Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Профилактика физического развития обучающихся в современной школе

Дата публикации: 2023-10-13 23:20:28
Статью разместил(а):
Перелыгина Вера Николаевна

Профилактика физического развития обучающихся в современной школе

Автор: Перелыгина Вера Николаевна

МКОУ "СОШ № 11", г. Лиски

 

Разговоры о здоровье человека были актуальны всегда, а здоровье детей – тема, которую обсуждают чаще. Ребенок много времени проводит в стенах школы, кто ему помогает сохранить здоровье? Учитель, который делится нехитрыми приемами, помогающими сохранить здоровье младших школьников и повысить успеваемость.

Здоровье человека – тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в 21 веке она становится первостепенной. Все без исключения люди понимают, как важно заниматься физкультурой и спортом, как здорово закаливать свой организм, делать зарядку, больше двигаться, но как трудно бывает пересилить себя, заставить встать пораньше, сделать несколько упражнений. Мы откладываем занятия физкультурой и спортом на «потом», обещаем себе, что рано или поздно начнем, но иногда становится поздно начинать …

Как и в воспитании нравственности и патриотизма, так и воспитании уважительного отношения к своему здоровью необходимо начинать с раннего детства. Если в семье родители понимают значение физкультуры и спорта для здоровья ребенка, то они с самого раннего детства формируют у ребенка культуру физических занятий, демонстрируя это на своем собственном примере. Если школьный учитель, преподающий любой предмет, понимает значение сохранения здоровья своих учеников, он никогда не позволит себе игнорировать возможность организации на своем уроке оздоровительной гимнастики – минутки отдыха для души и тела ребенка.

По мнению специалистов – медиков, 75% всех болезней человека заложено в детские годы. Почему так происходит? Видимо, все дело в том, что мы, взрослые, ошибочно считаем: для ребенка самое важное – это хорошо учиться. А можно ли хорошо учиться, если у тебя кружится голова, если твой организм ослаблен болезнями и леностью, если он не умеет бороться с недугом? Ответ очевиден.

Цель здоровьесберегающих технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Подготовка к здоровому образу жизни ребенка, профилактика его физического развития  на основе здоровьесберегающих технологий стала приоритетным направлением в моей педагогической деятельности. Анкетирование родителей и обучающихся показало, что знаний в области сохранения здоровья недостаточно, медицинские карты детей пестрили разного рода диагнозами, участились пропуски. Решить проблему разнообразными физминутками не удастся. Тогда и начался поиск различных технологий, методов и приемов. Не будет результата если хаотично использовать накопленный материал, нужна система. По этой системе я работаю уже несколько лет.

С 1 класса знакомлю родителей с режимом дня младшего школьника, провожу несколько консультаций на тему «Здоровое питание». С детьми беседуем о том, что вкусно и полезно, устраиваем выставку рисунков на эту тему. Вместо чипсов и сухариков дети на перемене стали перекусывать фруктами. Каждый учебный день начинаем с зарядки. Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного статического напряжения, я провожу физкультминутки, примерно через 10-15 минут от начала урока или с развитием первой фазы умственного утомления у значительной части учащихся класса. Кроме того, я определяю и фиксирую психологический климат на уроке, провожу эмоциональную разрядку, строго слежу за соблюдением учащихся правильной осанки, позы, за ее соответствием виду работы и чередованием в течение урока. Физкультминутки я провожу, учитывая специфику предмета, зачастую с музыкальным сопровождением, с элементами самомассажа и другими средствами, помогающими восстановить оперативную работоспособность. В состав упражнений для физкультминуток я включаю:

· упражнения по формированию осанки,

· укреплению зрения,

· укрепления мышц рук,

· отдых позвоночника,

· упражнения для ног,

· упражнения на ковре,

· релаксационные упражнения для мимики лица,

· потягивание,

· массаж области груди, лица, рук, ног,

· психогимнастика,

· упражнения, направленные на выработку рационального дыхания.

В процессе обучения регулярно провожу Дни здоровья, которые начинаются с зарядки на улице (в любое время года), беседы в классе «Закаляйся если хочешь быть здоров!», «В гостях у Мойдодыра», «О вредных привычках», «Осторожно грипп!», «Берегите зрение» и др. Спортивные эстафеты и соревнования на свежем воздухе. Эти дни очень запоминаются детям и они их очень любят. Настоящим испытанием на выносливость и  находчивость стала военно – спортивная игра «Зарница»: выполнить задания на улице, утопая в снегу, а затем праздновать победу с чаем у костра с гармошкой и балалайкой.

Родители не остаются в стороне, традиционными стали соревнования между классами «Папа, мама, я – спортивная семья!» Регулярно провожу занятия по ПДД, игры, викторины, конкурсы. Третий урок физкультуры проводим в бассейне, в перспективе – посещение ледового дворца. Вместе с родителями обсуждаем вопросы, связанные с домашним заданием. Рекомендую родителям помочь ребенку выработать привычку укладываться во временные рамки и не растягивать приготовление домашней работы на целый день. В свою очередь строго дозирую домашнюю работу, чтобы избежать перегрузок.

На уроках окружающего мира вместе с детьми работаем над проектами «Что полезно для нашего организма», «Почему надо беречь воду», «Почему важна утренняя зарядка», проводим исследования. В зимний период времени провожу профилактику простудных заболеваний: при выходе на улицу дети смазывают нос аксолиновой мазью, витаминизирую  обед (чай с лимоном, зеленый лук, выращенный в классе, чеснок и репчатый лук), в классе на окне стоит мелко нарезанный чеснок или лимон, посещаем фитобар, где пьем чай из трав.

Дети с большим удовольствием ходят в школу, сетуют на каникулы и выходные дни. Они веселы, бодры,  жизнерадостны, а главное здоровы! Простудные заболевания редки, отличная посещаемость. Большинство детей учатся на 4 и 5.

Сохранение здоровья ребёнка, его социальная адаптация является делом актуальным и сложным. Необходимо широко использовать профилактику здорового образа жизни  для того, чтобы учителя, дети и родители жили в состоянии эмоционального комфорта и высокого интереса к познанию, для того чтобы ученик школы был здоров и социально адаптирован, сохранив любознательность и доверие для дальнейшего обучения.

Здоровый ребёнок – главная проблема ближайшего и отдалённого будущего. Поэтому весь потенциал, все перспективы социального и экономического развития должны быть направлены на сохранение здоровья детей как физического, так и интеллектуального. В.А. Сухомлинский писал: «Опыт убедил нас в том, что примерно у 85% неуспевающих учеников главная причина отставания в учёбе – плохое состояние здоровья, поддающееся излечению только совместными усилиями матери, отца, учителя и врача».

Дайте детству наиграться

Вдоволь, досыта, не  вкратце,

Дайте дождиком умыться,

Дайте, как цветку раскрыться.

Не травите детство спором,

Не нудите разговором,

Не давите злом и страхом,

Не бросайте слов с размаху.

Душу детскую щадите,

Пуще глаза берегите,

Зря за шалость не корите

Ни родитель, ни учитель.

Развивая детский разум,

Не влезайте в дебри сразу.

Детства дни не торопите,

Детству солнце подарите.

Дайте детству наиграться,

Насмеяться, наскакаться,

Дайте радостно проснуться,

Дайте в ласку окунуться.

Дайте детству удержаться,

Дайте верой надышаться,

Дайте в рост ему подняться,

Дайте детству состояться!

 

Литература:

1. Низяева Е.В. и др. Укрепление физического и нравственного здоровья учеников начальных классов - Педагогическое обозрение, 2000. №3. С.100-101.

 2. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. - М.: Академия, 2002.

3. Л.А.Обухова, Н.А.Лемяскина. Школа докторов природы или 135 уроков здоровья. М., «Вако», 2004.

4. Н.И. Дереклеева. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья. – М., «Вако», 2004.

5. О.Е. Жиренко. Ценности здорового образа жизни. Воронеж, 2009.

 

. . . . .