Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Интерактивный тренажер как средство повышения эффективности обучения младших школьников чтению

Дата публикации: 2024-01-05 13:47:21
Статью разместил(а):
Аношина Наталия Геннадьевна

Интерактивный тренажер как средство повышения эффективности обучения младших школьников чтению на английском языке

Автор: Аношина Наталия Геннадьевна

МОУ Гимназия № 45, г. Комсомольск-на-Амуре

 

Аннотация: В статье автор описывает способы повышения эффективности обучения технике чтения на английском языке младших школьников через создание интерактивных упражнений – тренажера по чтению.

Ключевые слова: тренажер по чтению, интерактивные задания, интерактивный тренажер, техника чтения на английском языке.

 

Вопрос формирования устойчивых навыков чтения является одной из первостепенных задач первого года обучения иностранному языку. Какую методику выбрать? Какие средства лучше использовать для автоматизации формирующихся  навыков? Как быстро и эффективно добиться результата? Этими вопросами задается каждый учитель, который начинает заниматься с новой группой первоклассников или второклассников.

Говоря об обучении технике чтения на английском языке, традиционно выделяют и противопоставляют два основных направления. Речь идет о глобальных методах, например, методике обучения чтению целым словом, и звуковых, например, фонемно-графемный метод. В современных УМК, использующихся в школах, мы как правило встречаемся с элементами обоих направлений. Однако в начале курса преимущество отдается чему-то одному в зависимости от предпочтений авторов.

Тем не менее практика работы в школе с обычными русскоязычными детьми показала, что наиболее эффективным является преимущественная опора на фонематические методы обучения чтению на начальном этапе. Соглашусь с мнением исследователей, считающих, что в какой-то мере это может быть связано с тем, что «у детей в этом возрасте еще не завершен процесс формирования навыков чтения на родном языке, а в России в связи с особенностями правописания принят звуковой аналитико-синтетический метод обучения чтению. В результате параллельное использование абсолютно разных способов формирования механизма чтения затрудняет процесс обучения чтению как на иностранном языке, так и на родном.» [2]

В данной статье я хочу поделиться наиболее эффективными приемами обучения технике чтения на английском языке младших школьников из своей практики.

В целом я нахожу действенной следующую последовательность работы:

1) достаточно быстро вводятся и отрабатываются наиболее частотные буквы (параллельно с введением и постановкой согласных звуков, которые встречаются в словах устного вводного курса, первых вводных уроков УМК),

2) со второй - третьей недели начинаем чтение буквосочетаний с ними: вводятся гласные буквы и отрабатывается их основной вариант чтения в CVC словах (согласная-гласная-согласная),

3) проводится автоматизация и систематизация фонемно-графемно соответствий на уровне CVC слов со всеми гласными, вводятся задания на отработку интонации (чтение небольших предложений),

4) этап «открытия правил»: учащиеся сравнивают и делают умозаключения по поводу правил чтения гласных букв в закрытых и открытых слогах, согласных в буквосочетаниях типа th, sh, ch, wh и т.д.

Другой популярный вариант – это объединение 1-го и 2-го этапа: вводятся 3-4 согласные буквы и одна гласная и сразу же отрабатывается чтение буквосочетаний с ними.

В обоих случаях происходит развитие фонематического слуха ребенка, благодаря которому он сможет выделять в словах отдельные звуки и правильнее их произносить.

Параллельно на каждом этапе ведется работа по закреплению фонемно-графемных связей на письме. Учащиеся учатся писать звуко-буквенные диктанты, записывая буквы и слова на слух.

Возникает вопрос: а что же в этом случае делать с «алфавитными» словами, которые сопровождают введение алфавита? В учебниках и пособиях, в основе которых заложены звуковые методы обучения чтению, эти слова представляют собой сочетания изучаемых в данный момент звуков / букв / буквосочетаний. Дети анализируют звуки в словах, учатся читать, одновременно расширяя свой словарный запас, что с самого начала делает процесс чтения осмысленным. Тогда как в учебных пособиях, основанных на глобальных методах, предполагается, что дети воспринимают «образ слова», а осмысленно выделяют и запоминают только его первую букву. Следует отметить, что дети обычно достаточно легко запоминают алфавитные слова. Они, несомненно, могут являться ориентиром при введении звуков и букв английского языка. Но, как известно, знание букв не означает, что ребенок автоматически сумеет начать читать.

Необходима систематическая работа над формированием фонемно-графемных связей и автоматизацией навыков чтения вслух. Я посвящаю работе над техникой чтения каждый урок по 10-15 минут. При этом целесообразно включение элементов соревнования, геймификации каждого этапа обучения, взаимного обучения, различных приемов деятельностного обучения, интерактивных заданий.

Одним из эффективных средств повышения эффективности обучения технике чтения на начальном этапе изучения английского языка младших школьников является интерактивный тренажер. Сегодня учителя имеют достаточно широкий выбор инструментов для создания подобных средств обучения. Социальные сети позволяют обмениваться опытом, изучать интересные приемы работы и использовать их для индивидуализации работы со своими классами, исходя из их особенностей и потребностей. В своей практике я создаю интерактивные тренажеры с помощью программного обеспечения Microsoft PowerPoint. Приведу примеры приемов, которые я использую для работы на уроках.

1. Прием «карточки». Буквы представлены на экране в виде блоков (карточек), которые можно двигать для решения конкретной учебной задачи. Повторяются все согласные буквы (основной звук, который они передают). Учитель выбирает отдельные буквы. Можно заранее задать порядок и траекторию движения с помощью различных режимов анимации или просто перетаскивать буквы во время работы с экраном на уроке. Согласные занимают положение в начале слова или передвигаются в конец слова. Затем проговариваются отдельные звуки и слоги в получившихся словах.

2. Прием «лесенка». Может запускаться с помощью последовательных щелчков. Учащиеся поднимаются по ступенькам, называя появляющиеся слова. В словах каждый раз заменяется только одна буква. Сначала упражнение выполняется медленно, с проговариванием отдельных звуков и слиянием в слоги. Затем можно увеличить скорость с целью создания элемента соревнования во время автоматизации навыка.

Второй вариант «лесенки» запускается с помощью одного щелчка мыши по кнопке-триггеру. Учащиеся читают с той скоростью, с которой слова на лесенке выделяются изменением цвета (или появляются). Повторный щелчок мышью по кнопке-триггеру запускает обратное движение. Можно многократно «подниматься вверх» и «сбегать вниз» по лестнице. При движении «вниз» упражнение усложняется тем, что слова постепенно исчезают. Данный прием создает стимул для аккумуляции внутренних резервов учащихся с целью решения игровой задачи.

3. Прием «анимированная картинка». Учитель отбирает красочные картинки и анимирует их, добавляя надписи из слов с теми звуко-буквенными сочетаниями, которые подлежат автоматизации на уроке. Задается определенная скорость появления элементов в зависимости от индивидуальных особенностей группы или анимируется каждый объект для вариативности скорости выполнения задания каждым учащимся отдельно. Например, могут появляться шары, ползти/лететь насекомые, взлетать ракеты, падать листья, зажигаться звезды на небе, можно ловить рыбу и т.п. 

4. Прием «таблица-загадка». Для данного упражнения необходимо подготовить раздаточный материал (распечатать и раздать учащимся таблицу с экрана). Сначала отчитываются все слова по горизонтали, по вертикали, в разброс. Затем учитель называет отдельные слова, а учащиеся подчеркивают их на листиках. Щелчком мыши по управляющей кнопке показываем, что в результате должен был получиться, например, контур дома. В подобных упражнениях можно назначать ведущего (учащегося), который сначала сам выделяет контур загадки у себя в таблице, а затем читает слова внутри контура классу. Другой вариант – работа в парах, в режиме учитель-ученик (где один из учащихся выполняет роль ведущего - «учителя», а другой является «учеником»).

5. Прием «змейка». Учащиеся записывают слова на слух, повторяя слово за учителем и анализируя звуки. Каждое слово в цепочке начинается на букву из предыдущего слова. Или это может быть небольшое предложение. Затем с помощью интерактивного задания сокращается длительность фиксации символов глазами, вырабатывается скорость узнавания графических знаков, сокращение времени на анализ и проговаривание отдельных фонем и слов в целом. В качестве основы могут использоваться либо последовательно появляющиеся отдельные блоки (которые вместе собираются в «змейку»), либо любые картинки и шаблоны для настольных игр типа «ходилка».

6. Прием «скорость». На экране – таблица с закрытыми полями. Учитель щелчками мыши открывает закрытые поля в любом порядке. Учащиеся должны успеть назвать все открывающиеся буквы или прочитать появившиеся слова. Может использоваться для промежуточного контроля.

7. Прием «сортировка». Учащиеся читают надписи и распределяют их по категориям. Если задание предполагает предварительное «открытие правила», то сначала они анализируют имеющиеся на экране надписи, определяя сходство и отличие представленных слов, слушают как они произносятся и формулируют правило. Затем сортируют надписи и читают все слова в каждой категории отдельно.

Второй вариант задания «сортировка» предполагает определение слов, относящихся только к одной категории, например, котенок перейдет ручей только по камням со звуком [ɪ], или необходимо найти в списке слов слова только со звуком [aɪ], или проложить путь в лабиринте, определяя слова из определенной категории, или исключить лишнее слово в строчке, и т.д.

8. Прием «анимированная скороговорка». Анимируются текстовые задания учебника, задается определенный ритм, скорость чтения небольших скороговорок, рифмовок и т.п. Например, сначала медленно отрабатывается чтение скороговорки-лесенки с выделением отдельных слов, а затем она читается на скорость с исчезновением прочитанных строк.

Подводя итог, хотелось бы особо подчеркнуть необходимость обеспечить максимальную вовлеченность учащихся в учебный процесс на уроке в качестве основного условия для создания эффективного задания в Microsoft PowerPoint. Известно, что младшие школьники легче запоминают то, что вызывает их эмоциональный отклик. Интерактивный тренажер позволяет нам не только показывать яркие, красочные картинки, но и включать учащихся в активную учебную деятельность. При этом презентация становится не столько наглядным представлением нового материала, сколько визуальной опорой, инструментом, в полной мере позволяющим активизировать речемыслительную деятельность учащихся. Это достигается за счет использования разнообразных интерактивных приемов и техник, геймификации процесса обучения.

Создание интерактивного тренажера способно стать «волшебной палочкой» учителя, эффективным средством обучения чтению младших школьников, позволяющим добиться стопроцентного результата. Все упражнения вызывают живой отклик у учащихся, помогают сконцентрировать внимание и достаточно долго удерживать его на изучаемом материале, а также дают возможность учителю дифференцировать задание в разноуровневой группе, варьируя уровень сложности в зависимости от уровня и способностей конкретных учащихся. Добавляя элемент игры / соревнования (друг с другом, с самим собой) учитель может организовать многократное повторение без снижения интереса учащихся, что способствует созданию ситуации успеха для каждого ребенка и в конечном итоге повышению результативности в формировании навыков чтения на иностранном языке.

 

Литература:

1. Болдырева О.В. Использование интерактивных тренажеров при обучении чтению на английском языке в начальной школе как одна из форм индивидуального подхода (из опыта работы). — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2020. — № 5 (31). — С. 28-31.

2. Васильева Т.Г. Типологизация методов обучения технике чтения на английском языке учащихся младших классов. // Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И.Герцена. Аспирантские тетради [Текст]. - СПб., 2008. - N 35(76), ч.2: (Педагогика, психология, теория и методика обучения). С.47-54.

3. Малинина А.А. Английский язык: учимся правильно читать: для младших школьников. - 2-е изд. – Минск: Аверсэв, 2012.

4. Матвеев С.А. Английский школьникам. Тренажер по чтению. Буквы и звуки. – Москва: АСТ; Санкт-Петербург: Сова, 2013. 

5. Русинова Е.В. Английский язык. Тренажер по чтению. Буквы и звуки: учебное пособие. – Обнинск: Титул, 2021.

 

. . . . .