Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Основные приемы работы с понятиями духовно-нравственного и религиозного содержания

Дата публикации: 2024-01-11 21:43:59
Статью разместил(а):
Иванова Оксана Павловна

Основные приемы работы с понятиями духовно-нравственного и религиозного содержания

Приём «Пластилин – фломастер – краски»

Автор: Иванова Оксана Павловна

ГБОУ «Школа № 15», г. Москва

 

Аннотация: В статье содержатся эффективные игровые методики работы на уроках и внеурочной деятельности по ОРКСЭ с учащимися начальных классов, рекомендации по их использованию. Даны практические примеры из личного опыта.

Ключевые слова: ОРКСЭ, игровые методики, ассоциации.

Тематические рубрики: начальная школа, средняя школа.

 

Цели:

- Помощь учащимся в осознании духовно-нравственного наполнения изучаемого материала посредством демонстрации его значения в пластилине (фломастере, красках);

- Обучение учащихся проникновению в духовную глубину значений слов;

- Развитие творческой активности ученика при материализации им своих мыслей.

Понимание слов духовно-нравственных дисциплин вызывает у детей затруднение. Очень часто именно простые слова (свет, чудо, любовь, совесть, терпение и др.) остаются непонятными по причине их глубокой духовной составляющей. Для понимания таких значений иногда необходимо определенное время посвящать работе со словом. Для этого можно использовать «пластилин, фломастер, краски».

Посредством использования пластилина и фломастера (ручки, карандаша)можно продемонстрировать любую мысль. Во время претворения мысли в пластилине (в процессе изображения мысли в красках или фломастере) происходит ее глубокое понимание.

1. Ученику даётся слово. Он должен ярко представить значение этого слова во всех подробностях (например: у слова «свет» учащиеся выделяют ассоциативные элементы: способность освещать тепло, свеча, купол храма, сердце, ангел, мама).

2. Ученик, пользуясь пластилином (фломастером, красками), изображает ассоциативные элементы слова. Художественное мастерство здесь не имеет значения и не оценивается.

3. После того, как он вылепил элемент, делает к нему ярлычок: вырезает полоску бумаги и пишет слово («купол храма», «сердце» и др.).

4. Лепит второй элемент. Подписывает ярлычок и т.д.

5. После выполнения работы учащиеся отгадывают, что изобразил их одноклассник. Если это легко удается сделать, то считается, что работа выполнена удачно. Ребенок не должен давать устных объяснений, всё должны сделать вылепленные (изображенные) ассоциативные элементы слова.

Чем больше элементов изображает ребенок, тем больше объём понимания ребенком изучаемого слова. Эту работу можно организовать в парах, в малых группах.

Метод ассоциаций.

Будем помнить о возможностях игры со словом на занятиях духовно-нравственного цикла, и не будем упускать случай найти связь между исследуемым понятием и чем-нибудь необычным. Ассоциация связана с возможностью «зажечь звездочку» около слова: связать с понятием какие-то яркие образы, что-то необычное, удивительное. Это может быть даже какое-то музыкальное представление или цветовое ощущение. Благодаря ассоциациям в толковании понятия можно найти неожиданный поворот или какую-то характеристику, не связанную с лингвистикой.

Работу с понятием следует начинать с личного опыта детей:

  1. Первая фраза учителя: «Познакомимся со словом. Дадим определение понятию». Она уже настраивает детей на сотрудничество, общее решение проблемы, получение знания эвристическим путем.
  2. Задания: отобразите ассоциативный ряд слова (записывается на доске с добавлением слов учителя), выделите в ряду слова, которые более других раскрывают суть понятия. Так выявляется веер смысла слова.
  3. Можно предложить ученикам короткий экскурс в историю слова. Например, можно сообщить, что обозначает слово живот в современном языке и что оно значило в древнерусском языке. Не забудем сказать, что Христа называют и таким словом как Живодавче. Получается, на первый взгляд, необычная ассоциация «Живот – Христос». Необычное, но духовно глубокая, содержательная.
  4. Использование понятия на практике с опорой на этимологию и веера смыслов.

Приведем пример задания на тему «Семья. Семейные ценности» на занятии в начальной школе. У каждого ребенка свои личные представления о семье.

Какие ассоциации возникают у вас к слову семья? Запишите. (Дети в тетрадях записывают слова-ассоциации, которые, по их мнению, связаны со словом).

Можно использовать множество вариантов ассоциативного мышления:

Если семья – это постройка, то какая …

Если семья – это цвет, то какой …

Если семья – это музыка, то какая …

Если семья – это геометрическая фигура, то какая …

Если семья – это название фильма, то какое …

Если семья – это настроение, то какое …

Разновидностью метода ассоциаций является упражнение «Играем» со словом.

Дети по очереди называют слова, которые имеют отношение к теме урока. Тема сформулирована одним словом, например, Пасха, храм, святость, монашество и др. Выигрывает тот, кто последним назовёт слово. Выигрышем может быть пасхальный приз (если работа ведется со словом Пасха), зачётные баллы и проч.

 

Список литературы:

  1. Шевченко Э.В. Живоносный Источник // Православная энциклопедия. — М., 2008. — Т. XIX : «Ефесянам послание — Зверев». — С. 175-177. — 752 с. 
  2. Шевченко Л.Л. Православная культура: учебн.пособие для начальных классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. 3 (4) год обучения. В 2кн. / Л.Л.Шевченко. - М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества 2005.
  3. Щуркова Н.Е. Классное руководство: игровые методики. – М.: Педагогическое общество России, 2006. - 220с. 

 

. . . . .