Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроках литературного чтения

Дата публикации: 2023-11-29 10:51:31
Статью разместил(а):
Кряквина Елена Александровна

Духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроках литературного чтения

Автор: Кряквина Елена Александровна

МКОУ СОШ № 2 им.Н.Д. Рязанцева, г. Семилуки Воронежской области

 

«… Наши дети – это наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слёзы, наша вина перед другими людьми, перед всей страной …». А.С. Макаренко.

Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного гражданина России. В Федеральном государственном образовательном стандарте процесс образования понимается не только как процесс усвоения системы знаний, умений, составляющих основу учебной деятельности обучающегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных ценностей. 

Детство – важный период в нравственном становлении личности. Всякий знает, как важно воспитывать ребёнка с ранних лет. Моральные качества, приобретённые человеком в детстве, остаются в нём на всю жизнь. Исследования психологов свидетельствуют о формировании  основных моральных качеств любого человека именно в эти годы, поэтому воспитание младших школьников является важной задачей современного образования.

Задача учителей начальных классов состоит в том, чтобы развить у детей потребность в написании увиденного, услышанного, прочитанного, учить без боязни делиться своими переживаниями, развивать потребность описывать красоту окружающей природы, красоту человека, приобщать его к миру прекрасного. В современных условиях на литературу возлагается особая миссия. Русская  литература всегда была гордостью народа, потому что для нашего национального менталитета характерно повышенное внимание к душе, совестливости, к яркому меткому слову, которым можно убить и воскресить, втоптать в землю и вознести до небес. Уроки литературного чтения обладают уникальными возможностями, для реализации этой цели. 

Наблюдая за воспитанниками, мы видим, что многие дети очень агрессивны, вспыльчивы, нетерпеливы, не умеют уступать и договариваться, часто свою вину перекладывают на других, не видят прекрасное вокруг себя. Воспитание ребенка через литературу - это один из самых эффективных способов решения данной проблемы. 

Главной задачей на уроках литературного чтения является обучение искусству не только слушать, но и слышать - сказку, рассказ, стихотворение. Дети практически все любят слушать книги, эту любовь все мы стараемся поддержать и развивать, так как сам ребенок еще не может пока самостоятельно общаться с книгой. Умение слушать художественное произведение позволяет ребенку эмоционально воспринять его, задуматься о нравственных категориях - добре и зле, дружбе и вражде любви и ненависти, испытать радость, веселье,гордость, грусть, печаль, нежность, восхищение и другие чувства.

Литературное чтение - это ежедневная школа обогащения нравственного и эмоционального опыта,духовного и эстетического развития. Например, первоклассники знакомятся с произведениями русского устного народного творчества: пословицами, поговорками, загадками. Задания на уроках дают "пищу для ума", побуждать обучающихся к размышлению.

Так, например, я применяю загадки. Главный смысл работы над загадкой не в самой отгадке, а в том, чтобы доказать, что она верна. Это учит младших школьников находить сходства и различия предметов, "сближать" далекие предметы по сходным признакам.

Огромную роль на уроках играют и русские народные пословицы. Они отражают богатство языка. В пословицах отражается быт, обычаи и нравы народа, конкретные исторические события. В былинах находят отражение изображение и поэтизация мужества, бесстрашия, стойкости, проявляемых ради достижения высоких нравственных целей.

Сказка - один из самых развитых и любимых детьми жанров. Она полнее и ярче, чем любой другой вид народного творчества воспроизводит мир во всей его целостности, сложности и красоте. Сказка формирует высокие нравственные качества у своих
читателей: добро почти всегда побеждает, злые силы терпят поражение.

Произведения детских писателей способствуют развитию экологического и эстетического воспитания (стихи, очерки, зарисовки о природе), этическому воспитанию (рассказы Зощенко, Драгунского, Носова).

Литература обладает неисчерпаемыми возможностями дать ребенку такой образец, на который он будет равняться, от которого будет отсчитывать свои поступки. Именно уроки литературного чтения должны помочь ребенку продвинуться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню,где требуется самостоятельность принятия решений и нравственный выбор. 

С этой целью уже с 1 класса я знакомлю детей с такими понятиями, как «сравнение», «эпитет», «олицетворение». В работе над выразительностью речи большое внимание уделяю средствам речевой выразительности. Это интонация, логическое ударение, различные паузы, темп, сила и высота голоса. 

Среди книг по основам нравственности особое место занимают религиозные издания, пересказы книг, почитаемых святыми. Например, Сергий Радонежский не гнулся под влиянием обстоятельств, не падал духом и продолжал совершать свой обычный человеческий подвиг, помогая людям не разувериться в себе. Это ли не пример для детей? 

Исключительно важны самостоятельные действия ребёнка. В своей работе я использую литературно-творческие проекты. Детям нравится сочинять небольшие рассказы, сказки, стихи. Склонность к творчеству присуща ребёнку. Они любят объединяться и творить, вместе придумывают рассказ или сказку, окончание какой-либо истории. На таких уроках ребята реализовывают свои способности и замыслы, учатся овладевать навыками ораторского мастерства, получают удовольствие от процесса творчества, от собственных, пусть даже маленьких открытий, овладевают навыками коммуникативного характера.

РАБОТА С ПРОИЗВЕДЕНИЕМ.

1. Простые вопросы. Отвечая на них, нужно назвать какие-то факты, вспоминать, воспроизвести некую информацию.

2. Уточняющие вопросы начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что …?», «Если я правильно понял, то …». Такие вопросы нужны для предоставления собеседнику обратной связи.

3. Объясняющие вопросы обычно начинаются со слова «Почему?». Они направлены на установление причинно-следственных связей.

4. Творческие вопросы. Как правило, в вопросе есть частица «бы», а в его формулировке есть элементы условности, предположения, фантазии, прогноза: «Что бы изменилось …, если бы …», «Как вы думаете, как будут развиваться события дальше?».

5. Оценочные вопросы направлены на выяснение критерий оценки тех или иных событий, явлений, фактов: «Почему что-то хорошо, а что-то плохо?», «Чем один герой отличается от другого по твоему мнению?».

6. Практические вопросы направлены на установление взаимосвязи между теорией и практикой: «А как бы ты поступил на месте данного литературного персонажа, если бы ты жил в то время, когда происходило действие, и в наше время?».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Именно уроки литературы ведут ребенка по ступенькам познания, помогают ему подняться на вершину авторского образного познания мира, обогащают его нравственно-эстетический, интеллектуально-познавательный опыт, позволяющий ребенку совершенствовать себя как личность.

 

. . . . .