Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Интеграция краеведческого материала в образовательный процесс

Дата публикации: 2023-10-19 19:35:08
Статью разместил(а):
Мозговая Татьяна Николаевна

Интеграция краеведческого материала в образовательный процесс для формирования метапредметных и личностных результатов, гражданской идентичности школьников

Автор: Мозговая Татьяна Николаевна

МОУ «Ракитянская средняя общеобразовательная школа № 1», п. Ракитное, Белгородская область

 

Начальная школа – важнейший этап интенсивного накопления знаний об окружающем мире, развития многогранных отношений младшего школьника к природному и социальному окружению, способствующий становлению личности, формированию экологической культуры, развитию творческих и познавательных способностей, обогащению опыта разнообразных видов деятельности. С введением ФГОС второго поколения серьёзно встал вопрос о духовно-нравственном и патриотическом воспитании обучающихся, как на ступени начального образования, так и в средней школе.

Введение интегрированного курса «Белгородоведение» направлено на обеспечение духовно-нравственного и патриотического развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения. Воспитание гордости за свою страну нужно осуществлять с самого раннего возраста путём изучения истории и культуры родного края. Важным элементом содержания компонента, формируемого участниками образовательного процесса, является изучение родного края.

В основе реализации курса «Белгородоведение» лежит системно-деятельностный подход. Он осуществляется через организацию систематической проектно-исследовательской деятельности школьников, которая ценна тем, что создаёт условия для успешной реализации задач ФГОС НОО и помогает ребёнку в освоении различных видов УУД. Материал курса «Белгородоведение» стал органической частью всех учебных предметов изучаемых в начальной школе. Но особую роль в реализации данной составляющей регионального компонента в начальном обучении играет предмет «Окружающий мир»

Краеведческий материал позволяет активизировать познавательный интерес учащихся, стимулирует стремление к самостоятельной работе, развивает творческие способности детей. Он позволяет быстрее и качественнее усвоить учебный материал, что является одной из главных задач учебного процесса.

Краеведение - наука об изучении природы, населения, хозяйства, истории и культуры своей местности. Идея изучения краеведения в школе не нова. Педагогическая ценность преподавания школьных наук на основе изучения своего края была осознана очень давно. Достаточно отчётливо эта идея была сформулирована ещё в первой половине XVII века Я.А. Коменским в его «Великой дидактике».

В последние годы краеведение стало одним из важнейших предметов в школьной программе. Краеведение не только дает знания об истории, культуре и природе малой родины, но и помогает воспитывать уважение к своим корням, ответственность за сохранение исторической памяти, охранять природу своего края. Элементы краеведения объединяют предметы, происходит интеграция наук через межпредметные связи. Вот почему сохраняется и приобретает всё большее значение в интеграции знаний краеведческий подход к проблеме изучения своей области.

Основными слагаемыми краеведческой работы для учителя является поиск и методическая обработка материала, различные варианты и приёмы его использования на уроках и во внеклассной работе. Важная составляющая краеведения – элементарная самостоятельная поисково-исследовательская деятельность учащихся по заданию или инструкции учителя. На уроках  окружающего мира учащиеся получают знания об истории и культуре малой родины, что устанавливает связь поколений, уважение к своим корням, ответственность за сохранение исторической памяти. Решается проблема патриотического воспитания, воспитания гражданина своего Отечества.

Проблема воспитания любви к природе родного края – один из аспектов формирования эмоциональной культуры, которая закладывается в детстве. Наша Родина начинается с родного дома, с родных и близких. Ещё в  первом классе дети собирают сведения о своих родителях, близких, о своём доме, об улицах своего села. Составление родословной является познавательным средством изучения истории своей семьи. Рассказывая о своих родных, младшие школьники проникаются чувством глубокого уважения к ним, их беззаветному труду, служению своей семье, своему народу.

Историческое краеведение изучается с опорой на конкретный  материал. Такие занятия проходят в школьном краеведческом музее. Совершаются экскурсии в районный и областной краеведческие музеи. В ходе экскурсий школьники знакомятся с материалами археологических раскопок, с бытом наших предков. Так же они узнают об исторических достопримечательностях нашего района (комплекс князей Юсуповых, Юсуповский парк, Свято-Никольский храм, могила архимандрита Серафима Тяпочкина).

Посещая мемориалы и памятники погибшим воинам, школьники проникаются чувством уважения и гордости к воинам - землякам, отстоявшим нашу землю и одержавшим победу над ненавистным врагом.

Одна из активных форм изучения «Белгородоведения» – экскурсии по родному району с целью ознакомления с историей, природой, бытом и культурой сельских поселений.

При изучении раздела «Родной край - часть великой России» в 4 классе рассматриваются формы земной поверхности, полезные ископаемые, водоемы, почвы, природные сообщества, сельское хозяйство, охрана природы края, где живут учащиеся. Дети учатся распознавать растения и животных своей местности. Так же происходит знакомство с жизнью общества на примере своего посёлка. Учащиеся получают элементарные представления об экономике, о простейших производственных процессах и соответствующих профессиях людей, о культуре и образовании. При этом раскрываются важнейшие взаимосвязи между природой и хозяйством, между различными отраслями экономики, воспитывается уважение к честному, добросовестному труду в любой сфере жизни.

В реализации перспективных педагогических технологий особое место занимает включение в урок приемов исследовательской работы. Такой подход позволяет перевести ученика из слушателя в активного участника процесса обучения. Исследовательское поведение - один из важнейших источников получения ребенком представлений о мире. Исследовать, открыть, изучить - значит сделать шаг в неизведанное и непознанное.

Успех исследования во многом зависит от его организации. При проведении исследований дети учатся мыслить, делать выводы. Дети с огромным удовольствием включились в исследовательские работы по родному краю. Большим подспорьем для написания этих работ стали материалы экскурсий, Ракитянская летопись «Нам 350» и энциклопедия «Культура Ракитянского района: традиции и инновации».

Процесс осознания младшими школьниками своей принадлежности к великой Родине – России, к её культуре идёт шаг за шагом. В результате в сознании младшего школьника должна чётко сформироваться логическая цепочка: семья – дом – посёлок – район – край – Россия.

Для нас «Белгородоведение» просто необходимо в школьной программе для того, чтобы ученик понимал свою связь с окружающим его миром, эффективно взаимодействовал с ним. Благодаря этому предмету ребёнок осознаёт значимость наследия родного края в своей жизни, в жизни близких людей, в общей судьбе народов России; эта дисциплина научит ребёнка интересоваться жизнью своего края, осознавать проблемы окружающего его мира и самостоятельно пытаться находить пути их решения. Краеведение очень много даёт также для морального, нравственного становления личности. Когда ребенок понимает, что его родной край играл и играет свою, особую роль в истории России, он, безусловно, ощущает гордость, как за свою землю, так и за себя; у ученика поднимается самооценка, появляется желание и стремление прославить свой край и свою Родину. Жизнь каждого из нас неразрывно связана с понятием Родины. Она одна, и начинается она с того места, где ты родился, для нас это Белгородская область.

 

Литература:

1. Федотова А.Н. «Окружающий мир» [ Текст]: 1-4 кл., учебник в 2-х частях-4-е изд. М.: Академкнига/Учебник, 2014.

2. Нам 350. Ракитянская летопись, Издательский дом «Шаповалов» 2002 г. 

3. Кацюба Д. Вопросы и задания по краеведению: методические рекомендации. М., 1997.

4.Мельчаков Л.Ф. Воспитание и развитие детей в процессе обучения природоведению. М., Просвещение, 1991.

5. Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников. М.: Просвещение, 2002.

 

. . . . .