Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Причины и профилактика девиантного поведения младших школьников

Дата публикации: 2023-11-01 19:00:44
Статью разместил(а):
Белоусова Альбинна Викторовна

Причины и профилактика девиантного поведения младших школьников

Автор: Белоусова Альбина Викторовна

МКОУ "Нововоронежская СОШ № 4", г. Нововоронеж, Воронежская область

 

Аннотация: В данной статье автор раскрывает причины отклоняющегося поведения у младших школьников.

Ключевые слова: девиантное поведение, отклоняющееся поведение, младшие школьники.

Тематическая рубрика: Начальная школа.

 

Одной из проблем общества является проблема воспитания трудного ребенка. Актуальность ее заключается в том, что с каждым годом отмечается рост детской преступности, прослеживается тенденция к увеличению числа детей с девиантным поведением. 

Девиантное поведение - один из видов отклоняющегося поведения, связанный с нарушением соответствующих возрасту социальных норм и правил поведения, характерных для микросоциальных отношений (семейных, школьных) и малых половозрастных социальных групп. То есть этот тип поведения можно назвать антидисциплинарным. Типичными проявлениями девиантного поведения являются ситуационно обусловленные детские поведенческие реакции, такие как: демонстрация, агрессия, вызов, самовольное и систематическое отклонение от учёбы, капризы, истерики.

 Девиантное поведение подразделяется на две большие категории.

Во-первых, это поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья, подразумевающее наличие явной или скрытой психопатологии (патологическое).

Во-вторых, это антисоциальное поведение, нарушающее любые социальные, культурные и особенно правовые нормы. Уже в младшем школьном возрасте могут проявляться отклонения в поведении, относящиеся как к первой, так и второй категории. В начальной школе такие дети встречаются среди неуспевающих, недисциплинированных школьников, дезорганизаторов учебного процесса. Не секрет, что среди младших школьников и подростков, совершающих правонарушения и преступления гораздо чаще встречаются дети с девиантным поведением, поэтому и возникает вопрос, в чем причина такого отклоняющегося от норм поведения.

В младшем школьном возрасте происходит много новообразований. Прежде всего, это связанно с поступление ребенка в школу. Ведущим видом деятельности становится учебная деятельность. В процессе обучения в начальной школе укрепляются широкие познавательные мотивы, интерес к новым знаниям. Развитие отдельных психических процессов, таких как восприятие, внимание, память, воображение, мышление происходит на протяжении всего младшего школьного возраста. Так же существенные изменения наблюдаются в анатомо-физиологическом развитии.

В младшем школьном возрасте происходит еще одно важное изменение ребенка: он овладевает навыками ориентировки в своем внутреннем мире. В школе он встречается с такой четкой и развернутой системой моральных требований, соблюдение которых контролируется постоянно. Перед младшим школьником стоит задача освоить довольно широкий свод норм, правил поведения, применение которых позволит им правильно организовать взаимоотношение с учителями, родителями и сверстниками.  

Большие возможности открывает младший школьный возраст для воспитания отношений в коллективе. Взаимоотношения детей в классе не возникают сами собой, они имеют свою логику изменения и развития. 

На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы: в младшем школьном возрасте происходит много новообразований, как в анатомо-физиологическом так и в личностном развитии ребенка. Особое место в системе отношений является дружба. Ведущим видом деятельности становится учебная деятельность.

 Детям младшего школьного возраста присущи такие признаки девиантного поведения как:

нарушение правил поведения в школе (срывы занятий, прогулы, отказ от выполнения заданий)

побеги из дома

грубость и сквернословие

курение

хулиганство

воровство

критика взрослых

отрицательное отношение к занятиям

драки, нанесение телесных повреждений.

Одной из причин (одним из факторов) девиантного поведения в младшем школьном возрасте может стать дезадаптация ребенка.

Адаптация – естественное состояние человека, проявляющееся в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям.

Для младших школьников значение периода вхождения в непривычную для детей жизненную ситуацию велико: от благополучности его протекания зависит не только успешность овладения учебной деятельностью, но и комфортность пребывания в школе, здоровье ребенка, его отношение к школе и учению, его самооценка. Сложность приспособления ребенка к новым условиям и новой деятельности, высокая цена, которую «платит» организм ребенка за достигнутые успехи, определяют необходимость тщательного учета всех факторов, способствующих адаптации ребенка к школе и, замедляющих ее, мешающих адекватно приспособиться и способствующих отклонению в поведении.

Другим фактором может быть психобиологические предпосылки девиантного поведения – различные патологии, отклонения в развитии организма и психики, имеющие как наследственный характер, так и возникающие под влиянием неблагоприятных условий жизнедеятельности индивида.

Как фактор возникновения девиантного поведения можно рассматривать и динамизм психической деятельности ребенка, под влиянием которого он становиться в одинаковой мере податливым как в сторону социально позитивных, так и в сторону социально негативных влияний. Детский возраст – это возраст «социального импринтинга» - повышенной впечатлительности ко всему тому, что делает человека взрослым. Сила влияния перечисленных факторов и еще многих на развитие психических процессов в младшем школьном возрасте различная, поэтому ряд авторов предлагают различать «первичную» и «вторичную» девиацию. Первичная девиация это собственно ненормативное поведение, имеющее различные причины (наличие родительских запретов, отсутствие безусловного принятия ребенка родителями, воспитателями, учителями, не умение заявлять и удовлетворять свои потребности, наличие неэффективных стратегий поведения в арсенале). Вторичная девиация – подтверждение (вольное или невольное) того ярлыка, которым общество отметило ранее имевшее место поведение.

В заключение важно отметить, что девиантное поведение младших школьников не является врожденным, это реакция ребенка, человека на принятие его окружающей средой, социумом. В различные времена проблема проявлялась в меньшей или большей степени и всегда привлекала к себе внимание психологов и педагогов. И в нашем Отечестве накоплен немалый опыт по изучению особенностей возникновения и профилактики девиантного поведения.

Существующая практика профилактики направлена в большей степени на коррекцию поведения, а не устранение причин. Основы возникновения девиаций в поведении младшего школьника, по нашему мнению, лежат в семье как первом институте социализации. Поэтому при работе над устранением в поведении младших школьников девиаций, важно проводить просветительскую работу с родителями младших школьников.

 

Литература:

1. Большой психологический словарь / под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. – СПб: Прайм – Еврознак, М.: Олма – Пресс, 2005. 666 с.

2. Воронов В.В. Технология воспитания. - М.: Школьная пресса, 2002. - 528с.

3. Гонеев А.Д. и др. Основы коррекционной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А.Д. Гонеев, Н.И. Лифинцева, Н.В. Ялпаева; Под ред. В.А. Сластенина- 2-е изд., перераб. – М.: Академия, 2002. – 272 с.

4. Дмитриев М.Г., Белов В.Г., Парфенов Ю.А. Психолого-педагогическая диагностика делинквентного поведения у трудных подростков. (Части 1-3)  – СПб.: ЗАО «ПОНИ», 2010. – 316 с.

5. Ковалёва Л.М., Тарасенко Н.Н. Психологический анализ особенностей адаптации первоклассников к школе // Нач. школа. – № 7. – 1996.

6. Невский И.А. Предупреждение и преодоление педагогической запущенности школьников. – М.: Педагогика, 1982. – 212 с.

 

. . . . .