Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Формирование личностных УУД через включение обучающихся в конкурсное движение в рамках реализации ФГОСв рамках реализации ФГОС

Дата публикации: 2023-11-25 20:30:32
Статью разместил(а):
Грищенко Алена Игоревна

Формирование личностных УУД через включение обучающихся в конкурсное движение в рамках реализации ФГОС

Автор: Грищенко Алена Игоревна

МКОУ "Новокузьминская ООШ", Ордынский район Новосибирской области

 

Аннотация: Актуальность исследования проблемы творческого развития личности в учебно-воспитательной деятельности обусловлена качественными изменениями потребности общества в подготовке творчески мыслящих людей, обладающих нестандартным взглядом на проблемы, владеющих навыками исследовательской работы. Вопрос о путях, возможностях, средствах развития творческих способностей учащихся младших классов до сих пор остается предметом острых дискуссий в психолого-педагогической науке. 

Ключевые слова: творческие способности, младшая школа, развитие личности, образовательная среда, креативное мышление, эмоциональное развитие, уроки творчества, воспитание, конкурс.

Тематическая рубрика: Начальная школа.

 

С психологической точки зрения младший школьный возраст является сензитивным периодом для развития творческих способностей. Дети младшего школьного возраста чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. Взрослые, поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют расширению детского опыта. А накопление опыта и знаний - это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности.

Современное общество и его требования к образовательной и воспитательной деятельности все больше концентрируется на личности ребенка. Именно развитие его индивидуальных качеств и способностей, формирование его как человека способного быть творцом и автором своей жизни. Исходя из этого Министерство образования РФ ведет постоянную работу по совершенствованию среды обучения и воспитания детей и регламентирует построение процесса через субъектную позицию обучающегося, так, например, если проанализировать даже просто лексическую сторону ФГОС НОО, то корень слова «личность» встречается 22 раза, что подтверждает необходимость обращения всего педагогического процесса к формированию личностных универсальных учебных действий ребенка.

Важность развития творческих способностей не ограничивается лишь педагогическим опытом, хотя тот, безусловно, является фундаментом для успешной реализации этой задачи. Научные исследования в области психологии и педагогики подтверждают, что развитие творческих способностей оказывает существенное воздействие на общий уровень развития личности ученика.

Психологические аспекты этого вопроса подчеркивают важность творчества для развития логического, аналитического и критического мышления у детей. Творческий подход в образовании способствует формированию у учеников умения генерировать новые идеи, находить альтернативные решения, а также решать проблемы творческими методами. Также научные исследования в педагогике показывают, что учащиеся, активно развивающие свои творческие способности, проявляют повышенный интерес к учебному процессу и более успешно адаптируются в различных образовательных и социальных средах.

Особое внимание уделяется важности интегрированного подхода к развитию творческих способностей. Обнаружено, что взаимодействие урочных и внеурочных форматов позволяет создать более благоприятную среду для полноценного раскрытия творческого потенциала учеников. Интегрированный подход способствует более глубокому усвоению знаний и формированию устойчивых творческих навыков. 

В своей педагогической практике по формированию этих способов действий я выбрала стратегию включения обучающихся в конкурсное движение различной направленности, так как оно позволяет учащимся достичь значимых результатов в самоопределении, нравственно-эстетической ориентации, смыслообразовании. С первых дней в начальной школе я мотивирую и привлекаю детей к участию в олимпиадах, творческих конкурсах, научно-практических конференциях, смотрах, соревнованиях, это дает возможность наглядно увидеть и понять в первую очередь самому ребенку его сильные стороны и наметить дальнейшие пути развития.

Параллельно я решаю задачи по усовершенствованию знаний и умений, приобретенных на уроках; расширению кругозора обучающихся; развитию творческих и интеллектуальных способностей обучающихся. Это находит отражение в достигнутых результатах (лауреаты, победители, призеры) в региональных конкурсах: «Разговор о правильном питании», «Красота божьего мира – 2022», в муниципальных конкурсах: «Пасхальное чудо», «Город мастеров», «Народные промыслы», «Осенний натюрморт», «Мягкая игрушка», «Добрая зебра», викторина «По сказкам Г.Х. Андерсена», «ларец новогодних поделок», «Знание государственной символики», также активно привлекаю к участию в олимпиадах на образовательных порталах.

В формировании личностных УУД мне также помогает игровая технология, на основе элементов которой я организовываю конкурсные мероприятия на уровне класса и школы в рамках декад по предметам, тематических праздничных дат. Такие инициативы позволяют обучающимся в очном формате получить опыт взаимодействия по достижению творческой или интеллектуальной задачи в паре или группе со знакомыми или нет детьми. Наибольший интерес вызывают такие формы организации как квест, квиз, викторина, интеллектуальная дуэль, деловая игра, смотр-выставки.

Я веду деятельность привлечению в конкурсное движение не только с одаренными детьми, а со всеми учениками класса, так как считаю, что в каждом ребенке есть талант, который можно развить. И для этого я использую технологию «Портфолио», как способа фиксирования, накопления и аутентичного оценивания индивидуальных результатов. В конце года мы с ребенком анализируем его достижения, выделяем в каких видах деятельности он достиг высоких показателей, а в каких нет, затем составляем его индивидуальный маршрут развития, но стоит сказать, что эту работу я повторяю и в сентябре следующего года, чтобы укрепить в обучающемся позицию деятеля и понимание необходимости развития его личностных качеств.

Все вышеперечисленное позволяет мне утверждать, что выстроенный мной процесс обучения и воспитания базируется на личностно-ориентированном подходе, так как он фокусирует внимание на понимании уникальных особенностей каждого ученика и использовании их в качестве основы для создания планов развития. Содержанием моей работы стало помощь школьнику в выстраивании собственной личности и определении собственной личностной позиции в жизни; выбор значимых для ребенка ценностей и овладение им определенной системой знаний; выявление интересующих научных и жизненных проблем и освоение способов их решения; открытие рефлексивного мира собственного «Я» и умение управлять им.

Включение обучающихся в конкурсное движение позволяет мне формировать осознанность действий и ответственность за будущий результат, умение делать нравственный выбор и давать оценку, мотивацию к интеллектуальной и творческой деятельности. Я могу это утверждать, так как мной ежегодно проводились диагностические процедуры определения уровня развития личностных универсальных учебных действий, за основу я брала методики Т.А. Нежновой, А.Л. Венгера, Д.Б. Эльконина, Э. Туриэлю в модификации Е.А. Кургановой и О.А. Карабановой, Ж. Пиаже и др.

Результаты показывают положительную динамику уровней осознания, исследования и принятия жизненных ценностей и смыслов, ориентированности в нравственных нормах, правилах, оценках, выбора своей жизненной позиции в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего. Также подтверждением правильности выбранного пути являются не только высокие достижения обучающихся в конкурсных мероприятиях, но и положительная динамика качества обучения, 100% успеваемость написания Всероссийских проверочных работ, поступление моих выпускников в средне-специальные и высшие учебные заведения, исходя из выявленных нами личностных качеств и способностей еще на начальном этапе обучения.

Участие в конкурсном движении позволяет не только для обучающихся проявить себя, развить свои таланты и формировать личностные универсальные учебные действия, но и способствует созданию имиджа нашего учреждения на рынке образовательных услуг в условиях реально существующей здоровой конкуренции, поэтому моя деятельность была не раз отмечена благодарственными письмами администрации школы и органами управления образования.

Современному обществу нужны образованные, нравственные, творческие люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения. Формирование творческой личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать жизненные проблемы, закладывается в младшем школьном возрасте и является условием последующего развития личности человека, его успешной творческой деятельности. Творчески мыслящий человек способен быстрее и экономичнее решать поставленные перед ним задачи, эффективнее преодолевать трудности, намечать новые цели, то есть, в конечном счете - наиболее эффективно организовать свою деятельность при решении задач, поставленным перед ним.

Творчество - есть выход за пределы традиции и стереотипов. Таким образом, изучение проблемы творчества в настоящее время приобретает комплексный характер и представляет собой важную область исследований.

 

Список литературы:

1. Головачева Н.О. Формирование и развитие творческих способностей учащихся в младших классах: программа, методические рекомендации, практикум / Н.О. Головачева, Е.В. Головина. – М.: Просвещение, 2015.

2. Горячева Е.П. Психологические особенности развития творческих способностей учащихся младших классов // Образовательные технологии и общественные процессы: проблемы и перспективы развития: материалы второй Международной научно-практической конференции. – Ульяновск, 2017. – С. 52-59.

3. Гусева Г.Н. Развитие творческих способностей младших школьников на уроках математики // Начальная школа. – 2018. – № 2. – С. 71-76.

4. Донмашева Л.А. Теоретико-методические основы развития творческих способностей учеников младших классов на уроках изобразительного искусства // Профессиональный потенциал учителя-художника в формировании творческой культуры личности учащихся: материалы V Международного семинара. – Ульяновск, 2020. – С. 80-85.

5. Ильин А.В. Психолого-педагогические условия развития творческих способностей учащихся младших классов // Инновационные технологии и образование: опыт, проблемы, перспективы: материалы Международной научно-методической конференции. – Санкт-Петербург, 2019. – С. 166-173.

6. Ктулхина Л.А. Методика развития творческих способностей учащихся младших классов на уроках литературного чтения / Л.А. Ктулхина, О.Г. Шатова // Международный научный журнал «Известия высших учебных заведений. Педагогика и психология». – 2020. – Т. 23. – № 1. – C. 47-53.

7. Лебедева А.В. Развитие творческих способностей учащихся младших классов на уроках технологии / А.В. Лебедева, Н.Н. Никулина // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 3. – С. 84-89.

8. Медникова Е.А. Подготовка педагогов к развитию творческих способностей учащихся младших классов // Теоретическая и прикладная психология. – 2019. – Т. 9. – № 1. – С. 109-115.

9. Михайлова И.Е. Технологии развития творческих способностей учащихся младших классов // Молодежь и наука: актуальные проблемы и перспективы развития – 2020: сборник научных статей. – Новосибирск, 2020. – С. 148-156.

10. Петров Б.А. Развитие творческих способностей учащихся младших классов в процессе физического воспитания // Физическое воспитание студентов: проблемы и пути их решения: материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Муром, 2018. – С. 118-123.

 

. . . . .