, школы.

Характеризуя патриотическое воспитание как систему, мы опираемся на обе вышеназванные мировоззренческие позиции. Согласно первой позиции, мы определяем структуру системы патриотического воспитания школьников. Согласно второй мировоззренческой позиции и с учетом результатов исследования В.И. Лутовинова о состоянии, проблемах и направлениях развития системы патриотического воспитания, мы выделяем следующие сущностные характеристики системы патриотического воспитания школьников: многофакторность, длительность, перспективность, комплексность, преобладание организаторских форм педагогической деятельности, ступенчатость.

Цели и функции патриотического воспитания учащихся достигаются и реализуются в содержании целостного учебно-воспитательного процесса. Патриотический воспитательно-образовательный характер имеют все предметы учебного плана.

Одной из главных функций патриотического воспитания является объединяющее начало, стержень деятельности учащейся молодежи, стимулирующий гражданскую активность, позволяющий ей перейти от слов о любви к Родине к конкретным действиям, а именно:

1) ориентирующая функция,

2) мотивационно-мобилизационная функция,

3) информационная функция,

4) организационная функция,

5) преобразующая функция,

6) координирующая функция

7) контролирующая функция,

8) прогностическая функция,

9) коррекционная функция.

Для процесса патриотического воспитания необходимо знать не только его сущность и содержание, но и психологические, структурные компоненты, которые в своей совокупности являются патриотическими качествами. Как и в других моральных качествах, в патриотизме выделяются компоненты: потребностно-мотивационный, интеллектуально-эмоциональный, поведенческий, волевой, развитие которых требует специальной методики воспитательной работы.

Критерии результативности патриотического воспитания учащихся представляют собой совокупность основных признаков, раскрывающих существенные моменты, параметры, характеризующие его успешность, то есть те условия, факторы, способы, за счет которых обеспечивается наиболее полная реализация возможностей этой деятельности.

Под результативностью патриотического воспитания понимается достижение субъектами, в процессе осуществляемой ими деятельности, поставленных целей и задач, которые выражаются в конкретных положительных результатах по формированию знаний у учащихся о государстве.

Критерии результативности патриотического воспитания позволяют определить не только данную деятельность в целом, но и ее отдельные стороны; не только ее результат, но и процесс его достижения.

Внеурочная деятельность - важная составляющая целостного образовательного процесса в школе, позволяющая решать широкий спектр задач обучения, воспитания, развития и оздоровления школьников вне классной комнаты, за пределами урока.

Внеурочная деятельность - это образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы.

Внеурочная деятельность - понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

Внеурочная деятельность ориентирована на создание условий для:

  • творческой самореализации ребенка в комфортной развивающей среде, стимулирующей возникновение личностного интереса к различным аспектам жизнедеятельности и позитивного преобразующего отношения к окружающей действительности;
  • социального становления личности ребенка в процессе общения и совместной деятельности в детском сообществе, активного взаимодействия со сверстниками и педагогами;
  • профессионального самоопределения учащегося, необходимого для успешной реализации дальнейших жизненных планов и перспектив.

Внеурочная деятельность организуется по различным направлениям: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное. Содержание внеурочной деятельности и ее формы должны соответствовать целям, задачам и планируемым результатам воспитательной деятельности. Вводимый постепенно в школах России новый Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования (ФГОС ОО) предусматривает обязательность внеурочной деятельности в школе и выделение для ее проведения определённого числа (до 10) часов в неделю.

Внеурочная деятельность относится к общему, а не дополнительному образованию детей, является обязательной частью основной образовательной программы, финансируется из регионального бюджета. При этом к ее организации могут привлекаться как педагоги школы, так и организации дополнительного образования детей, организации культуры и спорта.

Сущность и основное назначение внеурочной деятельности заключается в создании дополнительных условий для развития интересов, склонностей, способностей школьников и разумной организации их свободного времени при высокой степени свободы выбора вариантов внеурочной деятельности со стороны детей и их родителей.

Частью внеурочной деятельности является патриотическое воспитание младших школьников, и это одна из основных задач образовательного учреждения. Это сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.

Патриотическое воспитание младших школьников - это целенаправленный процесс педагогического воздействия на личность ребенка с целью обогащения его знаний о Родине, воспитание патриотических чувств, формирование умений и навыков нравственного поведения, развитие потребности в деятельности на общую пользу.

Период младшего школьного возраста по своим психологическим характеристикам наиболее благоприятен для воспитания патриотизма, так как младший школьник отвечает доверием взрослому, ему присуща подражательность, внушаемость, эмоциональная отзывчивость, искренность чувств. Знания, впечатления, пережитые в детстве, остаются с человеком на всю жизнь.

В определении содержания, сущности, методики формирования, организационных форм по воспитанию у детей гражданских качеств особую роль сыграли А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, С.Т. Шацкий.

Рассмотрим формы воспитательной работы во внеурочной деятельности. Одна из основных форм воспитательной работы - это классный час. Эта форма деятельности способствует формированию у младших школьников системы отношений к окружающему миру.

Информационный час - одна из действенных форм гражданского и патриотического воспитания. Основное назначение информационного часа – приобщать младших школьников к событиям и значимым явлениям общественно-политической жизни страны, города, района, села. Кроме того, информационные часы призваны: расширять знания детей об окружающем мире; учить работать с периодическими изданиями; воспитывать интерес к происходящим в стране событиям; формировать привычку читать детскую прессу.

Информационный час решает задачи образования (обучающиеся знакомятся с событиями в мире, стране, узнают о жизни и делах своих сверстников, расширяют кругозор), воспитания (гражданина, патриота, социально активной личности), развития (мышления, коммуникативных навыков, речи, умения работать с текстом).

Устный журнал - это коллективное дело, представляющее собой серию коротких выступлений (страничек) учащихся на различные темы окружающей жизни и жизни детского коллектива.

Его назначение в том, чтобы учить детей выступать перед группой; формировать общественное мнение; учить работать в микрогруппе; расширять кругозор; учить работать с материалами прессы. Сначала ученики договариваются, на какую тему они будут «выпускать» журнал и какие в нем будут странички. Совет дела распределяет странички, исходя из желания микрогрупп.

Экскурсия как форма воспитательной работы используется в урочной и внеурочной деятельности. Эту форму педагог избирает тогда, когда надо познакомить учащихся с реальной жизнью, с объектами реального мира в их естественном окружении. В ней происходит и познание, и активное взаимодействие детей с предметами, объектами, явлениями природного, социального, культурного окружения, что, естественно, оказывает большее воздействие на детей, нежели ознакомление по книгам. В гражданско-патриотическом воспитании экскурсии играют особую роль. Благодаря им, дети ближе узнают историю своей страны, культуру своего народа, его обычаи и традиции. Экскурсии расширяют кругозор детей, наглядно демонстрируют достижения техники, строительства, помогают школьникам ощутить себя частью природного, культурного, социального пространства. В русле гражданско-патриотического воспитания проводятся экскурсии в музеи, на выставки, на производство, в природу, по городу и т.д.

Путешествие - это разновидность экскурсии. Оно отличается тем, что может быть реальным и воображаемым, а также отсутствием экскурсовода. В этой роли в путешествии выступают все участники. Они сами находят нужный материал, продумывают форму его подачи, разрабатывают маршрут и т.д. Путешествие, как правило, отличается интересным сюжетом, который разворачивается перед детьми и героями которого они становятся.

С младшими школьниками целесообразно проводить не просто путешествия, а игры-путешествия. Игры-путешествия - это исследование какого-либо объекта, явления, области знания, построенное как «передвижение» детей во времени и пространстве, знакомство с разными сторонами (проявлениями) данного объекта.

Праздник - особая форма воспитательной работы. Праздник - это коллективное творческое дело яркого, эмоционального характера. Его отличительные особенности состоят в том, что:

  • во-первых, в его основе лежит радость, положительные эмоции;
  • во-вторых, его отличает многообразие деятельности детей, единство различных направлений воспитательной работы;
  • в-третьих, праздник, как правило, требует тщательной подготовки, поскольку предполагает организованные действия его участников по определенному, заранее разработанному сценарию.

По содержанию можно выделить следующие виды праздников: общественные, школьные, народные календарные, школьно-семейные, праздники искусств, экологические и др. Общественные праздники разворачивают перед детьми многоцветную палитру социальной жизни людей, формируют ценностные отношения к ближайшему окружению, своей стране, ее народу, истории, основополагающим идеям общества, приобщают к участию в общественной жизни. Народные и календарные празднуются в школе, помогая детям почувствовать себя частицей своего народа, узнать о его традициях, нравах, обычаях, воспитывая бережное, трепетное отношение к природе родного края, истории и культуре своего народа, родному языку. Школьно-семейные праздники укрепляют связь семьи и школы, формируют отношение к своему роду, семье, ближайшему окружению. Праздники искусства украшают жизнь детей и взрослых, вносят в нее идею гармонии разных видов искусств, знакомят с народным искусством. Экологические праздники формируют у детей ценностное отношение к природе родного края, желание защищать все живое.

Коллективное творческое дело. В процессе КТД дети приобретают собственный опыт организации коллективной деятельности. КТД - способ организации яркой, наполненной трудом и игрой, творчеством и товариществом, мечтой и радостью жизни и в то же время основное воспитательное средство. В патриотическом воспитании возможна организация таких КТД: «Бюро вопросов и ответов», «Встреча поколений», «Конкурс рисунков (плакатов)», конкурс «А, ну-ка, мальчики!», «Машина времени», «Военная спартакиада», «Рассказы о забытых героях», «Мальчики и девочки военного времени», «Фестиваль дружбы» и др.

В современной педагогической литературе представлены различные классификации средств и методов воспитания [9].

С нашей точки зрения наиболее удобной и объективной представляется классификация методов воспитания на основе их направленности (Г.И. Щукина).

В соответствии с ней, выделяются 3 группы методов воспитания:

1. Методы формирования сознания личности (рассказ, разъяснение, беседа, анализ ситуаций, пример);

2. Методы организации деятельности информирования опыта поведения (поручение, упражнение, приучение);

3. Методы стимулирования поведения и деятельности (требование, соревнование, поощрение, наказание).

Таким образом, интерес к патриотическому воспитанию у младших школьников проявится, если при планировании занятий учитель будет использовать разнообразные формы воспитательной работы (устный журнал, экскурсия, путешествие, праздник и т.д.). Решая воспитательные задачи классному руководителю важно применять не только методы формирования сознания (рассказ, беседа и т.д.), но и методы организации и стимулирования деятельности и поведения.

Мы рассмотрели формы внеурочной деятельности как средства патриотического воспитания младших школьников и переходим к рассмотрению педагогических условий формирования патриотической воспитанности обучающихся.

Таким образом, в ходе изучения программы, учащиеся получат знания о Родине, её границах, символики, истории возникновения государства. Познакомятся с традициями, народными праздниками и забавами. Изучат особенности наиболее известных декоративно-прикладных промыслов, попробуют себя в роли мастера одного из промыслов. Узнают, что значит быть гражданином, какие права и обязанности имеет гражданин Российской Федерации. Особое внимание в программе уделено Великой Отечественной войне. На занятиях по данному разделу ученики узнают, какой след оставила война в истории семьи. На итоговом занятии школьники подготовят выставку из работ, сделанных на протяжении изучения курса. Это будут рисунки большой и малой Родины, изделия декоративно-прикладного творчества, исследовательские работы, фотографии, отображающие участие детей в акциях, праздниках и в других мероприятиях.

Младший школьный возраст наиболее благоприятен для решения задач патриотического воспитания. Ведь ребенок данного возраста доверчив, склонен к подражанию, внушаем и податлив. Впечатления, пережитые в младшем школьном возрасте, в памяти остаются на всю жизнь.  Анализ современной литературы по патриотическому воспитанию позволяет сделать вывод, что тема патриотического воспитания остается актуальной во все времена и ей необходимо уделять особое внимание в образовательном процессе. Воспитание патриотизма достаточно многогранная и сложная задача, требующая ответственного отношения и достаточно квалифицированные педагогические кадры. Школа выступает одним из важнейших институтов развития патриотического мировоззрения в жизни современного человека, дающая необходимый базис для дальнейшего развития личности. Поэтому одной из главных воспитательных задач образовательного процесса является воспитание патриота - человека, любящего свою родину, всегда готового встать на защиту своей страны и своего народа.  

Патриотизм - одна из наиболее значимых ценностей, является важным качеством личности, проявляется в активной деятельности на благо отечеству, характеризует высший уровень развития не только личности, но и государства.

 

Список литературы:

1. Аверьянова М.А. Письмо-открытка солдату // Начальная школа. - 2022. - №7. - С.3-4.

2. Алехин М. Мужество остается в веках // Основы безопасности жизнедеятельности. - 2022. - № 9. - С.22-25.

3. Арцыбашева Е.В. Все в твоих руках // Практические советы учителю. - 2022.- № 4. - С.15-19.

4. Бабенко И.В. Информация посредством интеграции. Патриотическое воспитание школьников посредством изучения источников по истории страны, малой родины и семьи // Школьная библиотека. - 2022. - № 3. - С.57-59.

5. Беляков Ю.Д. С пионерским звонким маршем: место и роль «Орлёнка» в истории пионерской организации / Ю.Д. Беляков, Т.Л. Хацкевич // Народное образование. - 2022. - № 2. - С.145-150.

6. Берестовицкая С.Э. Школа как центр развития компетенций / С.Э. Берестовицкая, Е.А. Белова // Народное образование. - 2022. - № 3. - С.178-192.

7. Борисенко Н.А. Может ли учебник воспитать патриота? О воспитательном потенциале учебника русского языка // Русский язык в школе. - 2022. - Т. 83 - № 3. - С.7-17.

8. Бочкарева А.В. Нравственно-патриотическое воспитание на логопедическом занятии // Практические советы учителю. - 2022. - № 6. - С.54-55.

9. Герасимова С.И. Экологическое проектирование как инструмент формирования патриотических качеств личности / С.И. Герасимова, Е.Н. Архипова // Образование и воспитание. - 2022. - № 1. - С.33-36.

10. Гиренкова Е. Мы - пионеры! (к 100-летию со дня рождения Всесоюзной пионерской организации имени В.И. Ленина) // Воспитание школьников. - 2022. - № 5. - С.57-64.

 

. . . . .