Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе

Дата публикации: 2023-10-15 11:14:55
Статью разместил(а):
Веселовацкая Алина Валентиновна

Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе

Авторы: Алексеева Н.В. и Веселовацкая А.В.

ГБОУ "Школа № 497 Невского района Санкт-Петербурга"

 

Как и многих учителей начальных классов нас волнует проблема грамотного письма учащихся.

Ещё в период обучения грамоте (систе­ма развивающего обучения) мы поставили  перед собой цель: научить детей сначала слуховой зоркости - слуховому восприятию, а затем зрительной зоркости - зри­тельному вниманию, которые сливаются в одну орфографическую задачу. Но и в этот период у нас не получалось систематичес­кой, целенаправленной работы по этой проблеме - так как нас тогда больше инте­ресовали вопросы, как научить детей мыслить, рассуждать, доказывать, видеть общие и частные признаки, говорить, нести диалог на уроке и т.д. Эту задачу мы с детьми ре­шили, и сейчас перед нами остро встала проблема орфографической грамотности.

Анализ диктантов, проводимых по раз­ным темам, заставил нас задуматься над развитием орфографической зоркости де­тей. Анализ этого вида работы проводился по двум позициям количество ошибок: классификация ошибок по орфограммам. Это дало возможность выявить классификацию учеников по русскому языку и установить причины их  неуспеваемости (хотя причины были у каждого ребёнка свои). Вот некоторые из них:

• незнание правил;

• знание правила, но неумение их применять;

• дети мало и плохо читают, при чтении допускают ошибки;

• отсутствует положительная мотивация;

• плохо развита память, мыслительные процессы протекают медленно;

дети не получают помощи от родите­лей и не контролируются ими.

Вся работа со слабоуспевающими уче­никами была разбита па несколько этапов.

Первый этап — выяснительно-органи­зационный.

Цели: выяснить причины слабой успеваемости, проанализировать ошибки в ра­ботах, установить количественный состав слабоуспевающих учащихся и наметить пути устранения наиболее типичных ошибок.

1. Разработка «экрана грамотности» класса, который помогает увидеть истин­ную картину усвоения детьми различных орфограмм по программе.

2. Для каждого слабоуспевающего ученика был заведён «Дневник грамотности».

Типы ошибок учащиеся должны определять сами, но сначала их надо этому научить. Затем ошибки классифицируются детьми по принципу отношения детей к объекту запоминания в процессе обучения: слова, которые надо запомнить – словарные слова:  слова, которые можно повторить; слова на правила, которые нужно знать и применять на практике, т.е. при письме; ошибки на невнимательность.       

На последующих страницах дневника, отведённые на разные типы ошибок, ученики выписывают конкретные слова, в которых они сделали ошибки в диктанте. Мы бе­рем только проверочные и контрольные дик­танты, хотя  можно включать и дру­гие виды работ. Каждое слово сначала пи­шется правой, а затем левой рукой. Во время написания левой рукой внимание бо­лее длительное время фиксируется на пра­вописании слова. Это касается словарных и проверяемых слов. Подобная работа разви­вает и отрабатывает зрительную и рукодвигательную память, внимание. К тому же повторяются правила, проводится орфогра­фическое проговаривание: учащиеся долж­ны научиться быстро вспоминать нужные слова, тем самым показывая языковую «го­товность памяти».

Повторно сделав ошибку в том же слове, ученик делает отметку о таком повторе. После 3-4 таких отметок ученики практи­чески запоминают верное написание. На страницах, где фиксируются ошибки на правило, дети пишут кратко название пра­вила или «строят» это правило в памятке и около него делают пометку о количестве сделанных ошибок.

На страницах же «Ошибки на внима­ние» фиксируется количество ошибок на пропуск, замену, вставку других букв и про­чих ошибок, а затем их общее число перено­сится на первую страницу в «Дневник гра­мотности».

Надо помнить, что «Дневник грамотнос­ти» заполняется после каждой проверочной письменной работы самими учениками.

3. В рабочих тетрадях у слабоуспеваю­щих учеников мы пишем слова с пропуском по орфограммам, а дети вставляют пропущен­ную букву.

4. Разработка для слабоуспевающих учеников списка изучаемых орфограмм.

5. Разработка памятки «Работа над ошибками».

После всей проделанной работы были намечены следующие пели: раскрытие зна­чения любых изучаемых слов; обнаружение и распознавание орфограммы в слове; при­общение детей к самостоятельной работе над ошибками.

На этом этапе у учащихся развивается память, внимание, расширяется словарный запас.

На втором этапе - методико-отборочном - была поставлена задача: «С чего сле­дует начать работу по формированию ор­фографической зоркости, так необходимой для достижения грамотного письма?»

Прежде всего, необходимо научить де­тей слышать звуки, определять их количе­ство в слогах, а затем в словах, различать гласные и согласные, ударные и безудар­ные; надо научить видеть и узнавать орфог­раммы в слове; приучить к самоконтролю.

Третий этап - тренировочно-техноло­гический.

Цель данного этапа состоит в том, чтобы слабоуспевающие ученики писали слова с предложенными орфограммами правильно и осознанно, умели находить орфограммы в словах, предложениях, доказывали и обос­новывали свой выбор.

На этом этапе используется многократное кратковременное повторение слов с четкой артикуляцией, при этом большое значение имеют зрительные, рукодвигательные, слухоартикуляционные ощущения. Значит, и упражнения подбираются достаточно разнообразные, чтобы они не надоедали  детям и интерес и внимание к ним постоянно возрастали. Для этого пред­лагаются слова с орфограммами в более за­нимательной форме, через любой другой дополнительный материал. Например:

· списывание слов с доски с пропуском букв:

· использование различных группиро­вок (в устной и письменной форме);

· работа в паре с последующей взаимо­проверкой;

· использование ребусов, кроссвордов, загадок:

· игра «Подскажи словечко ...» и др.

Формы работы, которые вводятся на этом этане, различны:

- списывание с разнообразными зада­ниями:

- диктанты зрительные, с комментари­ем, объяснительные выборочные (по орфограммам), предупредительные, картинные, диктанты по памяти;

- диктант «Проверю себя», когда ученик пишет слова с пропуском букв, в напи­сании которых сомневается. После дик­танта дети спрашивают и только потом оставляют нужную букву. Иногда приходится напомнить правило, задать на­водящий вопрос или объяснить. Только доброжелательная обстановка на уроке даст желаемый  результат в этой работе:

- диктант «Найди слона». Диктуется несколько предложений и дается зада­ние: подчеркнуть слова, которые мож­но проверить. Такие диктанты долж­ны быть небольшими по объему, сос­тоящими из 2-3 предложений;

- разнообразные творческие работы, цель которых — развитие связной ре­чи и расширение запаса слов:

- свободные диктанты, изложения, со­чинения, мини -диктанты.

Активно применяются таблицы памяти, памятки-опоры. В общем, каждый учитель должен знать, чем больше дети пишут на  этом этапе, тем прочнее их навыки.

Следующий, четвертый этап — итогово-диагностический.

Цель: проверить умение учащихся пра­вильно писать слова с отработанными ор­фограммами в какой-либо письменной ра­боте. Для этого проводятся разные виды слуховых диктантов: словарные, диагнос­тические (до 10 слов на 3-4 диагностируе­мые  орфограммы; равное количество слов па каждую орфограмму, что позволяет сравнить их усвоение: слова даются в текс­те вперемешку).

При анализе допущенных ошибок в сло­вах определяется усвоение навыка письма, и слова снова включаются в разнообразные упражнения и задания.

Следует помнить, что быстрота и проч­ность усвоения орфографических навыков находится в прямой и непосредственной зависимости как от общего развития детей, так и от развития их отдельных способнос­тей: наблюдательности, внимания, памяти, воли, способности анализировать, а успех всей работы зависит от ряда условии, глав­ными из которых, по нашему мнению, явля­ются:

1) четкое планирование всей работы;

2) тренировочные упражнения, опирающи­еся на зрительные, рукодвигательные, слухоартикуляционные восприятия;

3) систе­матический и разносторонний характер ра­боты по орфографии со слабоуспевающи­ми учениками;

4) постоянный контроль за усвоением пройденных орфограмм.

 

. . . . .