Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Школа начальная - главная самая или ... знаю как …

Дата публикации: 2023-11-08 17:34:21
Статью разместил(а):
Отменова Анна Юрьевна

Школа начальная - главная самая или ... знаю как …

Автор: Отменова Анна Юрьевна

ГБОУ "Школа № 1368", г. Москва

 

Аннотация: В этой статье говорится о проектной деятельности, посвященной рукоделию, как возможности совмещения внеклассной работы с приятным времяпрепровождением.

 

Каждый год перед учителями начальных классов встает вопрос: "Какие подарки делать с детьми на праздники 23 февраля и 8 марта?" Не хочется в очередной раз вырезать цветы из бумаги и рисовать ракеты. Хотелось сделать такие подарки, которые действительно порадуют мам и пап. А так как лучший подарок от ребёнка - подарок, сделанный своими руками, мы с детьми решили заняться рукоделием.

Рукоделие - это не только умение что-то делать своими руками, но и хороший способ отдыхать интересно.

В классе собрался коллектив девочек, которые любили заниматься вязанием и вышиванием на переменах и в часы отдыха в группе продленного дня. Даже мальчишки просили показать им приемы вышивания и радовались, когда получалась, хотя бы маленькая, часть узора. Ребята начали понимать, что мелкая кропотливая работа лучше всего поможет забыть все неприятности и трудности рабочего дня и вернет хорошее настроение. А ученые доказали, что мелкая моторика развивает не только детские пальчики, но и головной мозг.

 Мы стали собирать и изучать информацию о рукоделии.

Начали мы с семьи. Дети рассказали, какими видами рукоделия занимаются их мамы, бабушки и другие члены семьи. Среди хобби были: вязание, вышивание, макроме, бисероплетение.

Затем я попросила принести книги о видах рукоделия. Ребята принесли книги как современных изданий, так и уже достаточно старых, что подчеркивало их ценность. Было приятно, что некоторые посетили библиотеку в поисках нужной литературы. Конечно же, добывая информацию, мы не могли не заглянуть на страницы интернета.

После того, как  мы узнали, какие виды рукоделия существуют и какие материалы можно использовать, нам оставалось выбрать для себя вид работы. Так как это были дети второго класса, то хотелось подобрать им изделие, которое не потребует много времени для получения готового результата, но и даст детям возможность найти в себе такие качества как усидчивость, аккуратность, креативность.

Моим восьмилетним ученикам было интересно изготовить какую-нибудь игрушку. Я подобрала материал о том, как и из чего делали кукол для детей в деревнях. Так же я рассказала ребятам про кукол мартиничек: «Раньше эти куклы являлись неизменным атрибутом обряда «закликания весны», в которых в основном участвовала молодежь и дети. Кукол вязали парами: из белых ниток – символ уходящей зимы, из красных – символ весны и жаркого солнца. Такие пары куколок развешивали на ветвях деревьев во дворах домов»  

История происхождения кукол «мартиничек» помогла нам определиться с выбором изделия. Так, мы стали заниматься рукоделием на уроках художественного труда и в свободное от уроков время. 

Детей увлек процесс создания «мартиничек». Ученики второго класса делали кукол своими руками, используя только нитки и ножницы. Эти занятия проходили особенно интересно, т.к. проводить их мне помогали две ученицы нашего класса. Девочки творчески подошли к этому делу. Продемонстрировав готовые варианты кукол, которых сделали заранее, они четко проговаривали каждый этап работы, следя за тем, чтобы все дети выполняли работу одновременно. Благодаря тому, что занятия проводились нетрадиционно, дети-ученики чувствовали себя более раскрепощенно, а дети-«учителя» понимали всю ответственность, возложенную на них. 

После того, как дети приобрели определенный навык работы с нитками и стали «мастерами» по изготовлению «мартиничек», нами была устроена выставка «Включаем не только голову, но и руки, или о пользе рукоделия» в начальной школе и был представлен проект по рукоделию. 

А родителям мы сделали замечательные подарки - брелки в виде кукол «мартиничек». Дети проявили интерес к скрупулезной работе, что, учитывая их активный нрав, тоже можно считать достижением.

Наш проект был отправлен на различные конкурсы. Мы получили диплом на "Ярмарке идей на Юго-Западе!" в номинации "За оригинальность проекта", а также стали лауреатами фестиваля «Родная Земля», завоевав золотые медали.

На следующий учебный год мы с детьми уже точно знали, как будем проводить внеклассные занятия и чем будем заниматься. Но так как это уже был "взрослый" третий класс, то и тематику мы выбирали более чем серьезную: выбор будущей профессии. Перед детьми был поставлен вопрос: Может ли рукоделие стать профессией? В ходе обсуждений и изучения различной информации мои ребята пришли к такому выводу: кому-то рукоделие поможет раскрыть в себе таланты: быть может, он прирожден, быть портным или мастером handmade (от англ. Сделано своими руками). Ручная работа несет в себе качество, эксклюзив, тепло человеческих рук, красоту. А что может быть прекраснее, чем связать свою профессию с красотой и оригинальностью.

Ученики третьего класса изготавливали цветы из тканей разного вида путем сшивания нескольких деталей в единое целое.

Начиная работу, каждый для своего изделия выбирал ткань самостоятельно. Надо отметить, что для более яркой работы необходимо было подобрать несколько цветов ткани, учитывая цветовую гармонию. После этого работа шла поэтапно, т.к. один цветок состоял из нескольких отдельно сшитых деталей, соединенных в единое целое.

На первом этапе мы вырезали пять кругов одного размера. Затем, сложив каждый  круг пополам, мы прошивали его иголкой с ниткой (надо отметить, что знакомство с видами швов велось заранее), стягивая ткань, чтобы образовался лепесток и, не обрывая нитки, начинали сшивать следующий лепесток. И так все пять лепестков. Далее сшивали все части, плотно прижимая готовые лепестки друг к другу.

Особый акцент делался на центр изделия. Мы использовали бусины, нарядные пуговицы, бисер.  

С каждым разом ребята работали с большим интересом, так как изделия становились сложнее, ярче и оригинальнее. Используя приобретенные навыки, каждый ученик создал свою композицию: эти цветы оживили лесной пруд, стали украшением для сумки, аксессуарами для одежды, букетами в вазе. В заключение нами было сделано панно в виде корзины, куда каждый прикрепил свой цветок, внеся частичку своего труда в общее дело.

В заключение работы в школе опять была организована выставка под названием «Мастера  hand made» и представлен проект «Рукоделие – путь к профессии».

Также с проектом мы прошли в окружной тур «Ярмарки идей на Югозападе», где получили диплом в номинации «Оригинальное решение», и вновь стали лауреатами фестиваля «Родная Земля» с золотыми медалями.

В результате работы над проектом дети узнали много нового об истории рукоделия, о процессе изготовления и особенностях собственноручных изделий, о рукоделии как профессиональном выборе. И, возможно, кто-то из ребят им воспользуется.

А еще эти цветы украсили праздник, посвященный Женскому дню. Во первых при исполнении песни «Почему на голове не растут цветочки?» дети использовали цветы в качестве реквизита. А во вторых, каждая мама получила в подарок эксклюзивную брошь, сделанную её маленьким «дизайнером» .      

Мне, в свою очередь, было приятно видеть горящие глаза детей не от монитора компьютера, а нескрываемого восторга от нашей совместной творческой работы. Даже самые неусидчивые шалуны старались сделать свою поделку особенной, вкладывали в неё частицу души.

А что для учителя может быть приятнее, чем радостные и счастливые дети?

 

. . . . .