Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Внеклассная работа по учебному предмету "Окружающий мир"

Дата публикации: 2023-10-04 20:42:09
Статью разместил(а):
Алпеева Галина Ивановна

Внеклассная работа по учебному предмету "Окружающий мир"

Автор: Алпеева Галина Ивановна

МКОУ "Лозовская СОШ" Верхнемамонского района Воронежской области

 

По своему содержанию, форме организации, методам проведения внеклассная работа по окружающему миру очень разнообразна:

1. Индивидуальные задания: наблюдения, опыты, эксперименты, способствующие развитию у школьников исследовательских способностей; внеклассное чтение, подбор экспонатов к тематической выставке книг («Птицы наших лесов»); оформление результатов выполненной работы (отчетов), подготовка докладов, рефератов, написание сочинений, изготовление пособий.

2. Групповые занятия, среди которых, в свою очередь, различaются:

а) эпизодические (в целях подготовки праздника и другого массового действа);

б) кружковые занятия, факультативы.

3. Массовые мероприятия, к которым относятся: вечера, конференции, праздники, олимпиады, викторины, утренники, тематические недели/ месяцы, экскурсии, конкурсы, марафоны, ролевые игры, путешествия по станциям, КВН, часы занимательного естествознания.

Безусловно, формы организации внеклассной работы зависят от охвата участников. По количеству участников традиционно принято различать индивидуальные, групповые и фронтальные (массовые) ее виды.

Индивидуальная работа по окружающему миру включает в себя конкретные задания отдельным детям (группам), проявляющим интерес к природе. При этом тематика их проведения может быть самой разнообразной: по уходу за растениями и животными; проведение индивидуальных наблюдений помимо программного минимума; беседы по материалам прочитанной литерaтуры о природе; постановка простейших опытов дома и т.д.

Важным видом индивидуальной внеклассной рaботы до сих пор является домашнее чтение литературы о природе, поэтому одной из задач учителя является приучение школьников к самостоятельному проведению такой рaботы. Для данного вида занятия остаются aктуальными книги В. Бианки, М. Пришвина, И. Акимушкинa, Н. Сладкова и др. В свою очередь В.М. Минaева предлагает следующий перечень занятий:

I-II классы – нaблюдение за формой снежинок и их зарисовка; ростом и рaзвитием комнaтных растений; зимующими птицами на кормушке; распусканием срезанных и поставленных в воду ветвей деревьев и кустарников.

III классы – наблюдение за свойствaми снега; образованием наста; начaлом снеготаяния и скоростью схода снега; повадками отдельных птиц леса; муравейниками и муравьями; божьей коровкой. Составление календаря цветения раннецветущих растений. Прорaщивание семян растений, наблюдение за их ростом.

IV класс – наблюдение за водными растениями и животными аквариума; насекомыми и птицами леса. Сбор насекомых вредителей лесa, парка, поля; растений луга, парка для гербария; обрaзцов почв. Изучение лекарственных растений.

Активизации индивидуальной работы детей младшего школьного возраста по окружающему миру способствует предварительное анонсирование необходимых вариантов сезонной работы: разделы в «Классном уголке живой природы», на «Доске объявлений»; указание на выполнение длительных по времени заданий в индивидуальных календарях наблюдений; ознакомление родителей на собраниях с содержанием будущей практической домашней работы по «Окружающему миру» с акцентированием их внимания на наиболее трудоемкие виды , требующие от них соответствующего участия; инструктаж и последующие индивидуальные консультации и т.д.

Проведение индивидуальных видов внеклассной работы по естествознанию требует учета интересов школьников, объединения их в соответствующие со сходными склонностями группы, что и составляет основу групповой и массовой формы.

К самым распространенным видам групповой внеклассной работы по «Окружающему миру» следует относить:

1) Эпизодическую работу групп, чаще всего приуроченную к подготовке массовых мероприятий в школе, районе природоведческой направленности. Для ее реализации необходим отбор и составление групп из детей, интересующихся исследуемой проблемой и проявляющих повышенный интерес и желание к участию в данном действе. Обычно им предлагается выполнить следующие задания: подобрать материал (статьи, произведения из личного опыта), выучить стихотворение, помочь учителю в разработке сценария праздника, выпустить стенгазету или информационный листок, оформить выставку и т.п., итогом чего является проведение массового мероприятия. Эпизодические группы обычно имеют временный состав, распадающийся после завершения массового мероприятия.

2) Основную форму внеклассной работы – организацию кружков юных любителей природы, имеющих по содержанию работы как общую, широкую направленность, так и конкретно-тематическую специализацию. Например, кружок «Юный эколог», «Любитель комнатных растений», «Исследователь» и др. Чаще всего в кружках занимаются 15-20 человек одного возраста с близким уровнем подготовки и интересами. В кружках занятия выстраиваются более планово, многообразно и целенаправленно, что нередко способствует их рассмотрению в качестве организационных центров для других видов внеклассной работы.

3) Клубную работу, близкую предыдущему виду. На занятиях клубов дети не только получают ответы на возникающие вопросы, но и учатся самостоятельно искать эти ответы. В структуре построения клубов различаются следующие этапы:

· краткое выступление учащихся о результатах своих наблюдений в природе;

· обсуждение основной темы занятия, вопросов, выступлений детей с сообщениями;

· ответы на отдельные детские вопросы, не связанные с главной темой занятия;

· проведение игр, конкурсов, соревнований;

· подведение итогов занятия;

· задание.

Постоянным элементом любого занятия являются вопросы детей и ответы с указанием первоисточника.

Формы массовой работы принадлежат к числу наиболее распространенных в школе. Они рассчитаны на одновременный охват многих учащихся, им свойственно красочность, торжественность, яркость, большое эмоциональное воздействие на детей. Массовая работа содержит в себе большие возможности активизации учащихся.

К массовым мероприятиям относятся: день леса, день птиц, день урожая, коллективный походы за грибами, сбор лекарственных трав, экскурсии, различного рода утренники, вечера, посещение музеев, зоопарка, ботанического сада, тематические просмотры научно популярных и художественных фильмов о природе и их обсуждение, читательские конференции.

Особое место среди всех видов массовых внеклассных мероприятий по природоведению занимают натуралистические кампании: «Неделя леса», «Неделя сада», «Праздник цветов», «Экологическая неделя» и др.

Традиционной формой массовой работы являются школьные праздники. В течение учебного года возможно проведение 4-5 праздников. Они расширяют кругозор, вызывают чувства приобщения к жизни страны. Широко используются конкурсы, олимпиады, смотры. Они стимулируют детскую активность, развивают инициативу.

Проведение этих мероприятий связано с длительной подготовкой, заключающейся в разнообразной работе школьников: наблюдения в природе, постановка простейших опытов, сбор природного материала для выставок (лекарственные растения, семена и плоды), участие в озеленительных работах на территории школы и местного населённого пункта и т.д. Вся такого рода подготовительная работа должна заканчиваться организацией праздника, на котором необходимо подвести итоги проделанной работы школьников. Все натуралистические кампании должны иметь природоохранительную направленность. Значение массовых мероприятий трудно переоценить.

· Во-первых, во время их проведения решаются многочисленные познавательные, воспитательные и развивающие задачи.

· Во-вторых, они осуществляются коллективно, а все лучшие черты детей формируются в школьном коллективе. Воспитание через коллектив, воздействие коллектива на отдельных учеников исключительно велико. Оно обеспечивает разнообразные формы воздействия, особенно сильно влияет на эмоциональный подъем всего коллектива. У детей появляется желание принять участие в том или ином мероприятии, например походе за грибами в начале осени.

· В-третьих, каждое массовое мероприятие - это привитие навыков норм по ведения, которые трудно развиваются в обыденной жизни.

Таким образом, важнейшее значение массовых внеклассных мероприятий состоит в том, что они являются мощным средством организации детей, способствующим воспитанию ответственности за порученное дело.

Массовые мероприятия должны быть спланированы на все 4 года обучения детей в начальных классах. В плане необходимо указать доли участия класса в каждом мероприятии. Каждое из мероприятий - сложный и многообразный вид работы. Перед ним ставятся определенные учебно-воспитательные задачи.

Вся внеклассная работа по окружающему миру способствует развитию кругозора детей, сплоченности коллектива, нацелена на расширение и уточнение их знаний и умений. Выбор же конкретной формы зависит от содержания материала, общего развития детей, интересов учителя, местных условий и возможностей школы. Вместе с тем любая форма внеклассной работы требует отзыва и участия взрослых, особенно родителей. Именно поэтому авторы многих программ заранее ориентируют на совместную работу семьи и школы по курсу «Окружающий мир», в том числе в виде выполнения «совместных» детско-родительских заданий.

Среди групповых форм внеклассной работы основной организационной формой является кружковая деятельность. В кружках, как правило, наиболее целенаправленно и плавно строятся внеклассные занятия. Занятия и учет интересов учащихся будет способствовать развитию у членов кружка качеств натуралиста-естествоиспытателя: наблюдательности, любознательности, пытливости и бережного отношения к природе.

При организации работы необходимо опираться на инициативу и самодеятельность детей при сохранении руководящей роли учителя. Эффективность в значительной степени зависит от правильного планирования. Исходя из этого, основным документом в работе с кружком служит план учебно - воспитательной работы, который составляется руководителем на текущий учебный год в соответствии с работой кружка. В план входят теоретические и практические занятия, беседы, итоговые занятия подготовка и проведение массовых мероприятий.

Продуманное планирование приучит к определенному порядку в постановке занятий, избавляет от бессмысленности. Главная забота учителя должна быть в том, чтобы в кружках началась содержательная, интересная и активная работа, дающая ощутимые результаты труда ребят, которая стала бы ростком того, что поможет разбудить постоянный интерес к изучению природы и формирование потребностей в знаниях о ней.

Работа детей в кружках дает возможность глубже изучать предмет, использовать результаты некоторых опытов на уроках, способствует развитию интереса к предметам естественного цикла. Кружок не отвлекает учащихся от основной учебной работы, а наоборот, помогает им усвоить необходимые знания, развить определенные знания и навыки. Учебная работа в классе служит как бы теоретической основой для самостоятельной работы в кружке, а работа в кружке способствует оживлению работы на уроке. Кроме того, в кружке можно организовать сбор материала, составление коллекций, изготовление наглядных пособий, которые впоследствии используются на уроках.

Работа учащихся в кружке является хорошим средством воспитания. Часто в результате этих занятий неуспевающие ученики начинают проявлять интерес и лучше заниматься, у них развивается интерес к чтению, что очень важно в начальных классах. У многих детей обнаруживаются большие способности, инициатива, изобретательность. Кружок способствует экологическому образованию и природоохранительному воспитанию учащихся. У них развиваются чувство любви к природе, ответственности за сохранение ее богатств, они приучаются заботиться о живых организмах.

На кружковых занятиях по естествознанию учащиеся шире и глубже изучают природу, составляющие ее компоненты и их отличительные признаки, убеждаются в связи организмов с окружающей средой, наглядно видят влияние человека на природу.

Кружковая работа дает широкое поле для воспитания ответственности за порученное дело, проявление инициативы, принципиальной требовательности, взаимопомощи. В кружке учащиеся вместе работают, преодолевают трудности для достижения поставленной цели. Огромное значение кружковой работы в формировании у детей интереса к природе отмечали многие педагоги. Кружковая воспитательная работа, обладает некоторыми преимуществами по сравнению с учебной, так как организуется на добровольных началах: программа работы кружка не связана с рамками обязательных учебных программ; продолжительность занятий не ограничивается строго по времени, кружок имеет большие возможности для организации различных видов деятельности детей и позволяет использовать в оптимальном сочетании традиционные и инновационные формы и методы работы.

Изначально содержание работы кружка должны иметь гуманистическую направленность, проявляющуюся у детей бережного отношения к природе, воспитание нравственной культуры, обогащении представлений о добре и зле, положительном и отрицательном воздействии человека на природу, в формировании опыта разумного и гуманного поведения в природе, а также новых знаний об оказании помощи природе.

Кружковую работу с младшими школьниками целесообразно начинать со 2-3 классов, когда у детей уже сформировались на житейском и научном уровне первоначальные представления о природе, взаимосвязях в ней, роли человека в природе. При организации работы кружка следует иметь в виду, что его название должно быть эмоционально привлекательным для школьников, поэтому в его выборе должны участвовать сами дети. Формируемые в кружке понятия, представления и значения связаны с теми, которые школьники получают на уроках. Работа в кружке может опережать или продолжать учебную программу. При этом широта и глубина знаний школьников могут существенно превышать полученных на уроке. Это обусловлено не только тем, что кружковая работа позволяет выйти за рамки учебной, но, прежде всего тем, что главным принципом ее организации является опора на интересы детей.

Кружковая работа является наиболее целесообразной для групповой экологической работы с учащимися начальных классов. Программа экологического кружка должна отражать все аспекты содержания экологического воспитания:

· научно-познавательного;

· ценностного;

· нормативного;

· практически-деятельностного.

Научно-познавательный аспект содержания, развивающий интерес младших школьников к проблемам окружающей среды и формирующий представление о научной картине мира, может быть представлен материалом, раскрывающим свойства предметов и явлений, их многообразие, связи между ними.

Быстрая утомляемость младших школьников - характерная особенность данного возраста. Этим обуславливается необходимость использования на занятиях стихов, песен, загадок, игровых моментов. Это снимает эмоциональное и физическое напряжение, повышает интерес к материалу.

Для того чтобы занятия были интересны и не утомляли детей, целесообразно предусматривать и смену видов деятельности: познавательная, игровая, творческая, трудовая, исследовательская и т.д. Активизация деятельности младших школьников в кружке способствует разнообразие форм и методов работы: занятия в рабочей комнате продолжается экскурсиями в музеи; коллективные творческие дела завершают выставки, встречи с интересными людьми, викторины, праздники. В практике школы часто используются заочные путешествия, прогулки «по экологической тропе». В ходе занятий изучение теоретического материала должно сменяться творческой деятельностью детей, игрой. Кружковая работа дает возможность привлекать младших школьников к проведению исследовательской деятельности в природе.

Один из важнейших принципов организации кружковой работы - краеведческий, реализация которого дает детям возможность полнее понять местные, региональные и глобальные экологические проблемы. В связи с этим в содержание бесед, экскурсий, полезно включать информацию о состоянии природы области родного города (села). В кружке создаются благоприятные условия для «соединения деятельности рук и головы», позволяющие школьникам применять на практике творчески полученные знания, оказывая непосредственную помощь природе.

Успех работы кружка в значительной степени зависит от умелого использования на занятиях в качестве средств воздействия на эмоциональную сферу школьников произведений виднейших мастеров кисти и пера, гениальных творений композиторов, воспевающих и прославляющих родную природу. Эмоциональная привлекательность, эстетичность - вот необходимые условия проведения кружковой работы с младшими школьниками.

  

. . . . .