Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Система коррекционно-развивающего обучения на базе общеобразовательной школы с введением ФГОС

Дата публикации: 2023-09-28 17:35:30
Статью разместил(а):
Пахомова Валентина Васильевна

Система коррекционно-развивающего обучения на базе общеобразовательной школы с введением ФГОС

Автор: Пахомова Валентина Васильевна

МКОУ «Лозовская СОШ Верхнемамонского муниципального района Воронежской области»

 

Новая социальная обстановка, новые гуманистические взгляды педагогов и психологов требуют изменений в сложившиеся за многие годы российской образовательной системе, которой нужен иной подход в организации и учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе. 

В системе образования России, как и в других странах мира, ведущие позиции в обучении детей с проблемами в развитии все более активно занимает интеграция. Несмотря на различные трудности, связанные с обучением детей с умственной недостаточностью в массовой школе, процесс их интеграции в общеобразовательные школы постепенно интенсифицируется. Однако в настоящее время это не является массовым явлением. Интегрированное обучение предполагает почти индивидуальную работу педагогов с ребенком и его родителями, а значит, его успех во многом зависит от согласованности в работе всех участников образовательного процесса, от организации коррекционно-педагогической поддержки учащихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы. Некоторые дети инвалиды обучаются по комбинированному типу: часть занятий ребенок посещает в школе, а в остальное время обучается индивидуально на дому. 

До сих пор в нашей стране к образовательной интеграции детей с умственной недостаточностью относятся с определенной сдержанностью. Частично на интеграцию резко негативно реагируют родители нормально развивающихся детей, частично - учителя и дефектологи, которые говорят о том, что дети не получат полный набор необходимой специальной помощи, если будут посещать обычные классы в общеобразовательных школах. Более всего педагогами обсуждается: все ли дети могут быть интегрированы, и как обеспечить их психолого-медико-педагогическое сопровождение в общеобразовательной школе, возможно ли решить проблему воспитания позитивного отношения к этим детям со стороны нормально развивающихся детей и их родителей. Однако, в настоящее время основное внимание исследователей (педагогов и психологов) направлено на определение содержания и условий оказания коррекционно-педагогической поддержки детям с умственной недостаточностью, интегрированным в общеобразовательные учреждения. 

Отечественная концепция интегрированного обучения строится на трех основных принципах: ранней диагностике и коррекции; обязательной коррекционной помощи каждому интегрированному ребенку в общеобразовательное пространство; обоснованном отборе детей для интегрированного обучения . 

Кроме того в настоящее время возникла необходимость обратить более пристальное внимание на детей дезадаптированных, не осваивающих школьные предметные программы. Они становятся неуспевающими, (потенциальными второгодниками), разрушителями учебной деятельности на уроках, нарушителями дисциплины в школе и социальных норм поведения вне ее. Такие дети получили название "дети группы риска". 

В мировой литературе и практике дети группы риска определяются как нормальные дети (их 90%, не ниже), но в силу разных причин биологического, физиологического, генетического, социального характера у них наблюдаются слабые нарушения отдельных функций мозга, которые вызывают отставания в учении и отклонения в поведении. Эти минимальные мозговые дисфункции могут быть компенсированы при соответствующей организации воспитательной и учебной работы в школе и семье.

В понятие "дети группы риска" включаются характеристики 2-х категорий учащихся: дети с трудностями в учении и дети с отклонениями в поведении . 

Исследования показывают, что 10% детей не усваивают школьную программу и 30% - испытывают трудности. Таким образом, с позиции решения задач обучения в коррекции (особом подходе) нуждаются 40% детей. Остается 50% детей, которые неадекватны в социальных отношениях, требуют коррекции в области воспитания. 

Каждый ребенок может достигнуть успехов, если ему будут обеспечены комплексная диагностика, профилактическая и коррекционно-педагогическая помощь в соответствующем обучении, воспитании и реабилитации . 

Обучающиеся, не освоившие программу первого класса, переводятся в специальные коррекционные классы 7 вида. В учебный план таких  классов вводятся специальные коррекционно-развивающие занятия с дефектологом, психологом, логопедом и учителем предметником.

Обучение в коррекционных классах ведется по действующим в массовой школе программам и учебникам. Состав класса может меняться. Дети, которые в процессе работы преодолели отставание в развитии и приобрели необходимые качества учебной деятельности, переводятся в обычные классы. Школьный врач осуществляет медицинский надзор за состоянием здоровья учеников классов. Наряду с основной своей функцией - коррекционно-развивающей, коррекционные классы в школе выполняют и еще одну функцию - диагностическую. Если и в щадящих условиях коррекционного класса ученик обнаруживает свою несостоятельность, то появляется серьезные основания думать о какой-то не выявленной до школы патологии, что позволяет своевременно поставить вопрос о переводе в соответствующий тип специального обучения. 

Задача специальных коррекционных классов 7 вида - добротное обучение чтению, письму, грамотной устной речи, счету, обогащение знаниями о природе, обществе, создание условий для адаптации учащихся в современных условиях жизни. 

Безусловно, работа и в общеобразовательных классах и в специальных коррекционных классах не будет достаточно эффективной без хорошо налаженной диагностики. 

Диагностика осуществляется по четырем параллельным направлениям: 

· отметочная, дающая представление о текущих состояниях учебной деятельности учащегося, класса; 

· динамика отметок по предмету, дающая возможность фиксировать эффективность деятельности педагога и предметной динамики учащегося; 

· частные диагностики внимания, памяти, воображения, интеллекта, тревожности (эпизодически) - и т.п., рассчитанные на уточнение и конкретизацию психологических, личностных и учебных характеристик учащегося. 

· диагностика пробелов в знаниях. 

Результаты диагностик в дальнейшем используются для планирования коррекционной работы. Таким образом осуществляется мониторинг состояний учащихся (учебной успешности и социальной адаптированности). 

Для повышения качества работы используются основные этапы работы: 

· организация и проведение специалистами различных профилей комплексного изучения детей, обучающихся в классах коррекционно-развивающего обучения и испытывающих трудности в учении и адаптации к школьной жизни; 

· организация профилактических и коррекционных мероприятий с детьми; 

· изучение личности ребенка, посредством выявления уровня и особенностей внимание, памяти, эмоционально - личностной зрелости, речи, познавательной деятельности и др; 

· разработка методических рекомендаций для учителей учащихся и их родителей по обеспечению дифференцированного подхода к процессу обучения и воспитания; 

· оказание помощи в выборе оптимальной для развития учащегося программы, класса и типа образовательного учреждения (в соответствии с результатами учебной деятельности за четверть); 

· организация мероприятий по профилактике эмоциональных срывов, физических, интеллектуальных и психических перегрузок; 

· подготовка заключения о состоянии и развитии физического, интеллектуального и психического здоровья учащихся классов . 

Наблюдения учителей, проведение контрольных и тестовых диагностик, фиксация результатов собеседований - все это представляет собой механизм отслеживания состояния и изменения состояния (динамики развития) учащихся . 

В процессе обсуждения результатов учебной деятельности учащихся рассматриваются и учитываются все аспекты учебной деятельности учащихся и их поведения. Учитываются результаты текущих, итоговых и срезовых контрольных работ, а также мнение всех участников образовательного процесса. 

Ведущая роль в развитии и воспитании обучающихся в образовательном учреждении принадлежит учителю, так как он имеет возможность ежедневно наблюдать и корректировать учебную деятельность. 

Все причины трудностей в обучении можно разделить на семь групп причин: 

· низкий уровень восприятия и ориентировки в пространстве; 

· недостатки в развитии внимания; 

· недостатки в развитии памяти; 

· недостатки в развитии мышления; 

· недостатки в развитии речи; 

· несформированность приемов учебной деятельности; 

· индивидуально-типологические особенности. 

Свою коррекционно-развивающую работу я начинаю с педагогической диагностики. Это необходимые сведения о сформированности позиции школьника, уровне активности и самостоятельности, уровне мышления. 

Приучаю детей, испытывающих трудности в обучении, к самостоятельной работе в тетрадях, на индивидуальных карточках. С этой целью даются необходимые подсказки- схемы задач, краткие записи условий, схемы- рисунки, памятки и т.п. 

Обнаружив ошибку, стараюсь не исправлять её, подчеркиваю то место, где она допущена, дав возможность самому ребенку исправить её. 

В ознакомлении учащихся со способами письменного выполнения сложения и вычитания на уроках подробно рассматриваются соответствующий алгоритм. Детям с трудностями в обучении даются памятки, в которых дана последовательность операций. Это памятки–подсказки в коррекционных тетрадях на листочках при самостоятельной работе в обычной тетради. 

Виды работы по коррекционно развивающему обучению: 

· индивидуальные карточки 

· памятки 

· опоры 

· схемы 

· графические диктанты 

· пяти минутки по развитию речи 

· артикуляционная гимнастика 

· дыхательная гимнастика 

· чистоговорки 

· скороговорки 

· зрительные диктанты 

· метод какографии 

Таким образом, хотелось бы сказать, что существенной чертой коррекционно-развивающего обучения является индивидуально-групповая работа, направленная на коррекцию индивидуальных недостатков развития учащихся. Такие занятия могут иметь общеразвивающие цели, к примеру, повышение уровня общего, сенсорного, интеллектуального развития, памяти, внимания, коррекции зрительно-моторных нарушений, общей и мелкой моторики, но могут быть и предметной направленности; подготовка к восприятию трудных тем учебной программы, восполнение пробелов предшествующего обучения и т.д.

Современные требования общества к подготовке подрастающего поколения могут быть реализованы при дифференцированном подходе к целям, содержанию и срокам освоения образовательного стандарта. Важнейшим принципом для этого является принцип доступности учебного материала.

Одной из наиболее острых проблем современной педагогики остаётся проблема стойкой неуспеваемости и трудностей школьной адаптации.

Понятие «школьная неуспеваемость» в современной дидактике не выделяется как самостоятельное. Определение неуспеваемости даётся как антипод успеваемости. Под успеваемостью понимается «степень усвоения знаний, умений, навыков, установленной учебной программой, с точки зрения их полноты, сознательности и прочности». 

Количество детей, которые уже в начальных классах по различным причинам не в состоянии за отведённое время и в необходимом объёме усвоить программу, колеблется от 20% до 30%. Увеличение числа таких детей отмечается во всём мире, и проблема их обучения стала одной из наиболее актуальных психолого-педагогических проблем. 

Недостаточное формирование способностей детей к усвоению знаний у этих учащихся сочетается с ослабленным нервно-психическим здоровьем. Трудности в обучении могут быть обусловлены снижением уровня развития познавательной деятельности или сочетанием тех или других неблагоприятных факторов. 

В настоящее время нет единой терминологии в обозначении ребёнка с трудностями в обучении, его школьных проблем, не разработаны пособия, помогающие учителю осуществлять индивидуальную коррекционную работу. Учитель не может ориентироваться в литературе, ведь для обозначения одного и того же понятия используются разные названия — дети. с пониженной обучаемостью, отстающие в учении, «группа риска», педагогически запущенные, нервные и т.д.

Одной из важнейших задач коррекционной работы является связь: «педагог — ребёнок с трудностями в обучении — семья». Эта триада оказывает положительное влияние на коррекцию и развитие ребёнка в тех случаях, когда её взрослые члены делают установку на сотрудничество. Это умение встать на точку зрения другого, в первую очередь ребёнка, чувство сопереживания, разумная систематическая помощь и одновременно такая же разумная требовательность, заинтересованность в успешном решении проблем ребёнка, касающихся его обучения, здоровья, досуга.

К сожалению, для большинства родителей характерна низкая заинтересованность в делах и успехах своих детей. Родители не тревожатся за успехи детей, пренебрегают их интересами. В конфликтных ситуациях они как бы занимают чаще всего неадекватную позицию, не понимая ситуацию и не пытаясь найти выход. Не умея оказать ему помощь, родители все надежды возлагают на учителя, перекладывая на нас свои обязанности по воспитанию и обучению. При этом эпизодически требуют от ребёнка безоговорочного подчинения и послушания. Таким образом, и в школе и дома ребёнок находится в режиме авторитарного подчинения, что является чрезвычайно вредным для его нервно-психического здоровья. При таких особенностях отношения со взрослыми у детей и подростков начинают действовать «механизмы психологической защиты».

Ребёнок не стремится к достижению успеха, он смиряется с ролью, которую ему отводят учителя и родители, чувствуя себя одиноко и неуверенно. Чтобы замаскировать эту неуверенность, ребёнок начинает вести себя независимо, старается казаться равнодушным. Однако, как и все дети, он подчиняется мотивации успеха и страстно хочет обратить на себя внимание, получить одобрение и уважение окружающих. 

Принцип коррекционной работы предполагает воздействие на сенсорное, умственное и речевое развитие детей на индивидуальных занятиях и в небольших группах. 

Цель коррекционной работы — повышение уровня общего развития детей, восполнение пробелов, индивидуальная работа по формированию недостаточно освоенных умений и навыков. 

Содержание индивидуальных занятий должно исключить формальный механический подход, «натаскивание» в формировании отдельных навыков. 

Продолжительность занятий с одним учеником или группой не должна превышать 20 мин. В группу можно объединять 3-4 ученика, у которых обнаружены одинаковые пробелы в усвоении школьной программы. Работа с целым классом или большим количеством учащихся на этих занятиях не допускается. 

При организации коррекционных занятий необходимо исходить из возможностей ребёнка: задание должно лежать в зоне умеренной трудности, но быть доступным, т.к. на первых этапах коррекционной работы необходимо обеспечить ученику переживание успеха на фоне определённой затраты усилий. В дальнейшем трудность задания следует увеличивать пропорционально возрастающим возможностям ребёнка. 

Цель и результаты не должны быть слишком отдалены во времени от начала выполнения задания, они должны быть значимы для учащихся, поэтому при организации коррекционного воздействия необходимо создание дополнительной стимуляции (похвала учителя, соревнование). Эффективно использование различного рода игровых ситуаций, дидактических игр, игровых упражнений, задач, способных сделать учебную деятельность более актуальной и значимой для ребёнка. 

Основные направления коррекционной работы: 

I. Совершенствование движений и сенсомоторного развития:
- развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук; 
- развитие навыков каллиграфии; 
- развитие артикуляционной моторики.

II. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
- развитие зрительного восприятия и узнавания; 
- развитие зрительной памяти и внимания;
- формирование обобщённых представлений о свойствах предмета (цвет, форма, величина) 
- развитие пространственных представлений ориентации; 
- развитие представлений о времени; 
- развитие слухового внимания и памяти; 
- развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа.

III. Развитие основных мыслительных операций:

- навыков соотносительного анализа; 
- навыков группировки и классификации (на базе овладения основными 
- родовыми понятиями; 
- умение работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму; 
- умение планировать деятельность; 
- развитие комбинаторных способностей.

IV. Развитие различных видов мышления:
- развитие наглядно-образного мышления; 
- развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).

V. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы (релаксационные упражнения для мимики лица, драматизация, чтение по ролям).

VI. Развитие речи овладение техникой речи.

VII. Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.

VIII. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

I. Развитие мелкой моторики (коррекция):
1. Вращение кистей; 
2. Сжимание и разжимание пальцев в кулаках; 
3. «Погладим котёнка» (поглаживающие движения рук) 
4. Массаж подушечек пальцев; 
5. Нанизывание мелких предметов на нитку (бусы, бисер); 
6. Застёгивание и расстёгивание пуговиц, шнурков; 
7. Лепка, резание ножницами, раскраски, аппликация; 
8. Складывание мозаики; 
9. Змейка (дорожка, провести линию не касаясь её стенок и не пересекая); 
10. Рисование узоров.

Развитие артикуляционной моторики:
1. Скороговорки; 
2. Чистоговорки; 
3. Зеркало, для анализа правильного произношения звука р р л л (язык, зубы, губы, воздух) 

II. Психическая деятельность.

- зрительная память и внимание; (точно срисовать картинку, выбрать и найти слоги и слова, которые написаны до тире 
Где — дег, гед, гдо, гед, егд, где, гдо, дог, где. 
Слон — носл, лосн, слон, слол, лосм, слон, слом.

- зрительный диктант;
- развитие фонематических представлений, звуковой анализ; 
- логопед; 
- склеенное слово (клей пролился, слово склеилось); 
а) былазимаморозщипалщёки — (анализ и синтез) 
б) буквенный диктант; 
в) предметное лото; 
г) близкие по звуковому составу, но различные по смыслу (крыша — крыса); 
д) слова с двумя оппозиционными звуками (сушка); 
е) назови слова из 3, 4, 5 звуков, начинающиеся на определённый звук.

Пространственная ориентация:
Правый, левый, на, над. 
- составление узоров из геометрической мозаики; 
- конструктор; 
- написание слов справа налево; 
- узнавание по контуру и т.д.

III. Развитие мыслительных операций:
- классификация (раздели на 2 группы следующие числа: 11, 12, 13, 14, 15, ...20) 
- раздели слова на две группы ( с безуд. гласи. и пари. зв./глух. согл.) 
- инструкция, алгоритм.

На какие три равные группы можно разделить слова? 
Сон, сын, сад, рот, рак. 
Дом, дым, дал, вол, выл, вал, рыл.

1. Раздели слова в три группы по буквам, обозначающим рази. гласные. 
2. Выпиши каждую группу в отдельный столбик.

ИЛИ 
1. Раздели слова в три группы по буквам, обозначающим разные. гласные. 
2. Все слова с буквой О — в один, с буквой Ы- в другой, с буквой А — в третий столбик. 

ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ направлена на создание условий для обеспечения психологической коррекции недостатков в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи детям этой категории в освоении образовательной программы. 

Задачи педагога в рамках реализации программы: 

- выявить особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья, обусловленные недостатками в их физическом и (или) психическом развитии. 

- определить особенности организации образовательного процесса для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой нарушения развития и степенью его выраженности. 

- осуществить индивидуально ориентированную психолого-педагогическую помощь детям с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей. 

Деятельность учителя образования органично вписывается в Программу коррекционной работы образовательного учреждения. Сюда следует включить всю коррекционную деятельность психолога, представленную коррекционными психологическим программами и сопровождаемую соответствующим диагностированием, наряду с программами педагогов коррекционных классов, логопедов и дефектологов. Эти психологические программы, направленные на: 

- коррекцию познавательных процессов у отдельных групп детей: неуспевающих, с педагогической запущенность, психологически неготовых к школе и др.

- коррекцию личностной сферы или отдельных личностных особенностей (для агрессивных детей, неуверенных в себе, дезадаптированных, для детей и подростков с неразвитыми коммуникативными навыками и др.);

- коррекцию девиантного поведения;

- коррекцию эмоциональной сферы (для тревожных детей, детей со страхами и школьными неврозами и др.);

- многие другие. 

В этот раздел образовательной программы, согласно Стандарту, можно включать при необходимости Программы комплексного индивидуально ориентированного психолого-медико-педагогического сопровождения в условиях образовательного процесса всех детей с особыми образовательными потребностями с учётом состояния здоровья и особенностей психофизического развития (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии). Однако, такая программ разрабатывается всеми специалистами, работающими с ребёнком, а не психологом в одиночку. 

В рамках Программы отдельных учебных предметов, курсов, в том числе интегрированных, в редких образовательных учреждениях предоставляется психологу возможность реализации профессиональных задач. Речь идет о таких программах: 

Программы элективных курсов в профильной школе (подготовка к адаптации на рынке труда, к профессиональной деятельности, освоение технологий поиска работы, ориентационные курсы в предпрофильной подготовке).

 

Список литературы:

1. Аксенова Л.И. Социальная педагогика в специальном образовании. М.. 2001. 191 с.

2. Гонеев А.Д., Лифинцева Н.И.. Ялпаева Н.В. Основы коррекционной педагогики. М., 2002.

3. Демьянов Ю.Г. Диагностика психических нарушений: Практикум. - СПб.: МиМ, Респекс, 1999. - 224 с.

4. Психология / Под ред. Л.В.Кузнецовой. - М.: Академия. 2005. - 480с.

5. Шалимов В.Ф. Клиника интеллектуальных нарушений. - М.: Академия. 2002. - 160с.

          

. . . . .