Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Дыхательная гимнастика для улучшения речи школьников

Дата публикации: 2023-12-19 21:23:05
Статью разместил(а):
Шепёлкина Галина Александровна

Дыхательная гимнастика для улучшения речи школьников

Автор: Шепёлкина Галина Александровна

МБОУ Долматовская ООШ №16

 

Аннотация: Статья о том, как с помощью дыхательной гимнастики, регулярного выполнения специальных упражнений на уроках физкультуры улучшить речь младших школьников.

Ключевые слова: дыхательная гимнастика, речь младших школьников, физкультминутка.

 

Я работаю в сельской школе 15 лет учителем физической культуры, до этого работала педагогом дополнительного образования в Александровском центре туризма. А еще у меня классное руководство. Заметила, что в последние годы у детей ухудшилась речь. Мал словарный запас, не могут быстро вспомнить нужное слово. У многих плохая дикция. В детском саду есть логопедические группы, кому-то речь исправляют, а дальше ребенок предоставлен сам себе, вместо живого общения «сидит в телефоне», разговаривать не с кем, и устная речь стремительно ухудшается.

Столько жалоб от родителей и тем более от учителей, что дети не могут выразить свою мысль вслух, не выговаривают слова, звуки ... У них каша во рту. С одной стороны, бессвязный поток слов, неумение формулировать мысли, с другой стороны — плохая дикция. Ребёнок говорит, но его трудно понять. Еще одна проблема: в классах появились не русскоговорящие дети. Многие плохо говорят по-русски или говорят с сильным акцентом.

На уроках литературы раньше задавали учить стихи наизусть, учили декламировать: ставить интонационные и смысловые ударения, повышать и понижать тон в конце фразы, понимать смысл слов в стихотворном тексте. Сейчас этого практически нет. Есть такое понятие: речевая характеристика человека. Человек открывает рот, и через минуту мы понимаем, с кем имеем дело. По тому, как человек говорит, что говорит, как строит фразы, можно сделать выводы об уровне образования и интеллекта, о наличии или отсутствии чувства юмора, об артистизме и лидерских качествах …

Важнейшая составляющая речи — голос, его тембр, выразительность, правильность и четкость произношения, хорошая дикция. Сначала мы слышим, как человек говорит, и только потом вникаем в смысл сказанного. Голос — это инструмент, с которым можно и нужно работать, настраивать его. Задача школы — подготовить человека к жизни в обществе, в частности, дать необходимые навыки социализации. Голос — то, что даётся с рождения и на всю жизнь, но его можно улучшить и с его помощью стать успешным, сделать хорошую карьеру, реализоваться.

В 2022 году я училась на курсах ВИРО (Владимирский институт развития образования). В это время в Доме актёра проходил мастер-класс Николая Анатольевича Горохова — актёра Владимирского академического театра драмы имени А. В. Луначарского, Заслуженного артиста РСФСР, Народного артиста Российской Федерации. По совету директора нашей школы Ирины Борисовны Новиковой я записалась на его мастер-класс. Из учителей я была там одна. Николай Анатольевич занимался с участниками мастер-класса дыхательной гимнастикой. Мы учились делать гигиенический, вибрационный (или звуковой) массаж под руководством человека, который практиковался в этом всю жизнь.

Н.А. Горохов подчеркивал, что детям дыхательная гимнастика особенно пригодится, дети податливы: «Раньше в дворянском обществе этому учили, поэтому дети и говорили хорошо». Я поняла: это как раз то, что поможет нынешним школьникам, и я могу применить это на практике! Попросила у Николая Анатольевича разрешения использовать на своих уроках его методику и записала упражнения на видео. Это гимнастика губ, гимнастика языка, проговаривание гласных, слогов, скороговорок и чистоговорок.

а — о— у — э — и — ы

и в сочетании с согласными — слоги:

ма — мо — му и т.д.

ба — бо — бу и т.д.

Это резонирующие звуки, ими очень хорошо заниматься.

Три раза в неделю перед началом урока физкультуры во втором классе я занималась физкультминуткой от Горохова. Традиционную разминку мы заканчивали этой физкультминуткой. Иногда мы начинали с нее. Иногда вместе делали упражнения на звуки, на четкость. Или я просила кого-то одного это сделать, чтобы все видели: один четко говорит, а другой не очень. Что не так, на что обратить внимание?

Дополнительно дети стали ходить в театральную студию при Следневском сельском клубе раз в неделю и выучили там стихи к 9 Мая. После выступления и я, и дети, и учителя, и родители отметили разницу: как ребята в начале учебного года говорили и как в мае. За один учебный год удалось улучшить речь детей! В этом учебном году я взяла еще один класс, тоже второклассников, и с третьеклассниками буду продолжать заниматься.

Чтобы поделиться своим опытом, я проводила мастер-классы на заседаниях районного методического объединения учителей физкультуры. На районном семинаре директоров школ и заместителей по УВР рассказала, как провожу эту физкультминутку. Продемонстрировала работу с классом, который уже год прозанимался, раздала инструкцию:

Физкультминутка в удовольствие для учеников начальных классов.

Гигиенический массаж.

Разглаживание надбровных дуг, дуг под глазами, зоны над верхней губой, зоны под нижней губой, поглаживание по часовой стрелке груди и поглаживание зоны диафрагмы.

Второй массаж — вибрационный.

Постукивание резонаторных зон: надбровных дуг — звук ми, дуги под глазами — звук ни, дуги над верхней губой — звук ви, зоны под нижней губой — звук зи.

На груди постукивание — звук жж и подсекание диафрагмы — ди, да.

Дыхательная гимнастика.

Положить руку внизу живота и, вдохнув животом, выдыхать снизу живота со звуком (ми, ни, ви, зи) или скороговоркой.

Этой гимнастикой я занималась с детьми весь учебный год, но упражнения добавляла поэтапно, каждый месяц по одному упражнению, или увеличивала время на выполнение упражнений на 1-2 минуты. Общая продолжительность физкультминутки — 5-7 минут, потому что дети младшего школьного возраста, у них небольшой объем легких. Я хочу, чтобы эту физкультминутку проводили и другие учителя. Она показала свою эффективность.

В прошлом году у меня почти не было не русскоговорящих детей в классе, точнее, был один мальчик, таджик Умар. У него есть старший брат Талапшо. Я сравниваю их речь: Умар говорит чище.
В этом году я буду сравнивать второй и третий классы. В третьем классе сложности: приехал мальчик с Кипра. Он занимался только по интернету, очень плохо говорит по-русски, знает совсем мало слов и не понимает, что говорят другие. Но его тоже надо учить.

Знаю: моим ученикам дыхательная гимнастика пригодится в жизни, и не только для чтения стихов. В первый год я многое делала интуитивно, сейчас стараюсь сравнивать, анализировать, читать литературу по теме. Моя цель: чтобы дети научились правильно и красиво говорить. Это даёт им уверенность в жизни. Им будет легче общаться, легче проявить себя, реализоваться. Современные школьники вёе время в телефоне, они зажаты, у них боязнь общения. Я увидела проблему и решила помочь.

 

. . . . .