Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Развитие критического мышления младших школьников

Дата публикации: 2023-11-03 18:41:30
Статью разместил(а):
Усачёва Марина Владимировна

Развитие критического мышления младших школьников

Автор: Усачёва Марина Владимировна

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 11», г. Новосибирск

 

Аннотация: В статье раскрываются значение и актуальность применения технологии развития критического мышления, начиная с младших классов. Подробно описаны 3 стадии урока по ТРКМ и проведен сравнительный анализ с традиционным уроком.

Ключевые слова: развивающееся мышление, информационная компетентность, социальная ответственность, умение слушать других.

Тематическая рубрика: Начальная школа.

 

Рецензия на статью "Развитие критического мышления младших школьников" Усачёвой Марины Владимировны

Статья представляет значимость и актуальность применения технологии развития критического мышления среди младших школьников. Автор подробно описывает трехэтапный урок по Технологии развития критического мышления (ТРКМ) и проводят сравнительный анализ с традиционным уроком.

Статья хорошо структурирована, что позволяет легко ориентироваться в тексте и сосредоточить свое внимание на конкретных моментах. Автор использует ясный и легко читаемый язык, что делает статью доступной для широкой аудитории.

Автор правильно подмечает, что младший школьный возраст представляет благоприятную возможность для стимулирования умения и желания учиться. Однако, по мере перехода во второй и третий классы, дети часто теряют интерес к учебной деятельности, их старательность снижается, а позиция школьника перестает быть привлекательной. В статье предлагается, что развитие школьников может быть более эффективным, если учебный процесс соответствует их зоне ближайшего развития, вызывает положительные эмоции и основывается на взаимодействии с доверительным педагогом.

В статье также правильно подчеркивает социальный аспект критического мышления. Авторы отмечают, что мысли становятся более точными и развиваются, когда они обсуждаются с другими людьми.

В статье приводятся примеры из опыта работы автора по данной тематике и примеры заданий для учащихся, иллюстрирующих применение рассматриваемой технологии на уроках.

Основываясь на представленной информации, статья "Развитие критического мышления младших школьников" предлагает ценные перспективы и методы для внедрения данной педагогической стратегии. Она поддерживает использование технологии развития критического мышления и объясняет, как эта методика может повысить мотивацию учащихся, развить их социальную ответственность и информационную компетентность.

В целом, статья предлагает полезные рекомендации и показывает, как данная методика может способствовать развитию учеников в различных аспектах. Статья рекомендована как для специалистов, так и для родителей обучающихся.

Рецензент: Главный редактор журнала "1 сентября" Алексеев Александр Борисович.

 

Младший школьный возраст благоприятен для того, чтобы заложить основу для умения, желания учиться. В 1 классе у детей сохраняется положительное отношение к учению. Однако, постепенно, ко 2-3 классу отношение меняется. Начинают тяготить школьные обязанности, уменьшается старательность уче­ников, позиция школьника теряет свою привлекательность, падает интерес к учебной деятельности.

Развитие школьника будет более интенсивным и результативным, если он включен в деятельность, соответствующую зоне ближайшего развития, если учение будет вызывать положительные эмоции, а педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса будет доверительным.

Критическое мышление - это оценочное, рефлексивное, развивающееся мышление путем наложения новой информации на жизненный личный опыт. Применение технологии развития критического мышления через чтение и письмо дает детям четкий алгоритм работы с любым научно-познавательным текстом, повышает социальную ответственность, способствует развитию мышления и творчества. Создает условия для мотивации, формирования чувства времени, активности познающего. Дает право на риск, на ошибку. Воспитывает уважение к окружающим. Подчеркивает ценность опыта каждого. По-новому учит работать с информацией, формируя информационную компетентность учащихся.

Кроме того, критическое мышление есть мышление социальное. Всякая мысль отта­чивается, когда ею делятся с другими, и, как тонко подметила философ Ханна Арендт, «совершенство может быть достигнуто только в чьем-то присутствии». Поэтому, работая в русле развития критического мышления, всегда стараюсь ис­пользовать на своих занятиях всевозможные виды парной и групповой работы, а также различные виды письменных работ учащихся, уделяю большое внимание выработке качеств, необходимых для продуктивного обмена мнениями: терпи­мости, умения слушать других, ответственности за собственную точку зрения.

В основе ТРКМ лежит базовая модель, состоящая из трех фаз: вызов, ос­мысление и рефлексия. Исследователи утверждают, что такая структура урока соответствует этапам человеческого восприятия: сначала ребенку необходимо настроиться, вспомнить, что ему уже известно по данному вопросу, затем по­знакомиться с новой информацией, потом подумать, для чего ему эти знания и где их можно применить.

Если проанализировать три описанные стадии с точки зрения традиционного урока, то становится очевидным, что они не представляют исключительной новизны для учителя. Они почти всегда присутствуют, только называются иначе. Вместо «вызова» более привычно для учителя звучит: введение в проблему или актуализация имеющегося опыта и знаний учащихся. А «осмысление» - это часть урока, посвященная изучению нового материала. И третья стадия «рефлексии» есть в традиционном уроке - это закрепление материала, проверка усвоения.

В чем же различия? Что принципиально нового несет технология критиче­ского мышления? Элементы новизны содержатся в методических приемах, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности. Их достаточно много. Например, кластер.

При изучении темы в центре листа учащиеся записывают ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ, затем ребята в течение 1-2 минут фиксируют все, что им известно о данном предмете. После, в форме игры «Аукцион знаний» нужно назвать записанные сведения, факты, не повторяя ранее сказанного. Все фиксирую на доске. Белым мелом учитель записывает все, что знают дети, а то, что узнают в течение урока, записывается цветным мелом. Таким образом, составляем список идей. Систематизируем материал в виде кластера (пучок, созвездие), который показывает несколько различных типов связей между объектами и явлениями, позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Кластер охватывает большее количество информации, чем при обычной письменной работе, помогает систематизировать информацию, экономит время.

Прием «тур по галерее» проводится при помощи сюжетно-ролевой игры, что еще больше повышает интерес учащихся к заданию.

На каждой стадии урока я использую опреде­ленные приемы работы, которые помогают вклю­чить учащихся в совместную деятельность.

На фазе вызова это - рассказ-предположение по ключевым словам, по заголовку; графическая систематизация материала (кластеры и таблицы), верные и неверные утверждения, перепутанные логические цепочки, словарная работа, рассматривание иллюстраций. На стадии осмысления использую методы активного чтения (стратегия «Чтение с остановками»), прием «Дерево предсказаний». На стрелочках - линиях соединения - школьники записывают объяснения своим версиям. Таким образом, они учатся аргументировать свою точку зрения, связывать свои предположения с данными текста. Тема, которая записывается в «стволе», должна содержать вопрос, адресованный в будущее, например, «Чем закончится рассказ?», «Спасется ли главный герой?», «Почему мальчик Петя все падает и падает?» и другие. Детям очень нравится составлять «дерево предсказаний». При использовании этого приема необходимо помнить следующее: не стоит использовать прием больше одного раза на уроке; все версии должны быть аргументированы, основываться на предложенном тексте, а не на своих домыслах, фантазиях; после прочтения текста дети возвращаются к своим предположениям и смотрят, какие из них сбылись, а какие - нет и почему.

На этапе проверки первичного восприятия важно проверить эмоциональную реакцию детей на произведение и их понимание общего смысла произведения. Самый удобный способ, на мой взгляд, это беседа. Важно помнить, что число вопросов обращенных к детям должно быть не велико - три-четыре, не более. При этом не включаю в беседу вопросы, выясняющие подтекст произведения. Например, обращаюсь к детям с такими вопросами:

Понравилось ли вам произведение?

Что особенного понравилось?

Когда было страшно?

Что вызвало смех? Когда героя жалко?

Ответы детей показывают качество восприятия произведения и служат ориентиром для анализа произведения. Часто беседу завершаю проблемным вопросом. Поиск ответа на него делает анализ произведения естественным и необходимым процессом. Ответы на проблемный вопрос могут быть разными, но именно этот факт и влечет за собой чтение и обдумывание текста.

Большое значение стала придавать этапу рефлексии и домашнему заданию. На стадии рефлексии представляются важными не только логические умозаключения, но и эмоциональные переживания. Использую как устные, так и письменные приемы проведения рефлексии. Например:

■  Упражнение «От обратного» - предлагаю детям выполнить следующее задание: Что было бы, если ...;

■   Упражнение «Синквейн»;

■   Составление словаря по тексту произведения;

■   Написание сочинений.

Использование таких заданий позволяет детям четче формулировать свои мысли, лучше запоминать изученное. На всех стадиях использую как индивидуальные, так и групповые формы работы. В течение урока обязательно поощряю работу каждого ребенка, выслушиваю всех, никогда не критикую личные мнения детей.

Развивая способность к критическому мышле­нию, можно добиться улучшения мыслительной деятельности. Поэтому за основу построения этапов работы я взяла технологию развития критического мышления через групповую работу. Работа в группе проходит под девизом: "Учиться и убеждать других членов группы учиться". При работе в группах у детей появляется внутренняя мотивация учения, высокая способность видения ситуаций с других пер­спектив. Принципиально важно в этой технологии выделение трех обязательных стадий работы. Такое построение этапов работы позволяет сделать развитие мышления школьников управляемым процессом. Методы и приемы этой технологии я использую в сво­ей работе третий год.

Я пришла к выводу, что приемы учебной работы, которые существуют в технологии, являются важным средством развития критического мышления. А ученик, мыслящий критически, всту­пает в активную деятельность, выполняя различные мыслительные операции - анализ, синтез, обобще­ние. Методы и приемы технологии развития крити­ческого мышления формируют самостоятельность мышления, развивают мыслительную деятельность учащихся начальной школы, формируют умение аргументировано высказываться, задавать разумные вопросы, делать логические умозаключения.

Методы и приемы технологии способствуют лучшему запоминанию изученного материала; ак­тивизируют деятельность учащихся на уроке; фор­мулирование вопросов развивает познавательную деятельность.

Различные формы рефлексии развивают способ­ность формулировать мысли; помогают лучше понять причины явлений.

В проводимых мною уроках решаются многие проблемы: мотивация учения; выделение и усвоение главного, существенного в материале; максимальная реализация развивающего потенциала предмета; сотрудничество учителя и ученика, сотрудничество между учениками; поддерживается активность на уроке; создается атмосфера уважения любого мнения; возможность выслушать других и быть услышанным.

 

Список литературы:

1. Выготский Л.С. Психология. – М., 2000.

2. Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя. – М., 2004.

3. Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. – СПб., 2003.

4. Загашеев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. - СПб., 2005. 

5. Клустер Д. Что такое критическое мышление / Дэвид Клустер. Критическое мышление и новые виды грамотности. – М., 2005.

6. Лук А.Н. Психология творчества. – М., 1978.

7. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М., 1992.

8. Халперн Д. Психология критического мышления. — СПб.,  2000.

 

. . . . .