Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Мотивация младших школьников

Дата публикации: 2023-11-29 22:03:42
Статью разместил(а):
Кряквина Елена Александровна

Мотивация младших школьников

Автор Кряквина Елена Александровна

МКОУ СОШ № 2 им. Н.Д. Рязанцева, г. Семилуки Воронежской области

 

В одной из школ у первоклассников заболела учительница, и её пришла замещать другая. За ту неделю, когда с детьми занималась новая учительница, родители заметили, что дети начали лучше писать в прописях. Крючочки и буквы стали ровнее и выглядели уверение. Тогда родители стали внимательней листать прописи и смотреть, что изменилось. И оказалось что прежняя учительница подчёркивала красной ручкой те места, где ребёнок плохо писал, показывая тем самым, над чем надо работать. А новая учительница обводила зелёной ручкой те буквы, которые получались у детей наиболее красиво. Таким образом дети концентрировали своё внимание на своих успехах и всячески старались повторить получившиеся знаки.

Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. Но чаще учителям приходится с сожалением констатировать: «не хочет учиться», «мог бы прекрасно заниматься, а желания нет». Ведь у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению. В чем сущность потребности в знаниях? Как она возникает? Как она развивается? Какие педагогические средства можно использовать для формирования у учащихся мотивации к получению знаний? Эти вопросы волнуют многих учителей. 

ВСЕ НАШИ ЗАМЫСЛЫ, ВСЕ ПОИСКИ И ПОСТРОЕНИЯ ПРЕВРАЩАЮТСЯ В ПРАХ, ЕСЛИ У УЧЕНИКА НЕТ ЖЕЛАНИЯ УЧИТЬСЯ.

Эти высказывание Василия Александровича Сухомлинского актуально в наше время. Школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса и, не осознавая потребности к ним. Одна из задач учителя развитие у ребёнка положительной мотивации к учебной деятельности. Для того, чтобы учащийся по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, не только были понятны, но и внутренне приняты им, т.е. чтобы они приобрели значимость для учащегося и нашли, таким образом, отклик и опорную точку в его переживании. 

Мотивация младших школьников – это их деятельностный подход к учёбе, реализация желания хорошо учиться.

Формировать и развивать мотивацию – это значит не заложить готовые мотивы и цели в голову учащегося, а поставить его в условия и ситуацию развертывания активности, где бы желательные мотивы и цели складывались и развивались бы с учетом прошлого опыта, индивидуальности, внутренних устремлений самого ученика.

Высокая мотивация.

У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школьные требования.

Ученики четко следуют всем указаниям, добросовестны и ответственны, сильно переживают. 

- Хороший уровень мотивации

- Учащиеся успешно справляются с учебной деятельностью.

- Подобный уровень мотивации является средней нормой.

Низкий уровень мотивации:

Эти дети посещают школу неохотно.

Предпочитают пропускать занятия.

На уроках часто занимаются посторонними делами, играми.

Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности.

Находятся в серьезной адаптации к школе.

Мотивация к учёбе формируется неверно по разным причинам. Одна из них неграмотность родителей в этом вопросе, недостаточное внимание к нему. Многие родители считают, что подобные вещи находятся в компетенции школы, а родители могут помочь учителю, прочитав лекцию о необходимости хорошо учиться. На этом вся их деятельность заканчивается.

Но учёными-психологами доказано, что мотивация зарождается совсем не в школе, а гораздо раньше – еще в младенческом возрасте в домашних условиях. Именно родители развивают в ребенке желание постигать новое и формируют у него желание учиться. Многие из нас при воспитании детей выбирают разные способы усиления мотивации к познанию. У каждого из этих способов разные результаты, в каждом из них есть положительные и отрицательные стороны. Нельзя всё перекидывать на школу, родители тоже должны чувствовать ответственность. Кроме того, учитель и родители должны постоянно поддерживать веру ребенка в свои силы. 

Важную роль в стимулировании познавательного интереса имеет позитивная психологическая атмосфера урока, обеспечение гуманных отношений между учителем и учеником, выбор демократического стиля педагогического взаимодействия: принятие своих учеников независимо от их учебных успехов, преобладание побуждения, поощрения, понимания и поддержки. Психологическое  приветствие, проявления внимания - взглядом, улыбкой, кивком.

Приемы работы повышающие мотивацию учебной и познавательной деятельности, создание ситуации успеха, через выполнение заданий посильных для всех учащихся, включение учащихся в коллективную деятельность, через организацию работы в группах.

Работа в парах и группах - организация совместных действий, ведёт к активизации учебно-познавательных процессов, коммуникации, общению, без которых невозможны распределение, обмен и взаимопонимание, которое диктуется характером включения учащихся в совместную деятельность, игровые и соревновательные формы, взаимопроверку, коллективный поиск решения проблемы, приём "метод проб и ошибок", оказание учащимися помощи друг другу, необычная форма преподнесения материала, создание проблемной ситуации, через анализ, сравнение учебных объектов сотрудничество на уроке, через совместное решение проблемы и разрешение противоречий.

Выделение существенных признаков предметов, классификацию, обобщение, моделирование; привлечение учащихся к оценочной деятельности (самоанализ, отзыв и рекомендации одноклассников об ответе других). Сообщения по окружающему миру.

Через организацию рефлексии, использование рефлексивных линеек, стимулирование деятельности, через оценку, благодарность, словесное поощрение, выставку лучших работ, оказание учителем незначительной помощи, усложнение заданий.

Индивидуальная работа с детьми.

Чтобы каждый ребёнок смог стать успешным, необходимо подчёркивать даже самый небольшой успех, продвижение вперёд. 

Повышает мотивацию учащихся на уроке и работа над загадками, ребусы.

Загадка –  удивительная игра, соревнование на смекалку. Она обладает большими возможностями для наблюдения  за окружающим миром, учит воспринимать жизнь многогранно, помогает совершенствовать речь, тренирует внимание и память, развивает любознательность. Дети хорошо знают загадки и очень их любят, пробуют составлять их сами. Загадки используем и  для определения темы урока. Повышает мотивацию учащихся на уроке.

Использование ИКТ – один из эффективных методов повышения мотивации и индивидуализации учения, развития творческих способностей и создания благополучного эмоционального фона.

«Физминутка» - позволяет весело и активно расслабиться, восстановить энергию.

Учимся проводить опыты – важнейший из методов исследования. Самые интересные опыты с реальными предметами и их свойствами.

Проектный метод обучения - позволяет создать максимально благоприятные условия для раскрытия и проявления творческого потенциала учеников, развивать их воображение, фантазию, мышление, коммуникативные  способности.

Есть древняя мудрость: можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя. Да, можно усадить детей за парты, добиться идеальной дисциплины. Но без пробуждения интереса, без внутренней положительной мотивации освоения знаний не произойдет.Это будет лишь видимость учебной деятельности. Задача учителя - мотивировать обучающихся на успех, помогать им в достижении желаемого.

Можно в жизни всему научиться,
Воплотить много новых идей,
Но учителем нужно родиться,
Чтобы жить на земле для детей. 

 

. . . . .