Формирование патриотических ценностей младших школьников
Формирование патриотических ценностей младших школьников
Авторы: Дудинских Оксана Васильевна
и Матыцина Светлана Сергеевна
МБОУ «Анновская СОШ им. Героя Советского Союза А.Н. Гайдаша»
Аннотация: В этой статье авторы пишут о том, как патриотическое воспитание влияет на развитие личности, что важно для нравственного формирования личности.
Ключевые слова: патриотизм, патриотическое воспитание, культурное наследие, культурные традиции, Родина.
Тематическая рубрика: Начальная школа.
Что мы Родиной зовем?
Дом, где мы с тобой растем
И березки у дороги,
По которой мы идем
Что мы Родиной зовем?
Солнце в небе голубом.
И душистый, золотистый
Хлеб за праздничным столом
Что мы Родиной зовем?
Край, где мы с тобой живем.
В. Степанов
Детство – это каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие стало познанием человека и отечества, чтобы в детский ум и сердце входила красота настоящего человека, величие и ни с чем несравнимая красота Отечества.
Детство – это ответственный этап в становлении личности и ее нравственной сферы. Вовремя созданная благоприятная педагогическая среда способствует воспитанию в детях основ патриотизма и гражданственности. Детский возраст- это возраст пытливого ума и ярких впечатлений, имеет потенциальные возможности формирования социальных, нравственных и патриотических чувств.
Патриотизм, гражданственность как качества личности – это глубокий родник, который питает жизненные силы человека, окрашивает поступки, влияет на мировоззрение и социальные качества человека. Оттого, что дети видят, слышат, что они считают, во многом зависит морально-нравственный климат в обществе в целом.
Понятие патриотизма многообразно по своему содержанию – это и уважение к культуре своей страны, и ощущение неразрывности с окружающим миром, и гордость за свой народ и свою Родину. Ребенок с первых лет жизни должен сердцем и душой полюбить свой родной край, культуру, испытывать чувство национальной гордости, что называется «пустить корни в родную землю».
Младший школьный возраст, по утверждению психологов – лучший период для формирования любви к малой родине. Уже начиная с детского сада необходимо закладывать в детях гражданско- патриотические качества, чтобы они любили то место, где живут, знали историю своего края, с уважением относились к окружающим людям.
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отечеству, наследию, воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Чувство Родины … оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к маме, папе, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребёнок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль, в становлении личности патриота.
Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомиться со своей семьей, школой, своей улицей, селом, краем, а затем и со страной, ее столицей и символами.
Родное село … Надо показать ребенку, что родное поселение славно своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми. Быть гражданином, патриотом – это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему отечеству, гордости за свою страну, должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания.
Для достижения цели мы ставим такие задачи:
1. Воспитание уважения к прошлому, настоящему, будущему родного края, толерантного отношения к представителям других национальностей.
2. Формирование гражданской позиции и патриотических чувств к прошлому, настоящему и будущему родного края, чувства гордости за свою малую Родину.
3. Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, родному дому, земле, где он родился.
4. Воспитание любви и уважения к своему народу, его обычаям, традициям.
5. Формирование основ экологической культуры, гуманного отношения ко всему живому.
6. Формирование художественного вкуса и любви к прекрасному, развитие творческих способностей.
7. Воспитание у школьников чувств уважения и заботы к Защитникам Отечества.
8. Воспитание здорового образа жизни.
9. Воспитание чувства уважения к профессиям и труду взрослых.
Эти задачи взаимосвязаны и реализовываются в совместной работе с библиотекарем школы и села, краеведами села, учителями школы. К работе привлекаются родители школьников, что обеспечивает тесный контакт школы с семьей и позволяет использовать жизненный опыт семьи в процессе воспитания гражданственности.
Для формирования патриотизма очень важно давать детям начальные знания о Родине, базисные представления о стране, народе, обычаях, истории, культуре. Все это может дать мощный духовно-нравственный потенциал русской культурной традиции. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он удивляется, что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления не осознанны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
В рамках патриотического воспитания в образовательных учреждениях проводится работа по сохранению и возрождению культурных традиций предков, чтобы будущие поколения чтили и любили памятные даты.
Особая роль в этом принадлежит историческому краеведению. Краеведение позволяет определить индивидуальную траекторию развития каждого воспитанника, выделить специальные задачи, соответствующие его индивидуальным особенностям, включать ребенка в различные виды деятельности с учетом его особенностей.
Краеведческая деятельность поможет понять школьникам, что будущее России в их руках, что страна будет такой, какой ее сделают люди. Воспитательный потенциал исторического краеведения заложен в самом материале – фактах местной истории. Они помогают донести до сознания детей картины героического прошлого, хранящиеся в общественной памяти.
Выработанная мною тема, это результат напряженных поисков. Я пришла к выводу, что никакая система приемов воспитания не будет по-настоящему эффективной, если не найдены пути сотрудничества с ребенком. Именно краеведение дает простор для самовыражения школьников, позволяет избавиться от навязывания готовых истин.
В краеведческой работе используются информационно-коммуникативные технологии.
Хорошими ресурсами в воспитании патриотизма располагает школьная библиотека, и главный ресурс – книга. Знакомить воспитанников с хорошей книгой – такая задача стояла перед библиотекой всегда. Работа библиотекаря должна быть целенаправленной, и при этом будут использоваться разнообразные пути, средства и формы.
Работа по патриотическому воспитанию проводится с применением разнообразных форм и методов.
1. Познавательные занятия. Занятия, посвященные изучению государственных символов России (история возникновения родного села). Занятия о географическом расположении, климате и т.д.
2. Традиции. Знакомство детей с культурой, языком, традициями, обрядами русского народа укрепляет связь между поколениями, развивает чувство принадлежности и уважения к русскому народу.Обрядовые праздники: «Рождественские колядки», «Масленица», «Пасха»; они объединяют всех участников, вызывают радостные волнения, эмоциональный подъем, дают возможность полнее проявить свою фантазию, изобретательность, творчество;
3. Природа и экология. Одно из слагаемых патриотизма – воспитание любви к родной природе на прогулках и экскурсиях. Постепенно у детей формируются представления о родном селе, природа становится ближе и понятнее, дети стараются что-то сделать для нее, испытывают чувство ответственности перед .
4. Героическое прошлое. Важно донести до детей мысль: спустя много лет люди помнят о событиях грозных лет войны, чтят память погибших, окружат вниманием и любовью людей защищавших нашу Родину.
5. Взаимодействие с родителями. Особую значимость при решении задач патриотического воспитания имеет тесный контакт с семьей учеников. Родители оказывают большую помощь, активно участвуют в жизни класса, проявляя выдумку, фантазию, энтузиазм.
Родная природа, культурное наследие — памятники архитектуры, искусства, декоративно-прикладного искусства, художественно-ремесленные традиции, язык, обряды, фольклор, народные игры помогают детям ощутить и сознать свою принадлежность к «Малой Родине», к своему дому, воспринимая всю полноту ближайшего окружения, усваивая при этом общечеловеческие и национальные ценности в духовном, материальном и морально-эстетическом плане. Все полученные впечатления и эмоции дети нередко отражают в рисунках. Школьный период является благоприятным для погружения ребенка в истоки региональной культуры. Необходимо, чтобы процесс воспитания любви к малой родине был двусторонним: школа – семья.
Внедрение национального регионального компонента позволяет достичь определенных целей в познании и понимании детьми общечеловеческих ценностей. Очень важно привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм.
Детство – это каждодневное открытие мира. Вся наша работа и направлена на это открытие. Мы делаем так, чтобы оно стало познанием человека и Отечества, чтобы в детский ум и сердце входила красота настоящего человека, величие и ни с чем несравнимая красота Родины. Ребенок с первых дней жизни должен сердцем и душой полюбить свой родной край, культуру, испытывать чувство национальной гордости, что называется «пустить корни в родную землю». Мы воспитываем гордость к своей малой родине и нашим землякам, знакомим детей с историей и культурой нашей области, воспитываем уважение и любовь к ней.
Список литературы:
1. Абрамова С.В. Система гражданского образования школьников: воспитание гражданской активности, социально-правовое проектирование, изучение гуманитарного права [Текст] - М.: Глобус, 2006. - 224 с.
2. Аверина Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников. Начальная школа // Начальная школа. - 2011. - №11. - С.68 - 71.
3. Агапова И.А. Патриотическое воспитание в школе / И. А. Агапова, М. А. Давыдова. - Москва: АЙРИС-Пресс, 2002. - 224 с.: ил.
4. Андрианова Н.А. Россия для детей: [для младшего школьного возраста / Андрианова Наталья Аркадьевна; иллюстрации Марины Ражевой]. - Москва: Эксмо, 2015. - 191 с.: цв. ил. ; 26 см
5. Витовтова М.С. Патриотическое воспитание во внеурочной деятельности учителя / М.С. Витовтова // Народное образование. -2012. - № 9.
6. Журавская Т.В. Патриотическое воспитание: Нормативные правовые документы. - 2-е изд., перераб. - М.: ТЦ Сфера, 2006. - 96
7. Федеральный закон об образовании в Российской Федерации.