Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Развитие диалогической речи на уроках литературного чтения во 2 классе

Дата публикации: 2023-10-16 18:40:13
Статью разместил(а):
Вайс Евгения Олеговна

Развитие диалогической речи на уроках литературного чтения во 2 классе

Автор: Вайс Евгения Олеговна

МБОУ "СОШ с УИОП № 51", г. Киров

 

Аннотация: В данной статье говорится о том, как можно повысить уровень развития диалогической речи второклассников на уроке литературного чтения, при помощи каких методов обучения предмету речь школьников будет развиваться быстрее, эффективнее и интереснее.

Ключевые слова: диалогическая речь, литературное чтение, ролевая игра, групповой диалог, второклассники.

Тематическая рубрика: Начальная школа.

 

В настоящее время в процессе обучения школьников большое внимание уделяется развитию коммуникативных навыков. К этим навыкам можно отнести хорошо развитую речь, умение вступать и поддерживать диалог, умение взаимодействовать в группе, высказывать свою точку зрения, отстаивать её, принимать чужое мнение. Для формирования этих умений учителя много работают над развитием диалогической речи.

Диалог – это форма речи, представляющая собой разговор между двумя или более лицами, который состоит из обмена репликами между ними. В процессе развития диалогической речи учителю необходимо помнить о важных особенностях диалога, как вида речи. Для диалогической речи характерно: разговорная лексика и фразеология; краткость высказывания; недоговоренность высказывания; использование простых или сложных бессоюзных предложений; кратковременное предварительное обдумывание, так как при «живой» диалогической речи обмен репликами происходит быстро; использование шаблонов и клише, речевых стереотипов, устойчивых формул общения; в диалогической речи широко используются неречевые средства общения (мимика, жесты).

Диалогическая речь представляет собой процесс непосредственного речевого общения, который характеризуется поочередно сменяющими репликами двух или более лиц. Данный вид речи относится к форме говорения, целью которого является речевое взаимодействие двух или более говорящих. Собеседники выступают попеременно в двух ролях: говорящего и слушающего. Продуктом речи является диалог. Основная цель участников общения – поддержание речевого взаимодействия, при котором будет происходить обмен мнениями на определенную тему. Овладение диалогической речью учениками осуществляется в три основных этапа:

1. Первый этап – овладение диалогическими единствами (вопросно-ответный). На данном этапе идет формирование умения высказываться, то есть задавать простые вопросы и отвечать на них.

2. Второй этап – овладение микро-диалогом. На данном этапе идет формирование умения сочетать реплики в соответствии с коммуникативной задачей. В начальных классах школьников учат строить 3 вида микро-диалогов:

диалог-расспрос – диалог, в процессе которого идет расспрос по заданной теме; диалог-обмен – диалог, при котором идет обмен мнениями по теме; диалог-интервью – диалог, предполагающий от одного из участников задавание и фиксирование вопросов и ответов другого собеседника.

3. Третий этап – создание диалогов в соответствии с требованиями программы. На нем школьники учатся вести относительно непринужденные беседы.

На протяжении всех этапов учитель на уроке должен стараться создавать ситуации, близкие к ситуациям «живого» общения, при этом он может использовать учебный диалог. В ходе учебного диалога учитель и ученики обмениваются мнениями по заданной проблеме. Учебный диалог бывает нескольких видов: ученик-ученик, ученик-класс, учитель-ученик, учитель-класс. Учитель-класс – самый распространенный вид диалога.

Главным условием возникновения учебного диалога на уроке является наличие проблемной ситуации, так как именно она, по словам С.Л. Рубинштейна, является «начальным моментом мыслительного процесса». Поэтому одна из задач учителя при обучении младших школьников диалогической речи является правильное и точное создание проблемной ситуации. Для этого учитель может использовать различные методы, которые бы развивали данный вид речи в интересной и понятной для учеников деятельности.

В современных учебниках по литературному чтению отражаются идеи ФГОС НОО: формирование системы духовно-нравственных ценностей средствами литературы и искусства, формирование регулятивных, познавательных, коммуникативных и личностных УУД. Особое внимание на предмете «Литературное чтение» уделяется коммуникативным учебным действиям. К ним относят: 

1. Готовность слушать.

2. Умения признавать чужую точку зрения.

3. Аргументировать свою точку зрения по какому-либо вопросу.

4. Владеть диалогической формой речи.

Работа по развитию диалогической речи у школьников будет эффективней, если учитель будет тщательно отбирать художественные тексты, при этом необходимо учитывать разнообразие жанров. На уроках литературного чтения учитель также учитывает требования ФГОС НОО, исходя из них, выбирает те или иные методы работы с классом. В процессе развития диалогической речи на уроках литературного чтения учитель может использовать интервью, беседу, групповой диалог, ролевую игру. Рассмотрим особенности применения каждого метода.

1. Интервью – это способ ведения разговора, который происходит между двумя и более людьми. В интервью обязательно должны участвовать две стороны: интервьюер и собеседник. Задача первого – задавать вопросы и фиксировать ответы. Задача второго – отвечать на поставленные вопросы. Данный метод применяется редко в начальной школе, поскольку требует дополнительной подготовки – объяснения учащимся, что такое интервью, какие правила необходимо соблюдать при проведении, также от школьников требуется высокоразвитое умение грамотно задать вопросы, быстро фиксировать ответы, и умение четко и правильно отвечать на них.

2. Беседа – диалогический метод обучения, когда учитель путем постановки системы вопросов подводит учеников к пониманию нового материала или проверяет усвоение уже изученного. Многие методисты отмечают, что беседа активизирует мыслительную деятельность школьников, способствует лучшему пониманию содержания произведения. Если беседа организована правильно, то ученики в процессе анализа произведения смогут обратить внимание на важные детали текста, которые помогут им понять смысл текста и мнение автора.  

К задачам беседы, как метода относятся: подготовка учеников к восприятию текста и его анализу; развитие интереса к чтению, к обдумыванию прочитанного; развитие умения аргументировать свою точку зрения по прочитанному тексту. Используя данный метод, учитель может строить диалог с классом, тем самым развивать диалогическую речь учеников, учить их отвечать на поставленные вопросы и искать необходимый материал в тексте произведения.

3. В обучении диалогической речи важная роль отводится групповому диалогу. Если учащиеся могут вести такой диалог, можно говорить о том, что их диалогическая речь развита на высоком уровне. В таком диалоге помимо учителя могут участвовать сразу несколько человек (3-4 и более). К особенностям данного метода относят то, что каждый говорящий может высказываться по нескольку раз, учащиеся обращаются друг к другу и к учителю непринужденно, без предварительной регламентации. 

4. Ролевая игра также способствует повышению уровня диалогической речи. К особенностям  можно отнести: учет возрастных особенностей учащихся, их интересов, расширение контекста деятельности. Ситуации общения, которые проигрываются в ролевой игре, позволяют приблизить речевую деятельность учеников к реальной коммуникации.

В структуре ролевой игры выделяются такие компоненты: роли, исходная ситуация, ролевые действия. Роли, которые исполняют учащиеся на уроке, могут быть социальными и межличностными. Подбор ролей для обучения диалогической речи должен осуществляться таким образом, чтобы формировать у школьников активную жизненную позицию, лучшие человеческие качества личности: чувство коллективизма, взаимопомощи и взаимовыручки. Исходная ситуация выступает как способ ее организации. Выделяются следующие компоненты ситуации: субъект, объект, отношение субъекта к предмету разговора, условия речевого акта. По мере развития диалогических умений школьников степень развернутости каждого из компонентов учебно-речевой ситуации может уменьшаться.

Для проверки эффективности данных методов на развитие диалогической речи была проведена экспериментальная работа с двумя вторыми классами: со слабым  (экспериментальным) и высоким (контрольным) уровнями. Развитие речи в классах изначально отличалось: у класса со слабым уровнем ученики менее активно шли на контакт, редко могли самостоятельно вступить в диалог, поддержать беседу, также практически не использовали неречевые средства; у класса с высоким уровнем инициативность детей к общению была больше, дети в некоторых случаях использовали неречевые средства, отвечали практически на все вопросы, помощь при ответах требовалась в значительно меньшем количестве, чем у слабого класса.

Экспериментальная работа включала диагностику развития речи у двух классов, практическую работу с экспериментальным классом и контрольную диагностику, которая показала динамику в развитии. Можно заметить то, что уровень речи у экспериментального класса суммарно вырос на 27%, у контрольного класса – 17%. То есть проведенная практическая работа в одном (экспериментальном) классе была эффективной, так как наблюдается динамика в развитии.

Таким образом, наш эксперимент показал, что на развитие диалогической речи школьников влияет тщательная подготовка учителя к урокам; осознанный выбор художественных произведений (он должен подробно знать содержание, легко по нему ориентироваться, уметь формулировать вопросы разной степени трудности); использование разнообразных методов работы: часто применяемые (беседа) и редко применяемые (интервью, групповой диалог, ролевая игра).

 

Список литературы:

1. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. – М., 1976. – 357 с.

2. Воронина М.П. Диалог на уроке в начальной школе. Начальная школа. – 2004. № 6. – С. 46–47.

 

. . . . .