Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Формирование функциональной грамотности младших школьников на уроках в начальной школе

Дата публикации: 2023-10-04 23:32:23
Статью разместил(а):
Кириллова Жанна Валерьевна

Формирование функциональной грамотности младших школьников на уроках в начальной школе

Автор: Кириллова Жанна Валерьевна

Турмасовский филиал МБОУ "Заворонежская СОШ имени Героя Советского Союза В.Л. Исакова"  Мичуринского округа Тамбовской области

 

Аннотация: в данной статье автор освещает вопрос важности формирования функциональной грамотности на начальной ступени образования и успешного использования полученных навыков в повседневной жизни.

Ключевые слова: функциональная грамотность, младшие школьники, практико-ориентированные задания.

 

В настоящее время обществу необходимы люди, обладающие умением реагировать на изменения, происходящие в современном, быстро меняющемся мире. Поэтому происходит повышение требований к уровню образованности человека. Он должен использовать все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Данная способность применять полученные в школе знания и умения в повседневных жизненных ситуациях, называется функциональной грамотностью, основы которой призвана заложить начальная школа, ориентированная на достижение элементарной грамотности как ведущего уровня образованности ученика младшего школьного возраста. Именно она закладывает основы в виде отдельных навыков и способностей функциональной грамотности и социальной компетентности.

В функциональной грамотности выделяется несколько основных видов:

1) общая грамотность, обладая которой, ученики могут считать без калькулятора, отвечать на вопросы, не испытывая затруднений в построении фраз, подборе слов, самостоятельно и свободно излагать свои мысли на бумаге при написании сочинения или доклада.

2) коммуникативная грамотность, которая позволит работать в группе, команде, умея договариваться, согласовывать действия, располагая к к себе других людей.

3) информационная грамотность, обеспечивающая умение отбирать необходимую информацию из книг, энциклопедий и других печатных текстов, использовать информацию из СМИ, читать чертежи, схемы, графики.

4) компьютерная грамотность, позволяющая искать информацию в сети интернет, работать с различными программами, пользоваться электронной почтой и мессенджерами, быть компетентными при решении бытовых проблем.

Для успешного формирования функциональной грамотности школьников, достижения ключевых и предметных компетенций на уроках начальной школы необходимо соблюдать следующие условия:

• обучение должно носить деятельностный характер (одна из целевых функций обучения любому предмету в начальной школе – формирование у школьников умений самостоятельной учебной деятельности,

• учащиеся должны стать активными участниками изучения нового материала;

• в урочной деятельности должна преобладать групповая работа;

• применяются следующие образовательные технологии:

- проблемно-диалогическая технология освоения новых знаний, позволяющая формировать организационные, интеллектуальные и другие умения, в том числе умение самостоятельно осуществлять деятельность учения;

- технология формирования типа правильной читательской деятельности, создающая условия для развития важнейших коммуникативных умений;

- технология проектной деятельности, обеспечивающая условия для формирования всех видов УУД (подготовка различных плакатов, памяток, моделей, организация и проведение выставок, викторин, конкурсов, спектаклей, мини-исследований, предусматривающих обязательную презентацию полученных результатов, и др.);

- уровневая дифференциация обучения, использование которой вносит определённые изменения в стиль взаимодействия учителя с учениками (ученик – это партнёр, имеющий право на принятие решений, например, о содержании своего образования, уровне его усвоения и т.д.), главная же задача и обязанность учителя – помочь ребёнку принять и выполнить принятое им решение;

- обучение на основе «учебных ситуаций», (при изучении величин – масса, вместимость, литр – покупка) образовательная задача которых состоит в организации условий, провоцирующих детское действие и другие.

Важнейшей задачей формирования языковой функциональной грамотности является соблюдение обучающимися этикетных норм, правил речевого поведения, характерных для конкретных социальных условий, регулирующих употребление тех или иных речевых единиц; умение с помощью языковых средств грамотно выражать собственные мысли. Например, при изучении темы «Глагол» прием составления инструкций позволяет  не только формировать умение распознавать части речи, ставить глаголы в начальную форму и в указанные формы времени, определять известные признаки глагола, состав слова, ориентироваться в выборе предложений по цели; правильно использовать глаголы при составлении делового повествования – инструкции; но и учиться составлять план текста, наблюдать за структурой текста, соблюдать условие единства текста, задавать вопросы к тексту, оформлять устную и письменную речь.

Математическая грамотность - способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем свои потребности. Практико-ориентированный подход, дифференцированный подход, развивающий и системно-деятельностный подходы, являются средствами развития математической грамотности. Функциональная грамотность учащихся на уроках математики формируется с помощью компетентностно-ориентированных заданий, интегрированных заданий и информационных технологий.

Формируя общие способы и методы решения сюжетных математических задач, мы учим детей определенным образом действовать на основе математических знаний, в ситуациях, возникающих в повседневной жизни. В учебнике таких задач много. Особенно в 3-4 классе, когда и от ребят требуются практические действия в жизни. Эти задачи практико – ориентированы, связаны с реальной жизнью.

Правильно сформированные навыки чтения – мощный инструмент дальнейшего саморазвития личности. Подобная работа с текстом не только растит читателя, но имеет и развивающий эффект. Формируется познавательный интерес, развивается речь, улучшается запоминание материала, активизируется воображение, появляется внимание к слову, умение сопоставлять факты и делать умозаключения. Технология смыслового чтения позволяет вырабатывать правильный тип читательской деятельности, что поможет думающему ребенку стать думающим читателем. 

При использовании на уроках литературного чтения указанных форм и методов работы у учащихся формируются навыки мышления, являющимися важными составляющими понятия «читательская грамотность», которая является базовым навыком функциональной грамотности младшего школьника. Применение данных приёмов дает положительные результаты. Такие задания позволяют ребятам быть функционально грамотными, умело работать с разными текстами.

Таким образом, формирование функциональной грамотности младших школьников становится одним из приоритетных направлений работы учителя в начальной школе в реалиях современных требований к образованию. Для достижения высоких результатов в этом направлении работа должна вестись целенаправленно, системно и непрерывно. Функциональная грамотность выступает непременным условием успешной адаптации школьников к окружающей среде. В современных условиях она является гарантией успешности человека и символом непрерывного образования.

 

. . . . .