Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Особенности воспитания и обучения детей младшего школьного возраста

Дата публикации: 2023-11-28 17:55:14
Статью разместил(а):
Федотова Наталья Борисовна

Особенности воспитания и обучения детей младшего школьного возраста

Автор: Федотова Наталья Борисовна

ГАОУ МО «Балашихинский лицей», г. Балашиха

 

Аннотация: Статья о готовности ребёнка к школе. Описывается какие важные моменты нужно учесть для успешной адаптации и подготовке ребёнка к новому этапу в его жизни, как организовать обучение ребенка и создать условия с наименьшими психологическими нагрузками для него.

Ключевые слова: адаптация к школе, дезадаптация, признаки успешной адаптации.

Тематическая рубрика: Начальная школа.

 

Поступление ребенка в школу – важное событие, которое существенным образом меняет характер его жизнедеятельности. Став школьником, ребенок занимает новое, по сравнению с дошкольником место в обществе. Он получает новые права и обязанности. Ребенок становится школьником. С этого времени учебная деятельность становится для ребенка ведущей, сочетающейся с различными видами посильного участия в общественно-полезном труде. Учение становится ведущей деятельностью, во-первых, потому, что именно через учебную деятельность осуществляются основные отношения ребенка с обществом, во-вторых, именно в учебной деятельности осуществляется формирование как основных качеств личности ребенка младшего школьного возраста, так и отдельных психических процессов.

Поступление в школу можно считать переломным моментом в жизни и психическом развитии ребенка. Как только он поступает в школу, отношение взрослых  к его занятиям, да и к нему самому становится более серьезным. Учеба – важное и нужное дело. Без нее не стать полезным членом общества – это понимают и дети, и взрослые.

Процесс вхождения ребенка в школу представляет для него определенные трудности, в его переживаниях и поведении можно заметить некоторую растерянность. До школы индивидуальные особенности принимались и учитывались близкими людьми. Ребенок, посещающий начальную школу, психологически переходит в новую систему отношений с окружающими его людьми. Живя среди тех же близких, в том же пространстве, называемый «дом», он начинает чувствовать, что его жизнь принципиально изменилась - на него легли обязательства не только ежедневно посещать школу, но и подчиняться требованиям учебной деятельности. Ужесточение требований к ребенку, даже в самой доброжелательной форме, возлагает на него ответственность за самого себя. Начинается трудный период  испытания ребенка не только необходимостью ходить в школу, но и быть дисциплинированным.

Не добрая воля «я сам», как в дошкольном детстве, а необходимость самостоятельно и ответственно изо дня в день организовывать свою учебную деятельность и вызывает у ребенка чувство покинутости  родными и высокую сензитивность к отношению со стороны членов семьи.

Дома пытаются организовать его правильное отношение к учебной деятельности – отношение взятой на себя ответственности. Самое главное, что может дать семья младшему школьнику, - научить его воздерживаться  от развлечений в урочное время, брать на себя ответственность, научиться управлять своей волей.

Успехи ребенка в усвоении норм жизни в новых условиях формируют у него потребность в признании не только в прежних формах отношений, но и в учебной деятельности. Характер адаптации  к условиям жизни младшего школьника и отношение к ребенку со стороны семьи определяют состояние и развитие его чувства личности. Разумная любящая ребенка семья помогает ему освоить предъявляемые к нему требования учебной деятельности и принять эти требования как неизбежное и необходимое.

Новая социальная ситуация вводит ребенка в строго нормированный круг отношений и требует от него организованной произвольности и ответственности за развитие исполнительских действий, связанных с приобретением навыков учебной деятельностью, а также за умственное развитие. У каждого ребенка поступившего в школу повышается психическая напряженность. Это отражается не только на физическом развитии, но и на поведении ребенка.

В младшем школьном возрасте происходит перестройка отношений с людьми. Только в недрах коллективной жизни возникает индивидуальное поведение. В начальной школе в учителе для ребенка воплощаются нормативные требования с большей определенностью, чем в семье, - ведь в первичных условиях ребенку трудно оценить характер своего поведения. Только учитель, предъявляющий требования к ребенку, оценивая его поведение, создает условия для социализации поведения его к стандартизации в системе социального пространства – обязанностей и прав. Учитель становится для ребенка фигурой, определяющей его психологическое состояние не только в классе, но и в общении с одноклассниками.

Для каждого ребенка, который приходит в школу, встреча с первым учителем – это, прежде всего, встреча с новым, особо значимым человеком.  Учитель начальных классов воплощает в себе все, что связано с учением, отношениями с окружающими, конкретными предметами, уроками и школьной жизнью в целом. Эта встреча может помочь ребенку стать хорошим учеником, обрести свое собственное лицо, уверенность в будущем, породить стремление  подражать первому учителю, обращаться к нему в самые трудные и счастливые минуты свей жизни. Но произойдет это только в том случае, если увидит в каждом первокласснике уникальную личность, будет постоянно считаться с этим открытием, чувствую и принимая близко к сердцу проблемы детей, сопереживая их успехам и неудачам; если он всегда будет искать новые способы общения с ними, веря, что ученики хотят быть его соратниками в обучении и воспитании.

Организация обучения детей в младших классах.

Независимо от того, сколько усилий и времени тратится на обеспечении готовности детей к обучению в школе еще в дошкольном возрасте, в начальный период обучения с определенными трудностями сталкиваются практически все дети. Для общей психологической характеристики этого периода в жизни ребенка, связанного с радикальными изменениями его психологии и поведения, полезно воспользоваться понятиями  социальной ситуации развития и внутренней позиции. Первое из этих понятий относится к социальным условиям, в которых идет процесс психологического развития ребенка. Он включает в себя представление о месте, занимаемом ребенком в обществе в системе разделении труда, связанные с этим права и обязанности. Второе понятие характеризует внутренний мир человека, т.е. изменения, которые должны произойти в ребенке для того, чтобы он смог приспособиться к новой социальной ситуации и использовать ее для дальнейшего психологического роста. Эти изменения обычно связаны с формирований новых отношений, нового смысла  и цели жизни, затрагивают интересы, потребности, ценности, формы поведения и отношения к людям. В целом они также связаны с началом серьезных изменений личностного и безличностного плана в психологии ребенка.

Таких моментов в жизни человека, когда происходят глубокие изменения социальной ситуации развития, относительно немного. Это поступление в школу, ее окончание, получение профессии и начало самостоятельной трудовой деятельности, становление семьи, переходы от одного возраста в другой. Понятно, что такие радикальные изменения в жизни человека без внутренних и внешних проблем не обходятся. Если такой перелом наступает в детстве, то задача учителя и родителей заключается в том, чтобы максимально облегчить его для ребенка.

Как это сделать? Психолого-педагогический анализ показывает, что у первоклассников встречаются чаще всего два вида трудностей: выполнение режима и вступление в новые взаимоотношения со взрослыми. Самым распространенным явлением отрицательного характера в это время является пресыщение занятиями, быстро наступающее у многих детей после поступления их в школу. Внешне оно обычно проявляется в невозможности сохранять на должной высоте первоначальный естественный интерес к школе, к учебным предметам.

Для того, чтобы этого не произошло, необходимо включать в действие дополнительные стимулы учебной деятельности. Применительно к детям такие стимулы могут быть как моральными, так и материальными. Моральные стимулы не зря поставлены на первое место, так как в стимулировании детей младшего школьного возраста к изучению они оказываются более действенными, чем материальные. К их числу относятся: одобрение, похвала, постановка в пример другим детям. Важно, внимательно наблюдая за поведением ребенка, вовремя заметить, на что лучше всего  реагирует, и чаще обращаться к формам морального поощрения, связанным с этим. На первых порах обучения в школе желательно исключать или сводить к минимуму какие-либо наказания за плохую учебу. Что же касается материальных поощрений за успехи, то они, педагогически мало результативны и действуют в основном ситуативно. Их можно употреблять, но нельзя ими злоупотреблять.

Первоначально процесс преподавания в младших классах школы строится на основе знакомства детей с главными компонентами учебной деятельности. Умение ребенка самостоятельно сопоставлять результаты выполненных действий с особенностями самих действий свидетельствует о том, что исходные виды самоконтроля в его учебной деятельности уже сформированы. В учебных ситуациях дети осваивают общие способы решения некоторого класса задач, причем воспроизведение этих  способов выступает как основная цель учебной работы. Овладев ими, дети сразу целиком применяют найденные способы решения в конкретных задачах, с которыми они встречаются.

В умении преобразовывать конкретно-практические задачи в учебно-теоретические проявляется наиболее высокий уровень развития в учебной деятельности школьников. Если в младшем школьном возрасте это умение должным образом не сформировано, то в последующем ни прилежание, ни добросовестность не могут стать психологическим источником успешного учения. Необходимость контроля и самоконтроля в учебной деятельности создают благоприятные условия для формирования у младших школьников способностей к планированию и выполнению действий про себя, во внутреннем плане, а также к произвольной их регуляции.

Умственные способности и возможности усвоения учебного материала младшими школьниками  довольно высоки. При правильно организованном обучении дети воспринимают и усваивают больше того, что дает традиционно обычная школа. Первое, чему нужно научить младшего школьника при выполнении домашних заданий, это выделение учебной задачи. Ребенок должен ясно представлять себе, каким способом выполнения задачи ему необходимо овладеть, для чего нужно то или иное задание учебное, чему оно может научить. А для того, чтобы он ясно себе это представлял, учителя должны подходить к процессу обучения не только с педагогической точки зрения, но и с психологической.

Понятие «школьная адаптация».

Понятие «школьная адаптация» используется для описания различных проблем и трудностей, возникающих у детей различного возраста в связи с обучением в школе.

С этим понятием связывают отклонения в учебной деятельности – затруднения в учебе, конфликты с одноклассниками и т.д. Эти отклонения могут быть у психически здоровых детей или у детей с различными нервно-психическими расстройствами, но не распространяются на детей, у которых нарушения учебной деятельности вызваны олигофренией, органическими расстройствами, физическими дефектами. Школьная дезаптация - это образование неадекватных механизмов приспособления ребенка к школе в форме нарушений учебы и поведения, конфликтных отношений, психогенных заболеваний и реакций, повышенного уровня тревожности, искажений в личностном развитии.

Главная причина школьной дезаптации в младших классах связана с характером семейного воспитания. Если ребенок приходит в школу из семьи, где он не чувствовал переживание «мы», он и в новую социальную общность-школу – входит с трудом. Бессознательное стремление к отчуждению, неприятие норм и правил любой общности во имя сохранения низменного «я» лежит в основе школьной дезаптации детей, воспитанных в семьях с неформированным чувством «мы» или в семьях, где родителей от детей отделяет стена отвержения, безразличия.

Другая причина школьной дезаптации младших школьников заключается в том, что трудности в учебе и поведении осознаются детьми в основном через отношение к ним учителя, а причины возникновения дезаптации часто связаны с отношением к ребенку и его учебе в семье.

Уровни адаптации.

Дети далеко не одинаково легко «вживаются» в новые условия. В ходе исследований выявлено три уровня адаптации детей к школе. Зная, их родители могут проверить как происходит этот период привыкания к новой школьной жизни у их сына или дочери.

Высокий уровень адаптации. Первоклассник положительно относится к школе, предъявляемые требования воспринимает адекватно, учебный материал усваивается легко, глубоко и полно овладевает программным материалом, решает усложненные задачи, прилежен, внимательно слушает указания. Объяснения учителя, выполняет поручения без внешнего контроля, проявляет большой интерес к самостоятельной учебной работе, общественные поручения выполняет охотно и добросовестно, занимает в классе благоприятное статусное положение.

Средний уровень адаптации. Первоклассник положительно относится к школе, ее посещение не вызывает отрицательных переживаний, понимает учебный материал, если учитель излагает его подробно и наглядно, усваивает основное содержание учебных программ, самостоятельно решает типовые задачи, сосредоточен и внимателен при выполнении заданий, поручений, указаний взрослого, но при его контроле, бывает сосредоточен только тогда, когда занят чем-то для него интересным(готовится к урокам и выполняет домашнее задание почти всегда), общественные поручения выполняет добросовестно, дружит со многими одноклассниками.

Низкий уровень адаптации. Школьник отрицательно или индифферентно относится к школе, нередки жалобы на нездоровье, доминирует подавленное настроение, наблюдаются нарушения дисциплины. Объясняемый учителем материал усваивается фрагментарно, самостоятельная работа с учебником затруднена, при выполнении самостоятельных работ не проявляет интереса. К урокам готовится нерегулярно, необходимы постоянный контроль, систематические напоминания и побуждения со стороны учителя и родителей, сохраняет работоспособность и внимание при удлиненных паузах для отдыха, для понимания нового материала и решения задач по образцу требуется значительная учебная помощь учителя и родителей, общественные поручения выполняет под контролем без особого желания, пассивен, близких друзей не имеет, знает по именам и фамилиям лишь часть одноклассников.

Для того, чтобы период адаптации прошел у ребенка относительно легко, очень важно, чтобы взаимоотношения в семье были хорошими, отсутствовали конфликтные ситуации и к тому же должен быть у него благоприятный статус в группе сверстников. Неправильные методы воспитания в семье, неудовлетворенность в общении, неадекватное осознание своего положения в группе сверстников, конфликтная ситуация в семье, отрицательный стиль отношения учителя, конфликты между родителями и учителем – все это затрудняет вхождение ребенка в новую полосу жизни.

Признаки успешной адаптации.

Каковы же признаки успешной адаптации?

Первый – удовлетворенность ребенка процессом обучения. Ему нравится в школе, он не испытывает неуверенности и страха.

Второй – насколько легко ребенок справляется с программой. Если школа обычная и программа традиционная, а ребенок испытывает затруднения при обучении, то необходимо поддержать его в трудный момент, не критиковать излишне за медлительность, а также не сравнивать с другими детьми.

Если программа сложная, да еще и предполагает изучение иностранного языка, то учителю начальных классов, учителю иностранного языка и родителям необходимо внимательно следить, не является ли такая нагрузка для ребенка чрезмерной. Лучше ее вовремя откорректировать иначе, последует множество проблем, в частности, проблема со здоровьем. Может быть, в другом классе, с меньшей нагрузкой, ребенок почувствует себя комфортнее?

Важно на первых порах вселить в первоклассника уверенность в успехе, не дать ему поддаться унынию, свыкнуться с мыслью: «У меня ничего не получается», иначе бороться с апатией придется очень долго.

Третий признак успешной адаптации – степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь после предпринятых им попыток выполнить задание самому. Часто родители слишком усердно помогают ребенку, что вызывает порой противоположный эффект: ученик привыкает к совместному приготовлению уроков и не хочет делать их в одиночку. Здесь необходимо обозначить границы помощи и постепенно уменьшать их.

Но самым важным признаком того, что ребенок освоился в школьной среде, является его удовлетворенность межличностными отношениями с одноклассниками и учителем.

Нередко родители ругают ребенка за то, что он поздно возвращается из школы, что ему часто звонят друзья, «не по делу», что слишком много времени у него уходит на прогулки. Однако хорошо бы помнить, что в этот период первоклассник активно устанавливает контакты, ищет свое место в детской среде, учится сотрудничать с другими детьми и принимать их помощь в свой адрес. И ему необходимо помочь в этом непростом деле! От того, какую нишу займет ребенок при распределении социальных ролей, зависит, насколько удачно пройдет его обучение в школе. Вспомним, как тяжело избавиться от имиджа «жадины», или «всезнайки», как много проблем появляется в подростковом возрасте именно потому, что когда-то малышу не удалось проявить себя должным образом.

Особо остановимся на отношениях с учителем. Первый учитель – важный человек не только в жизни ребенка, но и всей семьи. Родителям хорошо бы сразу установить тесный контакт с педагогом, согласовать требования, чтобы ребенок не пострадал от разногласий, прислушаться к советам, предложить помощь в организации праздников и общих дел – любое участие взрослых в школьной жизни пойдет на пользу ребенку, и тогда сын или дочь будут иметь повод гордиться своими родителями. Если родителей не устраивает или им не понятна методика обучения. Любой учитель сделает это охотно, так как он заинтересован видеть в родителях помощников, а не критиков.

От учителя зависит и то, какой сосед по парте достанется ребенку. Это не маловажный фактор успешной адаптации первоклассника: важно, как будут складываться отношения у детей, сидящих вместе. Учащиеся 1 класса в начале учебного года еще не освоили непривычных норм поведения, просидеть 35-45 минут, не отвлекаясь, в этом возрасте достаточно сложно. Учитель должен проводить беседы о том, что надо уважать другого человека, когда он работает; должен стимулировать детей помогать друг другу, не поощрять позицию «моя хата с краю», и кто знает, возможно, именно взаимовыручка и доброе отношение между одноклассниками помогут ребенку в трудный момент.

Известно, что для младшего школьного возраста ведущей деятельностью является учеба. Требования учебной деятельности неизбежно ведут учеников к формированию произвольности  как характеристики всех их психических процессов. Произвольность формируется в результате того, что ребенок ежедневно делает то,  что требует роль ученика: слушает объяснения, записывает, решает примеры, задачи и т.д. Постепенно он учится делать то, что надо, а не то, что ему хотелось бы. Таким образом, школьники учатся управлять своим поведение  (в той или иной степени).

Другое важное новообразование  - рефлексия. Учитель требует от ребенка не только решения задачи, но и обоснования его правильности. Это постепенно формирует у ребенка способность осознавать, отдавать отчет в том, что он сделал, оценить, правильно ли он сделал и почему он считает, что правильно.

В начальный период обучения первоклассникам требует опора на внешние предметы, модели, рисунки. Постепенно они научатся заменять предметы словами, удерживать в голове образы предметов. К окончанию начальной школы учащиеся уже могут выполнять действия про себя, в умственном плане. Это означает, что их интеллектуальное развитие поднялось на  новую ступеньку, у них сформировался внутренний план действий.

Итак, психическая деятельность ученика, окончившего начальную школу, должна характеризоваться тремя новообразованиями: произвольностью, рефлексией, внутренним планом действий.

К концу года первоклассники овладеют следующими общими умениями и способами деятельности.

Познавательная деятельность:

- наблюдать за изменениями, происходящими с математическими объектами при решении учебной задачи, устно описывать результаты наблюдений;

- устанавливать и называть характерные признаки  математических объектов и понятий; сравнивать их по отдельным признакам, выявлять сходства и различия предметов или математических объектов, устно описывать результаты сравнения; объединять по общему признаку, владеть действием классификации;

- использовать простейшие предметные, знаковые или графические модели для решения учебной задачи (фишки, таблицы, рисунки, схемы);

- уметь решать учебную задачу (понимать ее идею, смысл заключенного в ней вопроса; определять известные и неизвестные величины, записывать решение задачи, используя математическую символику).

Речевая деятельность и работа с информацией:

- читать и понимать текст учебника

- владеть грамотной устной и несложной письменной математической речью на уровне, соответствующем возрастным возможностям и способностям первоклассников;

- уметь высказывать предположение и проверять его; формулировать вопросы, давать элементарные обоснования своим суждениям, кратко и точно отвечать на поставленный вопрос;

- владеть простейшими умениями поиска информации (выбор необходимых данных из таблиц, рисунков, схем).

Организация деятельности:

- уметь работать в соответствии с данным образом, выполнять вычисления по изученным алгоритмам;

- определять и называть последовательность учебных действий для решения учебной задачи, отвечать на вопросы: « зачем я это делаю?»; « что и как я буду делать?»;

- соотносить результат своей деятельности с образом, отвечать на вопрос: « такой ли у меня получится ответ?»; владеть действиями контроля и самоконтроля, находить ошибки в своей работе и самостоятельно или с помощью учителя их исправлять;

- владеть умением учебного сотрудничества: работать в парах, совместно обсуждать проблемы, оценить свой вклад в общий результат работы.

 

Список литературы:

1. Дмитриева С. «Гвозди» для школы. ТОП-10 навыков будущего первоклассника». - Москва, 2020. - 105 с.

2. Анисимова Т.Б. Подготовка ребенка к школе. - Ростов-на-Дону: Проф-Пресс, 2004.  - 288 с.

3. Мурашова Е.В. Ваш непонятный ребенок: Психологические проблемы ваших детей. - Москва: Дрофа, 2002. - 412 с.

4.  Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога - Москва: Просвещение, 1996. - 352 с.

 

. . . . .