Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Изучение темы "Природные зоны России" с использованием технологии проектно-исследовательской деятельности

Дата публикации: 2023-11-09 21:55:24
Статью разместил(а):
Садовая Екатерина Сергеевна

Изучение темы "Природные зоны России" с использованием технологии проектно-исследовательской деятельности на уроках окружающего мира в начальной школе.

Автор: Садовая Екатерина Сергеевна

ГБОУ "Школа № 1905", г. Москва

 

Аннотация: В статье описан способ активизации творческого потенциала личности учащихся в процессе изучения темы «Природные зоны России» в начальной школе. Представлена памятка-инструкция для работы по развитию проектно-исследовательской деятельности учащихся как совместной учебно-познавательной, творческой деятельности, имеющей общую цель и согласованные способы деятельности, направленные на достижение общего результата.

Ключевые слова: проектно-исследовательская деятельность, окружающий мир, природные зоны России.

Тематическая рубрика: Начальная школа.

 

Изучение предмета «Окружающий мир», интегрирующего знания о природе, предметном мире, обществе и взаимодействии людей в нём, соответствует потребностям и интересам детей младшего школьного возраста и направлено на достижение главной цели - формирование целостного взгляда на окружающий мир.

Взаимосвязь неживой и живой природы, всех ее компонентов, роль человека в природе — именно эти мировоззренческие идеи ярко демонстрирует содержание темы «Природные зоны России». Знакомство с ней играет важную роль в достижении основной цели изучения предмета «окружающий мир» — создание у младшего школьника образа целостной картины мира.

Психолого-педагогические исследования показывают, что формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает готовое знание, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие» им нового знания.

Активное применение проектно-исследовательских технологий на уроках позволяет формировать у учащихся все виды ключевых компетенций, что, в свою очередь, говорит о положительном системном эффекте в образовательно-воспитательной деятельности.

В основу методов проектов положена идея о том, что учебно-познавательная деятельность школьников направлена на результат, который получается при решении практической или теоретической значимой проблемы.

В процессе изучения темы «Природные зоны России» я предлагаю ученикам подробную памятку-инструкцию, использование которой позволяет формировать у детей первоначальные навыки проектно-исследовательской деятельности.

«Дорогой друг!

Сейчас мы изучаем природные зоны России. Знания о них можно получать в готовом виде, но гораздо интереснее их добывать самому! Я предлагаю тебе стать настоящим исследователем того, каковы же особенности неживой природы каждой природной зоны и как они влияют на растения, животных и человека, создавать проекты и делиться своими открытиями с друзьями. 
Предлагаю памятку, которая поможет в работе над проектом. 
Алгоритм разработки проекта таков: проблема – цель – результат. 
Проект ты можешь выполнять сам и в группе с товарищами. 

Этапы работы над проектом. 

1. Выбор темы. 
Тема – предмет рассмотрения. Это то главное, о чём сообщается, что обсуждается, исследуется, изображается. 

2. Формулировка темы (Ты можешь выбрать ту природную зону России, которая тебя наиболее заинтересовала).
· Особенности растительного и животного мира зоны арктических пустынь России. 
· Особенности растительного и животного мира зоны тундры России. 
· Особенности растительного и животного мира зоны тайги России. 
· Особенности растительного и животного мира зоны широколиственных лесов. 

3. Определение цели проекта. 

Цель – это то, к чему стремятся, чего хотят достичь, что нужно осуществить, решить; это главная задача. Но для того, чтобы была решена эта главная задача (то есть была достигнута цель), нужно много всего выполнить, нужно решить много разных задач. 

Формулировка цели – это одно предложение, являющееся ответом на вопрос: зачем нам нужен этот проект? 
Обычно формулировка цели начинается с таких слов: «узнать», «выяснить», «обобщить», «разработать» (например, разработать 
алгоритм …), «расследовать», «создать», «сравнить», «нарисовать», «сочинить». 

4. Постановка задач проекта. 

Задача – это то, что необходимо решить, выполнить. В задачах определяется, как достичь цели. В формулировках задач выражается то, что надо сделать по порядку, чтобы достичь цели. Обычно формулировка задач начинаться с таких слов: «изучить», «собрать информацию», «выяснить», «выявить особенности», «подготовить», «придумать», «рассказать», «найти», «составить», «создать», «нарисовать», «определить роль (значимость)», «освоить алгоритм …», «сделать вывод».

5. Высказать одну или несколько гипотез. 

Гипотеза – это предположение, догадка, ещё не доказанная и не подтверждённая опытом. 
Обычно гипотезы начинаются такими словами: «предположим, что …», «допустим, что…», «возможно, что…», «что, если …». 
Если гипотез несколько, то их надо пронумеровать: самую важную поставить на первое место, менее важную - на второе и т. д. 
Варианты гипотез к проекту «Особенности растительного и животного мира зоны арктических пустынь России». 
1. Мы предполагаем, что растения и животные приспособились к условиям окружающей среды. 
2. Если повлиять хотя ты бы на одно звено цепи взаимоотношений живой и неживой природы, произойдут необратимые изменения. 

Желаю тебе удачи!»

Данный методический прием обучения в сочетании различными формами работы (индивидуальной, парной, групповой) позволяет формировать у учащихся все виды ключевых компетенций, способствуют развитию интереса младших школьников к изучению природы и созданию у младшего школьника образа целостной картины мира.

 

Список литературы:

1. Смирнова М.С., Потапов И.В. Использование элементов проблемного обучения на уроках по курсу «Окружающий мир» // Вестник МГПУ. Серия Педагогика и психология. 2009. № 3(9).

2. Смирнова М.С. Проблемное обучение на уроках окружающего мира // Начальная школа. 2016. № 4.

3. Плешаков А.А. Окружающий мир. 4 класс. Учебник. 16-е издание, переработанное: в 2 частях // Москва. Просвещение. 2023 (Школа России).

 

. . . . .