Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Формирование логических универсальных действий на уроках английского языка

Дата публикации: 2023-10-15 22:45:12
Статью разместил(а):
Володина Татьяна Александровна

Формирование логических универсальных действий на уроках английского языка

Автор: Володина Татьяна Александровна

МОУ «Гимназия № 4», г. Подольск

 

Аннотация: В данной статье автор рассматривает понятие логические универсальные действия, как они влияют на процесс обучения, разбирает способы формирования логических УУД на примере уроков английского языка и способы поиска информации.

Ключевые слова: логические универсальные действия, английский язык.

Тематическая рубрика: Начальная школа.

 

Понятие логические универсальные действия.

Федеральный государственный образовательный стандарт определяет цель школьного образования как развитие учеников на основе универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия (УУД) по ФГОС в широком значении — умение ученика учиться, способность к саморазвитию за счет активной познавательной деятельности. Это совокупность приемов, которые помогают успешно усваивать новые знания и навыки, а также применять их в учебных и жизненных ситуациях.  

УУД делятся на предметные и метапредметные. Метапредметные УУД подразделяющиеся на три блока: регулятивные УУД, коммуникативные УУД, познавательные УУД. Логические УУД выделятся в отдельную группу среди познавательных УУД. Логические действия — мыслительные приемы и операции: анализ и синтез, сравнение, обобщение и классификация, определение понятий, доказательство и опровержение, определение и решение проблем.    

Место логических действий в процессе обучения.

Без овладения логических действий процесс обучения не возможен, данные УУД позволяют определить цель и построить план по её достижению, найти оптимальное решение проблемы с наименьшими затратами сил, то есть, помогают быть успешным. Задача учителя показать, как применять данные УУД для эффективного решения задач и экономить усилия и время, целенаправленно учить детей применять логические действия на практике, формировать аналитическое и критическое мышление. Для этого необходимо научить детей работать с формулировками заданий, стратегиями выполнения этих заданий и делать выводы из полученных результатов.

В области чтения логические действия облегчают поиск необходимой информации, позволяют проверить её достоверность, сопоставлять и анализировать факты.

При аудировании помогают спрогнозировать содержание сообщения, выделить приоритетную информацию, сконцентрироваться на фактах, требующих проверки.

В заданиях на лексику и грамматику помогают устанавливать соответствия, группировать слова. При составление устного или письменного высказывания требуется соблюдение логики, аргументация.

Высокий уровень сформированности познавательных УУД, логических действий в частности, — это залог успешности при обучении и в работе. Процесс их формирования долог и начинается задолго до поступления в школу, долг учителя — стимулировать развитие способностей детей, показывать эффективные способы получения необходимой информации для достижения цели.

Умение искать информацию.

Для решения учебной задачи надо учить школьников искать необходимую информацию разными способами. Для современных детей самый простой способ — спросить учителя или воспользоваться смартфоном, у них нет мотивации запоминать самим, ведь для этого есть интернет, а если мозг не нагружать, то и работать он будет посредственно. Интернет является хорошим подспорьем в обучении, но надо уметь искать достоверную информацию.

Многие образованные люди сходятся в мнении, что интернет - это большая помойка, чтобы выудить что-то действительно стоящее, придётся потратить уйму времени и перелопатить кучу сайтов. Гораздо надёжнее пользоваться печатными источниками информации, где материал подобран по темам, рецензирован, информация предоставлена компетентными людьми. Умение извлекать информацию из печатных и электронных источников требует определённых навыков. Необходимо на первых уроках познакомить учеников со структурой учебника, посмотреть с ними, где находится словарь, грамматический справочник, обратить внимание на список слов по темам, рамочки с правилами, оглавление. По ходу урока стимулируем к обращению к словарю, ранее пройденным темам. Показываем, что иллюстрации, фото, таблицы, карты, даже заголовки являются источником информации и их стоит учитывать при решении задачи.

Например, учебник Spotlight 3 класс на с.37 представлен текст Families near and far! После текста четыре предложения на проверку понимания Yes/No. 1.Sam is from Australia. Дети быстро находят в тексте, что это не так. Im Sam Adams. Im from the UK. А как ещё можно было узнать откуда Сэм, не читая текста? На фото изображён флаг Великобритании. 2. His sister is one. Снова в тексте читаем: Can you see my little sister, Petti? Shes only one. А если не читать текст? На фото перед маленьким ребёнком торт со свечой в виде цифры один.

При привлечении внешних источников информации, а 99% её берётся из интернета, учим проверять её достоверность. В первую очередь пользоваться сайтами, рекомендованными учителем, учебным пособием или являющимися профессиональными, все статьи должны быть авторскими, а не перепечаткой, кочующей по просторам интернета, проверять факты в нескольких источниках, чтобы составить своё мнение.

Формирование логических умений.

В процессе обучения главное — понять и удержать цель, поэтому важно внимательно читать/слушать задание. Младшие школьники часто пропускают этот этап и выполняют задание наугад, что однозначно приводит к ошибкам, которые можно было избежать. Например, в контрольных заданиях к учебнику английский в фокусе 3 класс на с.30 есть задание прочитать текст и заполнить анкету на животное. Часть детей заполняют таблицу, используя данные о своих питомцах, и искренне удивляются, что все ответы неправильные. А ошибка в том, что они увидели в анкете слова My pet: e.g. parrot, а текст выше они не увидели, то есть пропустили в задании формулировку read. На начальном этапе обучения следует учить детей читать формулировки заданий внимательно, анализировать их и строить дальнейшую работу с учётом предъявленных требований.

При работе с грамматическими заданиями это позволяет сузить выбор, если в задании говориться, что нужно поставить глаголы в Present Simple или в Present Сontinuous, другие времена точно не встретятся, можно сосредоточиться на предложенных временах. Если задание на подстановку, полезно посчитать количество пропусков и слов для подстановки. Если их количество совпадает, то каждое слово может быть использовано лишь раз, и наоборот, каждое слово обязательно должно быть использовано. Количество пропусков может быть меньше, так как одно слово уже использовано в образце к заданию, обращаем внимание детей на это и советуем вычеркнуть использованное слово, чтобы случайно не написать его.

Бывает вариант с избыточным количеством слов, в задании это особо оговаривается, что одно или два слова будут лишними. Это важно при выполнении задания, не стоит впихивать первые кажущиеся подходящие слова, в этом случае стоит прочитать все слова до конца, все предложения, начать подстановку с тех вариантов, где уверенность на сто процентов, сомнительные варианты оставляем на потом, используем метод исключения.

Работа с текстами в учебниках представлена заданиями нацеленными на проверку понимания содержания разного уровня. На общее понимание чаще всего используются задания Yes/No. Здесь навыки перевода отступают на второй план, а главную роль играет умение сравнивать и анализировать. Учим детей сравнивать слова, несущие смысловую нагрузку, устанавливать соответствия. Если предложения в задании и тексте одинаковые, то проблем обычно не возникает, сложнее, если предложения перефразированы. В этом случае учим выделять ключевые слова и проводить сравнение: число предметов, род, лицо действующих лиц должны соответствовать.

Важно давать ответы, опираясь на данные текста, не делая свои предположения, то есть возможен вариант, когда ответ отсутствует, в инструкции к упражнению это указывается особо — DS (doesnt say). Другой вариант проверки общего понимания текста — подбор заголовков/картинок. В таком случае надо уметь находить ключевые слова, учитывать частотность встречи слов по определённой тематике, не заостряя внимания на подробном переводе. Другая стратегия при работе со специальными вопросами (Wh?), которые служат поиску конкретной информации и предполагают полное понимание текста. Важно установить связь между вопросительными словами и возможными ответами. Так на вопрос Who? в ответе будет персона, What? — предмет. На вопрос Where? ответ river не будет засчитан, потому что это будет ответ на вопрос What? Where? требует использование предлога near the river. Чёткое соответствие имеет Why? — because. Обращаем внимание на двойные вопросы: Does Kate like winter? Why? Учим давать ответ на каждый.

При работе с аудио текстами особенно важно читать предтекстовые и послетекстовые задания, так как они позволяют спрогнозировать общее содержание, определить тематику, действующих лиц. Работа по аудированию представляет большую сложность чем чтение, так как нет зрительной опоры, плюс личные особенности произношения говорящих, темп речи. Часто дети зацикливаются на первом незнакомом слове и теряют нить повествования. Поэтому надо давать ученикам варианты разной речи: взрослых, детей, разные акценты, на фоне уличных шумов.

Обычно при аудировании бывает два прослушивания, каждое со своим заданием. На начальном этапе обучаем своих учеников получать общее представление о прослушанном, не цепляться за непонятные слова, игнорировать их, использовать задания в качестве опоры. Для тренировки навыка аудирования полезно давать следующее задание: послушайте разговор, определите количество беседующих и где они находятся. Или: послушайте беседу и скажите, куда ребята решили пойти вечером. Такое задание не пугает детей своей сложностью, у них есть конкретная задача, не требуется переводить каждое слово, надо выделить кусочек определённой информации из целого. После первого прослушивания обычно получается настроиться на более детальное понимание, уже понятна тематика, действующие лица, имеется представление об особенностях речи говорящих. Мозг настраивается на восприятие, возможно спрогнозировать использование лексики по теме. При повторном прослушивании есть шанс понять то, что не уловили в первый раз, проверить факты вызывающие сомнения.

Целенаправленное развитие логических действий, формирование критического и аналитического мышления помогают детям повысить эффективность обучения, относиться к изучаемому материалу осознано, устанавливать связь между своими усилиями и результатами. Привычка анализировать полученную информацию однозначно полезна и пригодиться во взрослой жизни, а умение пользоваться различными источниками для получения информации поможет быть независимым и строить свое представление о мире. На уроках учитель не просто даёт учебный материал, а учит как с ним работать, цель — заставить детей осознано выполнять задания. Спрашивайте чаще: «Что требуется в задании? Что для этого надо знать? Где найти подсказки?» и меньше будет вопросов со стороны учеников: «А что делать?», к тому же формируется осознание важности внимания на этапе постановки цели, ведь от этого зависит результат дальнейшей работы. Да и детям нравится побыть в роли учителя, объясняя другим, задания и как их выполнять, чувствуя в итоге свою значимость.

 

. . . . .