Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Современное учебное занятие в начальных классах: методические подходы и требования к проектированию урока

Дата публикации: 2023-11-02 16:19:29
Статью разместил(а):
Прутовых Елена Камзуловна

Современное учебное занятие в начальных классах: методические подходы и требования к проектированию урока

Автор: Прутовых Елена Камзуловна 2128 00
МБОУ «Копьевская СОШ с углубленным изучением отдельных предметов»

 

Тема образования и обучения всегда актуальна и важна, поскольку она касается будущего нашей страны и ее граждан. Вместе с тем, в настоящее время мы сталкиваемся с быстрым технологическим развитием, изменением социальных условий и изменением потребностей учащихся. Именно поэтому   тема «Современное учебное занятие в начальных классах: методические подходы и требования к проектированию урока» особенно важна.

Целью моей статьи, является рассмотрение современных методических подходов и требований к проектированию урока для начальных классов, что поможет учителям организовать более эффективное и интересное обучение.

«Современный урок - это, прежде всего урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, её активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования её нравственных основ» - сказал Ю.А. Конаржевский.

При проектировании уроков в начальной школе необходимо учитывать требования ФГОС НОО 2021 года, которые указывают на важность создания учебного процесса, который стимулирует развитие ребенка, развивает его способности, интересы и ценности.

Основными целями учебного занятия в начальной школе являются:

· Развитие познавательной активности ребенка

· Развитие коммуникативных и социальных навыков

· Развитие творческого потенциала и воображения

· Формирование положительного отношения к учению.

К основным видам учебных занятий относятся:

· Урок изучения нового материала

· Комбинированный урок

· Урок обобщения и систематизации изученного

· Урок проверки и оценки знаний.

Основные проектируемые компоненты современного учебного занятия:

· определение цели,

· отбор содержания,

· проектирование системы учебных задач,

· выбор форм организации учебной деятельности на всех этапах урока.

Учебное занятие состоит из этапов. На всех этапах учебного занятия организуется учебная деятельность. Учебная деятельность представляет собой систему задач.

Что же такое учебная задача и учебное задание?

· Учебная задача- задача, требующая от учащихся открытия и освоения общего способа (принципа) решения широкого круга частных практических задач.

· Учебные задачи воплощаются в учебных заданиях

· Учебное задание - средство реализации содержания образования и формирования деятельности обучающихся.

Рассмотрим проектирование учебной деятельности на этапах комбинированного урока.

Этапы комбинированного урока и учебная деятельность

2128 01

На каждом этапе учебного занятия осуществляется организация разных видов и форм учебной деятельности, нацеленных на формирование планируемых результатов обучения и наличие обратной связи.

Для достижения этих целей необходимо использовать современные методические подходы к проектированию уроков.

Одним из методических подходов к проектированию урока в начальных классах являются интерактивные методы.

Интерактивные методы обучения включают в себя фронтальную, групповую, и индивидуальную работу.

· Фронтальная работа – это работа учителя со всей группой, где ученики могут задавать вопросы и получать ответы.

· Групповая работа предполагает работу учеников в малых группах, где они могут обмениваться идеями, делиться опытом и решать задачи.

· Индивидуальная работа – это работа ученика самостоятельно, без прямого участия учителя.

Другой подход – это дифференцированное обучение. Это означает, что учителю нужно учитывать индивидуальные различия каждого ученика, и создавать задания и условия, которые соответствуют их способностям и уровню знаний. Этот подход помогает сделать обучение более эффективным и интересным.

Рассмотрим подробнее формы и методы организации учебной деятельности на каждом этапе современного занятия.

На мотивационно-целевом этапе целесообразно использовать метод проблемного обучения.

2128 02

На этапе актуализация опорных знаний - фронтальные формы организации учебной деятельности, в частности частично - поисковый или эвристический метод обучения.

Эвристическая (сократическая) беседа - это вопросно-ответная форма обучения, при которой учитель не сообщает учащимся готовых знаний, не содержащие готового ответа, мотивирует учащихся находить решение, приходить к выводам, формировать новые понятия.

2128 03

Для эвристической беседы используются различные типы вопросов:

2128 04

При решение учебных задач на этапе изучения нового знания эффективно применять исследовательский метод и групповую форму обучения.

2128 05

На этапе самоконтроля - индивидуальные формы организации учебной деятельности.

При этом:

· Ученик самостоятельно выполняет задание, подобранное специально для него, в соответствии с подготовкой и учебными возможностями.

· Ученик самостоятельно выполняет задание, общее для всего класса, без контакта с другими учениками, но в едином для всех темпе.

Этап рефлексии учебной деятельности подразумевает оценку собственного результата. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие.

Классифицируют:

· рефлексию настроения и эмоционального состояния;

· рефлексию деятельности;

· рефлексию содержания учебного материала.

Организация рефлексивной деятельности на уроке позволяет ученику осознавать свою самобытность, индивидуальность и уникальность.

При проектировании урока для начальной школы учителям необходимо учитывать следующие требования:

1. Организация безопасной и комфортной обстановки в классе.

2. Создание мотивирующей обстановки, которая будет стимулировать интерес и желание учиться.

3. Использование различных видов деятельности, чтобы обеспечить познавательный интерес, например, игры, упражнения, дискуссии, и т.д.

4. Учет возрастных особенностей учеников, их интересов и потребностей.

5. Привлечение внешних ресурсов, таких как современные технологии, гости и экскурсии, для улучшения обучения.

К критериям результативности урока относятся:

· Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от ученика к ученику.

· Учет личностных, метапредметных и предметных планируемых результатов в определении целей урока.

· Использование разнообразных форм, методов и приемов обучения, повышающих активность учащихся.

· Учитель владеет технологий диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.

· Учитель эффективно сочетает репродуктивную и проблемную форму обучения, учит детей работать по правилу и творчески.

· Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие.

· Стиль, тон отношений, задаваемые на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.

Приведу несколько примеров уроков, которые могут быть организованы с использованием методических подходов и учетом требований ФГОС НОО 2021 года:

1. Урок математики в 1 классе с использованием игровой деятельности. Учитель может использовать различные игры, например, игры с карточками, игры с кубиками, игры с магнитами, для обучения математике. Например, игра "Числа и операции" - дети бросают кубик и выполняют соответствующую операцию с числами, которые выпали на кубике.

2. Урок чтения в 2 классе с использованием различных типов текстов. Учитель может использовать различные тексты, такие как сказки, рассказы, стихи, для развития навыков чтения. Например, учитель может провести урок на основе сказки "Красная Шапочка", где дети могут читать, обсуждать и интерпретировать текст.

3. Урок окружающего мира в 3 классе с использованием дополнительных ресурсов. Учитель может использовать дополнительные ресурсы, такие как гости, экскурсии, интернет, для улучшения обучения окружающего мира. Например, учитель может организовать экскурсию в музей природы или провести урок на основе интерактивного сайта, посвященного экологии.

4. Урок изобразительного искусства в 4 классе с использованием дифференцированного подхода. Учитель может использовать дифференцированный подход, чтобы учитывать индивидуальные различия каждого ученика. Например, учитель может предложить различные задания, которые соответствуют уровню способностей каждого ученика, например, рисование картины, создание макета, моделирование скульптуры.

5. Урок русского языка в 4 классе с использованием групповой работы. Учитель может использовать групповую работу, чтобы помочь детям развивать коммуникативные и социальные навыки. Например, учитель может организовать выполнение заданий в командном режиме, где дети должны работать вместе, чтобы достичь общей цели.

Эти примеры демонстрируют, как методические подходы и требования ФГОС НОО 2021 года могут быть использованы для разработки уроков в начальных классах, которые помогут детям развивать не только знания и умения, но и личностные качества.

Конечно, эти примеры не ограничиваются только этими уроками и методическими подходами, и учителя могут использовать различные комбинации методов, адаптированных к уникальным потребностям и возможностям каждого класса и ученика.

В заключение хочется подчеркнуть, что современное учебное занятие в начальных классах должно соответствовать ФГОС НОО 2021 года, а также использовать современные методические подходы и учитывать требования к проектированию урока. Только тогда учителя смогут организовать более эффективное и интересное обучение для своих учеников, развивая их познавательную активность, социальные навыки, творческий потенциал и положительное отношение к учению. Интересных, современных и успешных уроков!

 

. . . . .