Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Книга как источник развития и воспитания младших школьников при цифровизации школы

Дата публикации: 2023-12-13 20:57:59
Статью разместил(а):
Хасанова Линара Айбулатовна

Книга как источник развития и воспитания младших школьников при цифровизации школы

Автор: Хасанова Линара Айбулатовна

МБОУ СОШ, с. Красная Башкирия

 

Аннотация: В условиях цифровизации школьного образования книги остаются важным источником развития и воспитания младших школьников. Они способствуют развитию речи, мышления и эмоциональной сферы детей, развивают ценностные ориентиры и формируют интеллектуальную культуру. Важно помнить, что книги и современные технологии могут сосуществовать и дополнять друг друга, создавая оптимальные условия для обучения и развития младших школьников.

Ключевые слова: книги, развитие школьников, цифровизация школы.

 

В наше время, когда цифровые технологии проникают во все сферы нашей жизни, в том числе и в систему образования, кажется, что традиционные книги уходят на задний план. Тем не менее, не стоит недооценивать роль и значимость книг в развитии и воспитании младших школьников даже в условиях цифровизации школы. В данной статье рассмотрим, как книги могут стать ценным инструментом в формировании навыков чтения, развитии мышления и эмоциональной сферы детей.

Чтение книг имеет множество преимуществ для развития детей. Оно способствует формированию ценностных ориентиров, расширению кругозора, развитию коммуникационных навыков, физическому и когнитивному развитию, развитию творческого мышления и языковых навыков. Поэтому важно поощрять чтение книг в детской жизни и создать для них подходящую и стимулирующую обстановку.

Чтение книг способствует развитию воображения и творческого мышления у детей. Во время чтения, они могут визуализировать описываемые ситуации, создавать свои образы героев и внимательно следить за ходом сюжета. Это развивает их способность мыслить абстрактно, придумывать истории и решать проблемы. Книги дают детям свободу воображения и вдохновляют их на творческое выражение.

В книгах они могут познакомиться с разными культурами, историческими событиями, научными открытиями и множеством других интересных тем. Книги помогают расширить представление детей о мире, открыть для них новые горизонты и развить любознательность. Они могут стимулировать интерес к науке, литературе, искусству и другим областям знания.

Еще одним важным аспектом чтения книг является развитие языковых навыков и письменной грамотности. Чтение помогает детям обогатить свой словарный запас, улучшить грамматику и понимание структуры языка. Они встречают новые слова и выражения, учатся использовать их в контексте и расширяют свои возможности в общении и написании текстов. Книги также могут быть источником вдохновения для детей, которые начинают сами писать свои истории и стихи.

Чтение книг способствует лучшему пониманию себя и окружающего мира. Книги предлагают детям разные точки зрения, позволяют им увидеть мир через глаза разных персонажей. Это помогает им развивать эмоциональный интеллект и способность к эмпатии. Книги также знакомят детей с различными реалиями и проблемами, с которыми они могут столкнуться в жизни, и учат их анализировать их и находить конструктивные решения.

Следует отметить, это то, что чтение книг является эффективным способом развития речи и воображения, особенно у детей младшего школьного возраста. В процессе чтения они учатся анализировать текст, выделять основные идеи, предполагать развитие сюжета. Книги помогают развивать логическое и критическое мышление, а также улучшают языковые навыки ребенка.

Кроме того, чтение книг способствует развитию эмоциональной сферы ребенка. В процессе чтения дети переживают разные эмоции, сопереживая героям и переживая с ними их приключения. Книги позволяют детям понять и осознать свои эмоции, учат их сопереживать и понимать чувства других людей. Таким образом, книги не только развивают интеллектуальные способности детей, но и помогают формировать эмоциональную компетентность, что является важной составляющей воспитания.

Одним из главных преимуществ чтения в цифровую эпоху является доступность книг. Сейчас у детей есть возможность читать как традиционные книги, так и электронные версии на различных устройствах. Электронные книги дополняют традиционные формы чтения и предлагают детям новые возможности: интерактивность, аудиокниги, возможность взаимодействия с текстом. Таким образом, книги остаются актуальным и востребованным ресурсом даже при цифровизации школьного образования.

Книги также способствуют формированию ценностных ориентиров у детей. Через разные истории, персонажей и сюжеты, дети учатся понимать различные моральные принципы, этические нормы и культурные ценности. Книги помогают развивать нравственное сознание, учат ответственности, доброте, справедливости. Книжные герои могут стать для них примерами, с которыми они могут идентифицироваться и учиться от них. Книги развивают эмпатию, учат детей понимать значимость добра, справедливости, терпимости и других важных ценностей. Эти ценности являются основой для формирования гражданской и социальной идентичности ребенка, что особенно важно в условиях цифровизации и глобализации общества. Это важно в современном мире, где мультимедийные и интернет-платформы все больше предлагают различные контенты, не всегда соответствующие высоким моральным стандартам.

Еще одним важным аспектом книг в развитии и воспитании младших школьников является развитие интеллектуальной культуры. Книги не только расширяют знания детей о мире, о странах и культурах, но и развивают интерес к обучению, поиску новой информации и знаний. Они развивают у детей критическое мышление и способность к самообразованию, что является важным навыком в эпоху информационных технологий.

Также стоит отметить, что книги могут стать прекрасным средством коммуникации между родителями и детьми. Обсуждение прочитанной книги позволяет установить глубокий эмоциональный и интеллектуальный контакт между родителями и ребенком. Они могут обсудить сюжет, героев, выразить свои мысли, сравнить свои впечатления. Такая коммуникация способствует развитию речи, умению высказываться и слушать других, а также укрепляет взаимоотношения в семье.

Нельзя забывать и о физическом аспекте чтения книг. Когда ребенок читает книгу, он использует мелкую моторику рук, обращает страницы, следит за текстом. Это важно для развития пальцевой моторики и координации движений. Книги также способствуют правильному формированию осанки, так как ребенок сидит в правильной позе, держа книгу перед собой. Таким образом, чтение книг вносит вклад в физическое развитие ребенка, помогает ему развивать моторику и укреплять осанку.

В заключение можно сказать, что хотя цифровизация школы и привносит много изменений в образовательный процесс, роль книг не стоит недооценивать. Книги остаются ценным источником развития и воспитания младших школьников. Они способствуют развитию речи, мышления и эмоциональной сферы детей, помогают формированию ценностных ориентиров, расширяют кругозор и стимулируют любознательность. Книги также могут быть интерактивными и доступными в электронном формате, дополняя традиционную форму чтения. Поэтому важно поддерживать и поощрять чтение книг у детей, чтобы они могли полноценно развиваться и укреплять свои навыки в цифровую эпоху.

 

. . . . .