Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Работа с текстом как основной способ формирования читательской грамотности младших школьников

Дата публикации: 2023-09-26 18:23:19
Статью разместил(а):
Мосолова Наталья Борисовна

Работа с текстом как основной способ формирования читательской грамотности младших школьников

Автор: Мосолова Наталья Борисовна

ГБОУ города Москвы "Школа № 429 "Соколиная гора"

 

Аннотация: Данная статья описывает значимость работы с текстами в процессе обучения младших школьников. Работа с текстами не только способствует развитию навыков чтения и письма, но и имеет множество других полезных аспектов для развития детей. Такой подход помогает детям лучше усваивать информацию, разнообразить уроки и развить их творческий потенциал.

Ключевые слова: работа с текстом, читательская грамотность, младшие школьники.

 

Работа с текстом является основным способом формирования читательской грамотности у младших школьников. Она помогает развить языковые навыки, критическое мышление и творческую мысль, а также способствует развитию коммуникативных и социальных навыков. Поэтому важно создать благоприятные условия для работы с текстами и стимулировать интерес к чтению у детей с самого раннего возраста.

Через чтение разных текстов и обсуждение их содержания дети учатся воспринимать эмоции и чувства других людей, развивать эмпатию и умение встать на их место. Чтение и обсуждение текстов в группе позволяет детям выражать свои мысли, развивать социальные навыки и формировать уверенность в себе.

С развитием технологий и доступом к разнообразным источникам информации, важность чтения и грамотности остается актуальной. Особенно важно сформировать у обучающихся интерес и умение работать с текстом. Работа с текстом - это не просто процесс объединения букв в слова, а целостный подход, способствующий развитию языковых навыков, когнитивных способностей и творческого мышления.

Одним из ключевых аспектов формирования грамотности является работа с различными текстами. Через чтение, письмо и обсуждение текстов дети учатся понимать содержание, анализировать, интерпретировать, аргументировать свои мысли и эмоции. Работа с текстами разных жанров позволяет расширить кругозор, обогатить словарный запас и развить фантазию. Читая различные тексты, дети знакомятся с приключениями, историями, научными фактами и многое другое, что способствует их личностному развитию.

Важно также научить детей разбираться в структуре текста, как внешне, так и внутренне. Изучение заголовка, подзаголовков, абзацев, предложений и связей между ними помогает осознать организацию текста и упорядочить информацию, анализируя ее логически.

Совместное чтение и обсуждение текстов помогает развить коммуникативные навыки и социальные компетенции, особенно у замкнутых детей. Обсуждая тексты, они учатся высказывать свое мнение, слушать и уважать точки зрения других, аргументировать свою позицию и строить диалог.

Работа с текстом также предлагает школьникам возможность развить свою творческую мысль. Через написание собственных историй, стихов или эссе дети могут выразить свои мысли и фантазию, а также развить навыки письма.

Важно создать условия, стимулирующие чтение и работу с текстами. Библиотеки в школе и на улице, книжные выставки, литературные мероприятия, проекты чтения - всё это способствует формированию интереса к чтению и увлечению текстами.

Работа с текстом требует организованного подхода. Важно предоставить школьникам качественные тексты, подходящие возрасту и уровню развития, чтобы они могли понять и воспринять информацию. Работа с текстом при этом должна быть интерактивной и разнообразной. Использование игровых элементов, викторин, дискуссий и дидактических материалов способствует активному участию детей и повышению мотивации к чтению и обсуждению текстов.

Важно также включать в работу с текстом современные технологии, такие как электронные книги, учебные приложения и интерактивные ресурсы. Это поможет создать более привлекательную и интерактивную среду для работы с текстом.

Использование современных технологий в работе с текстами также может быть полезным. Дети могут использовать электронные ресурсы, интерактивные книги и приложения для чтения, которые не только делают процесс обучения более интересным, но и развивают информационную грамотность.

Работа с текстом должна быть интерактивной и разнообразной. Можно использовать методики чтения вслух, драматизации, ролевые игры и создание проектов на основе прочитанных текстов. Это поможет детям лучше усвоить информацию, разнообразить процесс обучения и развить их творческий потенциал.

Важно также уделять внимание развитию критического мышления у обучающихся при работе с текстами. Нужно побуждать их задавать вопросы, высказывать сомнения, анализировать информацию и делать выводы. Это поможет им развить навыки критического мышления, столь необходимые в современном информационном обществе.

Работа с текстом также способствует развитию эмоционального интеллекта. Через чтение разных текстов и обсуждение их содержания, дети учатся воспринимать эмоции и чувства других людей, развивать эмпатию и умение встать на их место.

Современный мир требует от нас не только умения читать и понимать тексты, но и умения адекватно реагировать на информацию и использовать ее в своих действиях. Работа с текстами помогает развить навыки критического мышления, анализа и применения полученной информации в практической деятельности.

Нельзя забывать и о значимости чтения для развития лексического и грамматического богатства детей. Чтение текстов разных жанров и сложности позволяет детям пополнить свой словарный запас, овладеть правильным использованием грамматических конструкций и улучшить качество своей речи.

Работа с текстами также способствует развитию общения и коммуникативных навыков. Чтение и обсуждение текстов в группе помогает детям выражать свои мысли, выслушивать точки зрения других, учиться аргументировать свои мысли и участвовать в диалоге. Это способствует развитию их социальных навыков и формированию уверенности в себе.

Работа с текстами может стать основой для развития творческого мышления. Чтение и анализ разных жанров текстов позволяет детям видеть разнообразие и креативность в использовании языка, расширять свою фантазию и развивать творческое мышление. Они могут создавать свои собственные истории, стихи, записки и рассказы, развивая свои литературные навыки и способности.

Кроме того, работа с текстами способствует развитию познавательных навыков. При чтении текстов дети учатся искать и выбирать необходимую информацию, оценивать ее достоверность и использовать в своих задачах. Это развивает их умение находить и применять знания в повседневной жизни, а также формирует навыки исследования и систематизации информации.

Работа с текстом должна быть систематической и включать в себя различные компоненты, такие как чтение вслух, чтение самостоятельно, анализ текста, обсуждение и написание собственных текстов. Непосредственное участие детей в процессе работы с текстами поможет им усвоить информацию более глубоко и применять полученные навыки в повседневной жизни.

В заключение можно сделать вывод о том, что работа с текстом является основным способом формирования читательской грамотности у младших школьников. Знание и умение работать с текстами позволяет им не только успешно учиться, но и становиться активными участниками информационного общества.

 

. . . . .