Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Особенности школьной тревожности в младшем школьном возрасте

Дата публикации: 2023-10-03 20:28:29
Статью разместил(а):
Карагеорги Надежда Викторовна

Особенности школьной тревожности в младшем школьном возрасте 

Автор: Карагеорги Надежда Викторовна

МОБУ "Школа "Взлетай", Уфимский район Респубики Башкортостан 

 

Аннотация: Статья раскрывает вопрос психологической тревожности в младшем школьном возрасте. Принята попытка проследить особенности проявления тревожности у младших школьников.  

Ключевые слова: школьная тревожность, младшие школьники. 

Тематическая рубрика: Начальная школа. 

 

В современной психологии принято различать термины «тревога» и «тревожность», так тревога – эмоциональное состояние, возникающее в ситуации неопределенной опасности и проявляющееся в ожидании неблагополучного развития событий. Понятие тревоги было введено З.Фрейдом, как вид бесконтрольного, непредсказуемого страха.  

Исследованиями продемонстрировано, что самочувствие тревоги может меняться по силе возникновения и во времени как структура уровня невроза, которому подвергается индивид. 

В отличие от тревоги, тревожность рассматривается как психосоматическое свойство и определяется, как предрасположенность индивидуума к сопереживанию тревоги, обуславливающаяся низким порогом формирования реакции тревоги. 

Термин «тревожность» используется для обозначения относительно устойчивых индивидуальных различий в склонности индивида испытывать это состояние. Личность с выраженной раздражительностью склонна расценивать окружающий мир как заключающий в себе трудность и угрозу в значительно большей степени, чем личность с низким уровнем тревожности. 

Для каждого человека присущ свой приемлемый уровень тревожности, так называемая полезная тревожность, которая является нужным условием становления личности  

На сегодняшний день, тщательно изучив процесс возникновения тревожности, ее механизмы остаются до конца  не определенными, и проблема обращения к этому психическому свойству в практике психологической помощи во многом сводится к тому, является ли она врожденной, генетически обусловленной чертой, или складывается под влиянием различных жизненных обстоятельств.  

Исследования А.М.Прихожан (2001) показали, что существуют различные формы тревожности, среди них можно выделить следующие варианты.  

Открытая тревожность – сознательно переживаемая и проявляющаяся в деятельности в виде состояния тревоги. 

Скрытая тревожность – неосознаваемая, проявляющаяся либо в чрезмерном спокойствии, нечувствительности к реальному неблагополучию или его отрицанию, либо косвенным путем через специфические формы поведения (теребление волос, расхаживание из стороны в сторону, постукивание пальцами по столу и т.д.). 

Несмотря на то, что существование феномена тревожности у практикующих психологов не вызывает сомнений, ее проявления в поведении проследить довольно сложно. Это связано с тем, что тревожность часто маскируется под  поведенческие проявления других проблем, таких как агрессивность, склонность к подчинению, лень, лживость, ложная гиперактивность, уход в болезнь.  

Тревожность как психическое свойство имеет ярко выраженную возрастную специфику, обнаруживающуюся в ее содержании, источниках, формах проявления и компенсации. Для каждого возраста существуют определенные области действительности, которые вызывают повышенную тревогу у большинства детей, вне зависимости от реальной угрозы . 

К часто встречающимся причинам появления тревожности у детей младшего школьного возраста можно перечислить:  

- внутриличностные конфликты, прежде всего, связанные с оценкой собственной успешности; 

- нарушения внутрисемейного/ внутришкольного взаимодействия; 

- соматические нарушения. 

У младших школьников тревожность является результатом фрустрации потребности в надежности, защищенности со стороны ближайшего окружения. В данном возрасте таким близким взрослым, помимо родителей, может оказаться учитель.  

Почему именно в младшем школьном возрасте данному понятию уделяется столь пристальное внимание? Потому, что тревожность, как устойчивая личностная черта, формируется только в подростковом возрасте. Именно тогда, она может выполнять мобилизирующую роль. До этого тревожность является функцией ситуации и оказывает дезорганизующее влияние, снижая продуктивность деятельности школьников. 

Следует отметить, что чувство тревоги в школьном возрасте неизбежно, поскольку познание всегда сопровождается тревогой. Поэтому оптимальная учеба в школе возможна при условии систематического переживания тревоги по поводу событий школьной жизни. Однако интенсивность этого переживания не должна превышать «критической точки». 

На основе анализа литературы и опыта работы со школьной тревожностью мы выделили несколько факторов, воздействие которых способствует ее  формированию, закреплению. В их число входит:  

- учебные перегрузки; 

- неспособность учащегося справиться со школьной программой; 

- неадекватные ожидания со стороны родителей; 

- неблагоприятные отношения с педагогами; 

 - регулярно повторяющиеся оценочно-экзаменационные ситуации; 

- смена школьного коллектива /непринятие детским коллективом.  

Проявление школьной тревожности в поведении учащихся.

Школьная тревожность может проявляться по-разному. Это возможно и низкая активность  на уроках, застенчивость, нежелание реагировать на замечания учителя, и зажатость при ответах. Если у ребенка присутствуют такие признаки,  часты высокие эмоциональные нагрузки, школьник чаще болеет, чаще пропускает занятия, возможны психосоматические проявления. Во время перемен, в свободное время такой ребенок редко общается со сверстниками, не вступает в близкие  контакты с детьми. 

Таким образом, школьная тревожность привлекает к себе внимание, так как является одной из типичных проблем. Она выступает ярким признаком школьной дезадаптации ребенка, отрицательно влияет на все сферы его жизнедеятельности: на учебу, на здоровье, на общий уровень благополучия.

Дети с выраженной тревожностью проявляют себя по-разному. Одни никогда не нарушают правила поведения и всегда готовы к урокам, другие неуправляемы, невнимательны и невоспитанны. Главным будет являться то, что формирование эмоций, воспитание нравственных чувств будет содействовать совершенному отношению человека к окружающему миру, обществу, способствовать становлению гармонически развитой личности. 

 

Список литературы:

1. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других. М.: Изд-во Института психологии РАН, 1996. 335 с. 

2. Кочубей Б.Н.,. Новикова Е.А.  Ярлыки для тревожности // Журнал «Семья и школа» 2008, № 9. С.12-18. 

3. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. – СПб: «Питер» 2001.-303 с. 

4. Психологический словарь. 3-е изд., доп. и перераб. / Авт.-сост.  Копорулина В.Н., Смирнова. М.Н., Гордеева Н.О. Ростов-на-Дону. Феникс, 2004. 640с.  

5. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. 264 с. 

6. Прихожан А.М. Причины, профилактика и преодоление тревожности // Психологическая наука и образование. 1998. № 2. С.11-18. 

7. Прихожан А.М. Формы и маски тревожности. Влияние тревожности на деятельность и развитие личности // Тревога и тревожность / Ред. В.М. Астапов. СПб., 2001. С. 143-156. 

8. Микляева А.В., Румянцева П.В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция. СПб., 2006. 109 с. 

9. Хабирова Е.Р. Тревожность и ее последствия. // Ананьевские чтения. 2003. СПб., 2003. С. 301-302. 

 

. . . . .