Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Роль современного учителя в реализации ФГОС в начальной школе

Дата публикации: 2023-11-29 22:25:13
Статью разместил(а):
Игнатенко Ольга Николаевна

Роль современного учителя в реализации ФГОС в начальной школе

Автор: Игнатенко Ольга Николаевна

МБОУ "СОШ № 45 им. Героя Советского Союза Гаврилова П.М.", ст. Северская Краснодарского края

 

Аннотация: В статье автор пишет о роли учителя в развитии личности младших школьников, раскрыты педагогические компетентности современного учителя начальных классов, обозначена роль учителя в образовательном процессе.

Тематическая рубрика: Начальная школа.

 

Я думаю, что свое призвание каждый человек смутно осознаёт еще в детстве. В школьные годы мы начинаем понимать, что есть   любимые уроки. Многие просто любят учиться, а некоторые увлекаются игрой в учителя. Моим любимым занятием в те далёкие годы была игра в учителя. Я начала играть в учителя еще в детском саду. Интересно, понимала ли я в то время, что «игра в учителя» может стать со временем реальностью? Школьные годы подарили мне яркие воспоминания о первом учителе, о днях самоуправления (нам, ученикам старших классов, доверяли провести уроки у младших ребят), об удивительных классных часах в форме выездных экскурсий...

Сегодня я – учитель. Учитель начальных классов – профессия особая. Учитель начальных классов – первый учитель, который входит в жизнь ребёнка и его семьи. Это осознание огромной ответственности перед государством, обществом и, прежде всего, – перед учеником. Каждый день на меня смотрят глаза моих учеников, а родители доверяют мне самое дорогое, что у них есть - своих детей. Наверное, нет на свете ни одного родителя, которого бы не волновало, как его ребёнок будет учиться в школе, какие взаимоотношения у него сложатся с учителем, со сверстниками, насколько учение будет для него радостным и полезным. Оправдать их доверие – вот настоящий итог работы учителя. 

Дети разные, но каждый ребёнок неповторим, индивидуален, у кого-то творческие способности проявляются раньше, у кого-то –  позже. Разглядеть эту искру талантливости, развить её, научить применять свои таланты в жизни – вот, по-моему, то главное, что должен делать учитель. «Все дети талантливы! В каждом ребенке – чудо!» - вот мой девиз как учителя начальной школы.

Но настоящий учитель не только учит, он всю жизнь учится сам. Как учитель, я не мыслю себя без постоянного совершенствования, так как должна быть образцом для своих учеников. Согласна с заповедью: учитель учит детей до тех пор, пока сам учится. И я учусь, учусь у своих учеников, которые побуждают меня искать новые приемы педагогической деятельности, организации совместной работы на уроке. Дети учат меня быть мудрой, быть вдохновленной, призывают к постоянному творчеству. Нужно много сил для того, чтобы научить читать, считать, писать, дружить, жить по школьным и общечеловеческим правилам, но ещё труднее   учить этому с искрой вдохновения, с полётом фантазии ...

Как учитель начальных классов я задумалась над проблемами и перспективами современной начальной школы. Время идет. И мир не может стоять на одном месте. «Время есть величайший из новаторов», — говорил английский философ Френсис Бэкон. Время затрагивает все сферы человеческой жизни, в том числе и образование, периодически требуя его обновления. Сегодня уже всем ясно: в «новое» время со старыми стандартами «войти» нельзя. Как показала массовая практика главная задача российской образовательной политики – обеспечение современного качества образования. Модернизация образования - это политическая и общенациональная задача. Научить – учиться – лозунг стандартов II поколения.

Как учитель, понимаю необходимость и значимость предстоящих изменений. Ведь если этого не произойдет, то наше общество не сможет быть конкурентоспособным, мы не сможем обеспечить будущее для нашего поколения, а также развитие наших детей.

Начальная школа – это первая ступенька, с которой начинается восхождение ученика в будущее; это основа, от прочности которого зависит, каким будет это наше будущее. В руках учителя – будущее наших детей, а значит и будущее России. Это не просто слова – это большая ответственность, сегодняшние дети – это наше завтра, наше будущее. Новые стандарты предъявляют высокие требования к уровню подготовки выпускников начальной школы. А значит, в первую очередь, должны измениться мы сами - учителя.

Задача учителя, стараться заменять методы «объяснения» нового построением способов самостоятельного «открытия» новых знаний. Тогда только перед детьми откроется мир знаний, интереса, поиска нового, они будут понимать, что нет на свете проблем, которые они не смогли бы решить. И, конечно же, главная миссия учителя новой школы – разбудить в каждом ребенке творца, личность способную создавать что-то новое, а также воспитать человека с современным мышлением, способного реализоваться в жизни. «Все дети талантливы, но каждый талантлив по-своему» — вот что должны помнить учителя новой школы.

В стандартах нового поколения во главу угла ставятся не знания, умения, навыки, а универсальные учебные действия – умения учиться самостоятельно. Важным является не «багаж» знаний, накопленный за время обучения в школе, а умение им пользоваться. Необходимость перехода на новые стандарты возникла, в связи с тем, что многие выпускники по окончании школы сталкиваются с трудностями адаптации к взрослой жизни, где нет учителей, которые их направляют, говорят, что следует делать и как.

Одних знаний оказывается в жизни недостаточно. Выпускник должен научиться решать свои проблемы самостоятельно. Первый опыт внедрения ФГОС показал, что в целом, концептуальные идеи и прописанные пути реализации новых образовательных стандартов актуальны и востребованы современной образовательной системой. Изменились требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования. Введены часы на внеурочную деятельность обучающихся, которые увеличивают возможность учителя и школы и создают условия для организации индивидуальной проектно-исследовательской работы с обучающимися. Изменился характер деятельности обучающихся – исследовательский, творческий, продуктивный; повысилась доля самостоятельной работы учеников на уроке; появилась возможность применять знания при выполнении практико-ориентированных заданий; снизилась тревожность, повысилась мотивация к учению.

Передо мной встала новая непростая задача – формирование и развитие мобильной личности, способной к самостоятельному поиску знаний, принятию решений на основе самостоятельно полученной информации. Поставленная задача успешно решается мною после прохождения курсов повышения квалификации по новым образовательным стандартам. Я осваиваю современные образовательные технологии, приобретаю опыт разработки и внедрения инновационных проектов и программ. Я научилась осуществлять мониторинг экспериментальной деятельности и рефлексивный анализ. Я уверена, что кадровая подготовка является одним из важнейших условий внедрения ФГОС. 

В нашем современном мире, где постоянно происходят какие–то изменения в области образования, так называемая модернизация, личность педагога очень важна. Так как именно учитель является ключевой фигурой современной школы при реализации ФГОС. И от его готовности воплощать идеи, заложенные в ФГОС, как в личностном, так и в профессиональном плане зависит очень многое. 

Давайте вспомним слова замечательного педагога - новатора В.А. Сухомлинского, который говорил: «Детство – важнейший период человеческой жизни … И от того, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».

Действительно, это так. Каким же тогда я вижу учителя на современном этапе развития общества в связи с реализацией ФГОС? 

Во-первых, это человек, любящий свою профессию, преданный своему делу и своим ученикам. Так как без любви к детям в нашей непростой, но почётной работе нельзя. Это остаётся неизменно во все времена. Кроме того, всесторонне развитый, не только в какой-то определённой области, но и тот человек, который может беседовать на разные темы и быть на несколько шагов впереди своих учеников. 

Во-вторых, профессионал, учитывающий то, что каждый ребёнок – это личность и принимающий ученика таким, какой он есть: с его трудностями в учёбе, переживаниями. 

В-третьих, человек, находящийся в постоянном поиске, непрерывном обогащении своего опыта, компетентный в области ИКТ. Так как без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современную школу, а следовательно, и учебный процесс. ИКТ способствуют повышению качества образования. 

В-четвёртых, это педагог, применяющий в своей педагогической деятельности здоровьесберегающие технологии, которые являются первостепенными в XXI веке. 

В-пятых, быть настоящим учителем – это талант, перевоплощение, так как в связи с переходом педагогического процесса на качественно новый уровень произошли и радикальные изменения.

Приоритетом обучения становится теперь не освоение школьниками определённого объёма знаний, умений и навыков, а умение учениками учиться самостоятельно. Теперь основным работником на уроке должен быть ученик. Учитель выполняет только роль организатора учащихся, тем самым помогая ученикам учиться самим, воспитывая потребность в образовании. То есть педагогу надо научить школьника добывать знания собственными усилиями, и только тогда можно воспитать думающего, свободно рассуждающего, не боящегося высказывать и отстаивать свою точку зрения человека. 

У меня разработаны программы внеурочной деятельности. Составлено календарно-тематическое планирование с учетом планируемых результатов и УУД. Ребенок со сформированными УУД наиболее успешен в жизни. Но существенное место занимают как формирование предметных, так и метапредметных результатов. Одним из факторов повышения качества обученности является создание условий образовательной среды для развития школьника. Не менее важным условием является материально-техническая база школы.  

Мой кабинет оснащен учебной мебелью. Я имею свое рабочее место, которое включает в себя: интерактивную доску, мультимедийный проектор, персональный компьютер, принтер. Учитывая, что в первых классах безотметочная система обучения, отслеживать динамику роста развития обучающихся помогает Портфолио. Данная форма оценивания достижений обучающихся успешно используется в школе: ученики с 1 класса накапливают свои как предметные, так и метапредметные результаты и представляют их как в классном, так и в личном портфолио.

Одно из основных отличий новых образовательных стандартов - это внеурочная деятельность. Материально-технические возможности школы позволяют организовать внеурочную деятельность эффективно, мобильно: каждая минута, проведённая в школе, даёт ребёнку положительный опыт общения, позволяет проявить себя активной, творческой личностью. Для младших школьников, учитывая возможности школы, я совместно с педагогами-организаторами, педагогами дополнительного образования, психологом школы реализую внеурочную деятельность  по следующим направлениям: «Спортивно- оздоровительное», «общекультурное», «общеинтеллектуальное», «духовно-нравственное», и «проектная деятельность».

Разработана система КТД, классных часов для начальных классов по основным направлениям внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения. Включены: Дни здоровья: «Веселые старты», «Мама, папа, я — спортивная семья»; эстафеты «Выше, дальше, быстрее»; праздники: «Мой друг — Мойдодыр», «Нет вредным привычкам!»; «Правила дорожного движения знай и выполняй!». Классные часы на тему «Советы доктора Айболита», «Берегись гриппа»; «Здоровое питание». Фотоконкурсы на различные темы. Конкурсы чтецов и юных поэтов. Конкурсы рисунков.

Внеурочная деятельность расширила возможность применения знаний, полученных на уроках, в практической и творческой деятельности обучающихся. Сравнительный анализ развития первоклассников показал: дети стали лучше говорить, легче реагируют на мои вопросы, вступают в диалог. Первоклассники не просто воспроизводят увиденное или прочитанное, но и научились рассуждать, делать выводы, обосновывать своё мнение. Научились работать в паре. Показывают навыки самоорганизации в группе, направленной на решение учебной задачи. Большая часть детей самостоятельно оценивает свою деятельность на уроке.

Одной из форм организации внеурочной деятельности является проектная деятельность. Нужно прислушиваться к интересам и потребностям реального ребенка, учитывая его сегодняшние склонности и потребности.  Ученик усваивает прочно то, что познается через его самостоятельную деятельность, то, что требует определенных познавательных и практических усилий, то, что ученик умеет применить в жизни. Важно показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. При организации проектной деятельности в рамках научного общества я учитываю возрастные и психологические особенности младших школьников. Включение школьников в проектную деятельность начинается постепенно, начиная со первого класса. Вначале – это доступные творческие задания, а уже в 3-4 классах учащиеся с большим интересом научатся выполнять сложные проекты.

Одним из ключевых направлений развития общего образования, согласно новым стандартам, является здоровье школьников. Большое внимание я уделяю здоровьесберегающим технологиям: веселые физминутки, проведение ежедневной динамической паузы, работа по предупреждению утомляемости глаз, дыхательная гимнастика, мероприятия с детьми и родителями по формированию навыков здорового образа жизни.

Духовно-нравственное воспитание школьников – ключевое требование ФГОС. Приоритетные направления — это воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека; воспитание нравственных чувств; трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни; воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде. Новые стандарты направлены на взаимодействие учителя, обучающихся и родителей. Повысилась заинтересованность родителей в участии в образовательной деятельности, управлении школой; с увлечением принимают участие в совместных школьных мероприятиях; изменился характер взаимодействия с учителем; появилась возможность родителям самим продолжать учиться.

Подводя итог работы учителей в условиях внедрения ФГОС НОО считаю, что все же было больше положительных моментов, чем отрицательных. Ведь ключевой фигурой в решении проблем является учитель. Если учитель открыт для всего нового и не боится перемен, то он, несомненно, будет делать первые уверенные шаги в новых условиях реализации ФГОС, потому что именно учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм – главный ресурс, без которого невозможно воплощение новых стандартов школьного образования. Быть рядом с учеником, направлять, координировать, помогать, стать старшим наставником, уважать личные достоинства каждого ученика, давать возможность самовыражения — так формируется позитивный имидж Современного Учителя и ещё один путь к успеху образовательного процесса.

Профессия учителя – нелёгкая, но я ни разу ещё не пожалела, что выбрала именно эту профессию. В этой работе много профессиональных трудностей, но суметь их преодолеть и увидеть потом результаты своей работы – это истинная радость. Работа классного руководителя требует от меня многого, воспитатель сам должен быть воспитан. Воспитывает только тот педагог, кого дети уважают и поэтому я всегда стараюсь создавать такую атмосферу в классе, чтобы дети постоянно впитывали доброту, чуткость, внимание, чтобы школа была для них добрым домом от всего плохого, что их может временно окружить, чтобы они шли в школу с великой радостью.

Современный учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, умеет не только учить детей, но и сам способен учиться у своих учеников. Современный учитель – это профессионал. Отличительными чертами современного педагога, педагога-мастера являются постоянное самосовершенствование, самокритичность, эрудиция и высокая культура труда.  

Я люблю свою профессию, горжусь ею и очень рада тому, что некоторые мои ученики, мечтают стать учителями. Прихожу к выводу, что я – счастливый человек: у меня замечательная школьная семья, любимая профессия. 

 

. . . . .