Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Игровая деятельность в группе продлённого дня

Дата публикации: 2023-10-31 14:38:27
Статью разместил(а):
Абрамова Екатерина Юрьевна

Игровая деятельность в группе продлённого дня

Автор: Абрамова Екатерина Юрьевна

ГБОУ "Школа 497 Невского района Санкт-Петербурга"

 

В последние годы в образовательных учреждениях группы продлённого дня являются одной из ведущих форм организации жизнедеятельности детей, их интеллектуального и нравственного развития. Так как большинство родителей значительную часть времени заняты на работе, выбор ими для своих детей занятия в группе продлённого дня очевиден. Следовательно, перед группами продлённого дня стоят задачи воспитания личности ребёнка, обеспечения безопасности его жизни и здоровья.

Для успешной работы группы продлённого дня важно то, насколько правильно организован в ней режим. Соблюдение в течение длительного времени правильного режима способствует укреплению здоровья, создает жизнерадостное настроение и повышает работоспособность школьников. Неукоснительное соблюдение режима воспитывает у учащихся такие ценные качества, как дисциплинированность, аккуратность, организованность. Наивысшую работоспособность у детей можно сохранить только в том случае, если правильно организовать чередование труда и отдыха.

Свободное от выполнения домашних заданий время должно быть заполнено умно, интересно, чтобы его проведение было полезно воспитанию детей.

Воспитательно-образовательная работа с детьми младшего школьного возраста осуществляется в разных видах деятельности: игровой, учебной, трудовой. Наибольшую помощь в этом воспитателю группы продленного дня может предоставить игровая деятельность, так как у детей, особенно у первоклассников, постоянно существует потребность в игре.

Игра - одно из самых сильных воспитательных средств в руках педагога и воспитателя. Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны личности ребенка, удовлетворяются многие его интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер.

В игре ребёнок и познаёт, и развивается, и воспитывается. Игровая деятельность является важной частью жизни младшего школьника. Наряду с ведущей учебной игровая деятельность содействует успешной адаптации ребёнка к школе, даёт возможности для самовыражения, развития творческого потенциала личности, коммуникативных способностей.

В группе продлённого дня детям хочется играть. Они с радостью включаются в разнообразные игры, развивающие внимание, мышление, память, речь, моторику. Интересная игра всегда более действенна, чем словесные методы обучения и воспитания.

Игровая деятельность - это особая сфера человеческой активности, в которой личность не имеет целью ничего, кроме получения удовольствия от проявления физических и духовных сил.

Природа создала детские игры для всесторонней подготовки к жизни, поэтому игры имеют генетическую связь со всеми видами человеческой деятельности. Это не что иное, как специфическая детская форма познания, труда, общения, искусства и спорта.

Игра позволяет установить более тесный контакт с ровесниками, помогает лучше узнать друг друга, развивает коммуникабельность, порой, именно в игре ребенок проявляет себя с совершенно неожиданной стороны. Игра вызывает чувство соревнования, учит сопереживанию, содействует развитию эмоционально-волевой сферы, стимулирует деятельность.

Отсюда и название игр: познавательные, интеллектуальные, строительные, музыкальные, художественные, спортивные; игра-труд, игра-общение, игра-драматизация и т.д. Все они нужны и по-своему полезны детям.

Задача воспитателя – подобрать такие игры, чтобы они не только увлекали ребенка, но и давали ему здоровую пищу для ума. Умелое педагогическое руководство игрой способствует формированию у младших школьников целостного опыта, который пригодится им в будущей учебной и практической деятельности.  

Игра только внешне кажется беззаботной и легкой. А на самом деле она властно требует, чтобы играющий отдал ей максимум своей энергии, ума, выдержки, самостоятельности. Дети повторяют в играх то, к чему относятся с полным вниманием, что им доступно наблюдать, и что доступно их пониманию. Уже поэтому роль игры в воспитании, по мнению многих ученых, несёт социальный характер.

Игровая деятельность позволяет воспроизводить реальность через игровые модели ситуаций, развивать фантазию, интеллект, способствует обучению. В игре легко и незаметно для ее участников формируются способности общения с людьми. Игровой вид деятельности предполагает овладение опытом поведения социально активной личности.

С помощью игры ребенок имеет возможность получать новые знания о мире, развивать в себе те или иные качества, испытывать переживания, которые недостижимы в обычной жизни.

В настоящее время одной из главных целей воспитательной работы становится формирование детского интеллекта, а основой развития умственных способностей в младшем школьном возрасте является целенаправленное развитие познавательных психических процессов: внимания, воображения, восприятия, памяти, мышления.

И здесь на помощь воспитателю приходят развивающие игры, направленные на формирование у детей интеллектуально-творческих способностей: наблюдательности, умения анализировать, сравнивать, мыслить логически; умений находить зависимости и закономерности, находить ошибки и недостатки; способности предвидеть результаты своих действий; устойчивого внимания, хорошо развитой памяти.

Не следует беспокоиться за умственное перенапряжение детей после уроков, так как ребенок может самостоятельно контролировать свои интеллектуальные нагрузки, особенно в игровой деятельности. В игре ребенок избавлен от ответственности за ошибки (сколько хочешь, столько и ошибайся), ведь это не урок.

Для развития личности детей младшего школьного возраста в учебно-воспитательный процесс требуется включать также дидактические игры и упражнения познавательного и занимательного характера. Они позволяют безболезненно осуществлять переход от игровой деятельности к учебной.

В условиях занимательной игры более успешно усваиваются разнообразные знания, умения и навыки, осуществляется умственное, эстетическое, нравственное воспитание ребенка; формируются такие ценные качества личности, как выдержка, настойчивость, самокритичность, трудолюбие, честность, объективность. В игровой деятельности дети получают навыки групповой работы, происходит развитие коммуникативных способностей, создается радостное рабочее настроение, что тоже немаловажно в условиях длительного пребывания детей в школе.

Однако игра не должна восприниматься детьми как процесс преднамеренного обучения. Планируя игровую деятельность, воспитатель должен четко осознавать на формирование каких навыков и умений должна быть направлена игра и какие способности детей она должна развивать.

Нестандартные игровые задания и упражнения на развитие творческих способностей воспитатели используют для того, чтобы сделать пребывание детей в ГПД более интересным и содержательным. Причем проводить такие занятия нужно регулярно, а не от случая к случаю.

Условия, необходимые для организации систематической работы по развитию познавательных интересов и способностей, очень трудно обеспечить на уроках. У воспитателей ГПД возможности гораздо шире: прогулки, экскурсии, спортивные часы, кружковая работа, время самоподготовки.

В игре воспитатель может лучше узнать своих воспитанников, их характер, привычки, организаторские способности, творческие возможности, что позволяет ему найти правильный индивидуальный подход к каждому ребенку. Игры сближают воспитателя с детьми, помогают установить тесный контакт.

Задачи игры:

1. Главная задача – подготовка детей к жизни.

2. Способствовать адаптации ребенка к условиям социальной жизни в дальнейшем.

3. Организация учебно-познавательной деятельности.

4. Создание и укрепление детского коллектива.

Главное назначение игр – развитие ребенка, коррекция того, что в нем заложено и проявлено, вывод ребенка на творческое поведение. С одной стороны, мы предлагаем ребенку пищу для подражания, повторения, а с другой – представляем поле фантазии и личного творчества.

Точно также, как взрослый человек обязан работать, ребенку необходимо играть. Неиграющий коллектив никогда не будет настоящим детским коллективом.

Таким образом, игра выполняет следующие функции:

- обучающая;

- развлекательная;

- коммуникативная;

- релаксационная;

- психотехническая – формирование у детей навыков по подготовке своего физиологического состояния для эффективной деятельности.

Условия эффективности игры:

1. Игра будет эффективна только в том случае, если дети свободно и добровольно включаются в игру.

2. Игра не должна грозить опасностью для жизни и здоровья.

3. Игры должны служить преддверием для вещей серьёзных.

4. Игра должна заканчиваться раньше, чем надоест.

5. Игры должны проходить под наблюдением взрослого.

Педагогические требования к игре:

1. Дети должны хорошо понимать смысл игры, её правила, идею каждой игровой роли.

2. Смысл игровых действий должен совпадать со смыслом и содержанием поведения в реальных ситуациях.

3. В игре дети должны руководствоваться принятыми в обществе нормами нравственности.

4. В игре не должно унижаться достоинство её участников.

5. Игра должна положительно воздействовать на развитие эмоционально-волевой, интеллектуальной и физической сфер её участников.

При планировании игровой деятельности нужно учитывать следующие особенности:

1. Не дублировать деятельность первой половины дня (если на уроках была высокая умственная нагрузка, лучше давать игры на развитие коммуникативных навыков или сюжетно-ролевые).

2. Игра должна соответствовать возрасту, физическому и психическому состоянию ребенка.

3. Играющие не должны мешать тем, кто еще не закончил подготовку уроков.

Роль игры в воспитании личности:

1. В играх ребёнок осваивает окружающий предметный мир и отношения взрослых.

2. Через себя в игре ребёнок начинает понимать другого человека, точно так же как через другого начинает понимать себя.

3. Чем младше ребёнок, тем большую воспитательно-развивающую значимость в его жизни имеют игры.

4. Именно в играх дети раскрывают свои положительные и отрицательные качества, и воспитатель получает полную возможность влиять должным образом на всех вместе и на каждого в отдельности.

Существует несколько типов классификации игр. Например:

I группа – предметные игры, такие как манипуляции с игрушками и предметами. Через игрушки – предметы дети познают форму, цвет, объем, материал, мир животных, мир людей и т.п. Учащиеся I-II классов любят игры с куклами и игрушками; в III классе дети уже реже увлекаются подобными играми.

II группа – игры творческие, сюжетно-ролевые, в которых сюжет – форма интеллектуальной деятельности. Они занимают особое место в моральном воспитании ребенка. Такие игры имеют преимущественно коллективный характер, потому что отражают отношения в обществе. Разделяют их на ролевые, режиссерские, игры-драматизации. Сюжетом могут быть театрализованные детские праздники, карнавалы, строительно-конструкторские игры и игры с элементами труда.

В этих играх на основе жизненных или художественных впечатлений свободно и самостоятельно воспроизводятся социальные отношения и материальные объекты или разыгрываются фантастические ситуации, что не имеют пока аналогов в жизни. Основные компоненты ролевой игры - тема, содержание, воображаемая ситуация, сюжет и роль.

Воспитательное значение сюжетных игр заключается в том, что они служат средством познания действительности, создания коллектива, воспитывают любознательность и формирует волевые чувства личности. В таких играх дети могут сами выбирать тему игры; развить сюжет; распределить роли; подобрать нужные атрибуты. Роль воспитателя заключается в тактичном руководстве игрой.

Дети младшего школьного возраста любят такие игры, как «Семья», «Школа», «Я беру интервью», «Театр пантомимы», «Магазин», «Кукольный театр» и др.

III группа – дидактические (обучающие) игры. Как правило, они требуют от школьника умения расшифровывать, распутывать, разгадывать, а главное – знать предмет.  Их цель – создание условий для расширения, углубления, закрепление знаний и умений. Такие игры могут применяться для повышения успеваемости учащихся начальных классов.

IV группа – спортивные (подвижные) игры - важнейшее средство физического воспитания детей. Они всегда требуют от тех, кто играет, активных подвижных действий, направленных на достижение условной цели, указанной в правилах. Преимущество подвижных игр в том, что в процессе игры используют все виды присущих человеку движений: ходьбу, бег, прыжки, борьбу, лазанья, метание, бросание и ловлю, упражнения с предметами, и поэтому является универсальным и незаменимым средством физического воспитания детей. Характерной чертой подвижных игр есть не только богатство и разнообразие движений, но и свобода их применения в различных игровых ситуациях, что создает большие возможности для проявления инициативы и творчества.

Подвижные игры имеют ярко выраженный эмоциональный характер. Играя, ребенок испытывает радость от физического и умственного напряжения, необходимого для достижения цели. Спортивные игры дают возможность детям широко проявлять свою инициативу, требуют от игроков сообразительности, быстроты, ловкости. Игрок должен согласовывать свои действия с действиями товарищей, разгадывать их замыслы и тактику ведения игры.

Дети младшего школьного возраста с удовольствием играют в игры: «Третий лишний», «Совушка», «Успей занять место», «Цвета», «Два Мороза» и др.

V группа - игры интеллектуальные: игры-упражнения, «Что?  Где? Когда?» и настольные игры, например, шашки, шахматы и т.д.

Игры также могут классифицироваться:

- по форме (танцы, интеллектуальные, эстафеты, тренинги),

- по месту проведения (на воздухе, в помещении),  

- по скорости и времени проведения (сезонные, игры-минутки, кратковременные, длительные),  

- по уровню организации (спонтанные, управляемые, стихийные),  

- по количеству участников (индивидуальные, командные),  

- по степени активности (малоподвижные, подвижные, «сидячие»);  

- по содержанию поставленных задач (на знакомство, на сплочение, розыгрыши, познавательные, развлекательные).

Группа продленного дня является одной из форм воспитания детей и помогает организовать благоприятные условия для их отдыха, обучения и воспитания, сочетание учебно-воспитательной работы на уроках и во внеурочное время. Она обеспечивает, учитывая возрастные особенности, их умственное, нравственное, эстетическое, физическое, духовное развитие, создает условия для организации производительного труда, открывает возможности всестороннего выявления и развития индивидуальных, способностей, запросов и интересов детей.

Игровая деятельность, организованная в группе продлённого дня, объединяет детей, учит общаться, находить решения, стимулирует к творчеству, создаёт условия для воспитания дружелюбия, взаимовыручки, честности при соблюдении правил.

 

. . . . .